Фото: img.freepik.com

Настольные игры — прекрасное дополнение педагогической программы.
Воспитатели могут использовать их для поддержания естественного желания детей двигаться, проверки знаний по изученной теме и улучшения отношений в группе. Самостоятельно изготовить настольную игру несложно, а главное — сделать это вместе с детьми. Такая деятельность поможет развить инициативность и самостоятельность. Алена Кондрашова, воспитательница красноярского детского сада № 17, финалистка конкурса «Воспитатель года России», участник конкурса имени Л. С. Выготского, резидент сообщества «Университет детства», автор сборника «Настольные игры и задания для детей», рассказывает о том, как правильно придумывать такие игры, и что для этого понадобится.

Алена Кондрашова разработала первую командную напольную игру в 2019 году, и с тех пор занятия этим видом деятельности вошли в расписание её старшей группы. Однажды Алена заметила энтузиазм детей, играющих в «Крестики-нолики» на улице, и решила перенести игру в сад, но с дополнениями: она увеличила игровое поле и добавила элементы дидактики — прыгая по квадратам, ребёнок открывал карточку с изображением поступка, озвучивал его и убирал, если поступок казался ему неправильным. Игра помогла закрепить изученный материал и проявила большой интерес детей к напольным играм. Стало очевидным, что квадратное поле можно наполнить различным дидактическим содержанием и одновременно поощрить желание двигаться, направляя энергию в нужное русло.

Шесть золотых правил

Усовершенствовав «Крестики-нолики», Алена создавала новые игры и установила для себя семь принципов, которые гарантировали интерес и пользу.

  1. Игра — для малышей, а не для взрослых.

    Чтобы заинтересовать детей игрой, избегайте излишней сложности или легкости.
  2. Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.

    Игры — не только развлечение. Если для детей это забава, то педагогу следует определить цель, которую он преследует с помощью игры, например, закрепление пройденного материала или развитие логического мышления детей.
  3. «Квадраты» — универсальное игровое поле.

    Для начала знакомства с настольными играми подходит универсальное поле «Квадраты»: прямоугольник из 24 квадратов. Желательный размер — 1,4 на 2,8 метра для удобства передвижения детей. Можно создать его самостоятельно, например, нарисовать квадраты изолентой на полу, или использовать готовый материал, такой как баннерное полотно.
  4. Игра — это движение.

    Ребенок может убирать картинки, крутить обруч или прыгать с мячом.
  5. Правила — основа порядка.

    Проясните детям, что допустимо делать во время игры, а что запрещено. Это поможет лучше управлять процессом и добиться поставленных задач.
  6. Все хорошо в меру.

    Чтобы игры не утомляли детей, лучше устраивать их не чаще двух-трех раз в неделю. Исключение составляют игровые моменты во время утренней гимнастики – это часть тренировки и длится лишь несколько минут.

Алена создала набор настольных игр, собравшихся в её книге «Настольные игры и задания для детей». Она предложила нам пять забав, подходящих для проведения с детьми.

5 напольных игр для детского сада

1. «Убери лишнее»

Распределите учебные материалы с картинками по квадратам игрового поля. В каждом ряду разместите изображения, объединенные одним признаком, и одну карточку, не соответствующую этому признаку. Например, три картинки с фруктами и одна — с овощем. По очереди игроки прыгают в квадраты с лишней картинкой, поднимают карточку и объясняют свой выбор.

Польза игры:

  • закрепляет обобщающие понятия;
  • развивает логическое мышление;
  • помогает преодолеть застенчивость;
  • дает активную физическую нагрузку.

2. «Изобрази»

Разложите карточки с изображением чего-либо или кого-либо рубашкой вниз, чтобы участники не видели их. По очереди играющие прыгают в квадраты с карточкой, открывают её и держат в секрете от остальных, а с помощью мимики и жестов показывают изображенный объект.

Польза игры:

  • помогает преодолеть застенчивость;
  • развивает воображение, память и артистизм;
  • дает активную физическую нагрузку.

3. «Повтори за мной»

Игру можно применять на физминутке и домашнем спортивном занятии. Первый игрок перемещается по игровому полю, демонстрируя движение в квадрате. Остальные повторяют за ним. Возможен самостоятельный выбор движений или открытие карточек с упражнениями. На физминутку предпочтительнее использовать сокращенную версию поля — например, из 12 квадратов.

Польза игры:

  • помогает преодолеть застенчивость;
  • дает активную физическую нагрузку;
  • развивает воображение, память и артистизм;
  • Способствует культуре взаимоуважения и внимательного отношения к действиям друг друга.

4. «Путешествие по цифрам»

Игра «Путешествие по цифрам» поможет детям запомнить счет, называть цифры в прямом и обратном порядке, понимать их значение. Разложите карточки с изображениями цифр и придумайте маршрут: например, 1-2-3-4-5 или 2-2-4-3-1. Дети могут пройти и пропрыгать по предложенному маршруту разными способами. Игра подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Польза игры:

  • развивает логическое мышление и внимание;
  • дает активную физическую нагрузку;
  • помогает преодолеть застенчивость;
  • Формирует почтение и внимательность к поступкам участниц и участников.

Игру, созданную детьми самими.

Дети любят игры собственного сочинения. У Алены такая игра — «Не наступи на лопнувший шарик». В течение недели каждый ребенок на большом листе нарисовал свой шарик, некоторые целые, а некоторые лопнувшие. Цель игры — пройти по полю без случайного попадания на лопнувший шарик.

Педагог может усложнить игру, например, завязывая глаза одному ребенку, а остальные направляют его. Такой подход развивает коммуникативные навыки и пространственное ориентирование, поскольку для успешного прохождения нужно четко знать, где право, а где лево.
Другой вариант: прыгать только по шарам определенного цвета или только на одной ноге. В зависимости от поставленной задачи педагога и инициативы детей игра подстраивается под любые потребности.

Польза игры:

  • развивает творческое воображение;
  • дает активную физическую нагрузку;
  • Способствует развитию уважения и внимания к поступкам партнёра.
  • развитивает ориентирование в пространстве и ловкость.

На сайте доступны для скачивания макеты игровых полей, авторские методические разработки и видео-мастер классы по напольным играм. сайте Алены Кондрашовой.