
Логическое мышление – это осмысление информации, поиск связей и принятие верного решения в результате. Это не просто разгадывание кроссвордов или головоломок. Это система навыков: от умения обосновать свою точку зрения до упорядочения знаний о мире.
Профессор, специализирующийся на изучении мозга и языка. Татьяна Черниговская Чтобы не уйти от рассудительности в современном мире с огромным потоком информации и оставаться взрослой личностью, необходимо развивать логическое мышление с детства.
Популярны для этого простые методы, часто представленные в игровой форме.
Зачем развивать логическое мышление
Взрослые ежедневно сталкиваются с задачами, требующими логического решения: от выбора маршрута до крупных деловых сделок. Для принятия верного решения важно иметь достаточную информацию, которой не возникает недостатка. Процесс мышления современных школьников происходит значительно быстрее, чем у сверстников 50 лет назад.
В эпоху социальных сетей и цифровизации скорость мышления повышается, но увеличивается количество детей, не умеющих прочесть длинный текст целиком, сформулировать его основную идею и сделать выводы.
Важно не просто накапливать знания, а учить детей мыслить, упорядочивать информацию и самому учиться.
Целенаправленная работа по развитию логического мышления у учеников может помочь улучшить ситуацию.
- Лучше концентрироваться;
- Эффективно выстраивать причинно-следственные связи;
- Находить выход из сложных ситуаций;
- Яснее формулировать свою точку зрения, идеи и оценки.
- Неординарно и творчески мыслить.
Логическое мышление и нейронные связи
Мышцы развиваются с тренировками, а мозг – аналогичным образом. Упражнения порождают новые связи между нервными клетками. Чем больше связей, тем богаче набор умений и навыков, быстрее происходит обработка информации. Развитие личности — это, по существу, формирование новых нейронных связей.
В первые годы жизни развитие происходит с феноменальной скоростью во время взаимодействия с вещами и явлениями окружающего мира. Человеческий мозг ориентирован на индивидуальный опыт: чем больше опыта — тем больше нейронных связей. Электрические импульсы нейронов формируют пути, по которым в будущем быстрее пройдут другие импульсы. Без стимулов мозгу необходимо питание и использование нейронных связей, иначе они начинают отмирать.
В старости мозгу сложнее изменяться. Если не заниматься формированием связей между нейронами в раннем возрасте, перестроить его позже будет труднее.
Исследователь человеческого мозга утверждает: «С рождением мы получаем мощный компьютер в голове. Но необходимо установить программы. Некоторых уже достаточно, а другие нужно загружать на протяжении всей жизни. Мы постоянно меняемся, перестраиваемся. Мозг учится непрерывно! Важно лишь то, что ему предлагают — информацию высокого или низкого уровня».
Для установки «проверенного ПО» в «компьютер» мозга есть простые приёмы, которые можно разделить на пять категорий.
5 приемов развития логического мышления
1. Анализируйте
Предложение «Яркое солнце освещало зеленые кроны берез» позволяет сделать вывод о времени года и месте действия.
Иногда стоит переходить от простых выводов к парадоксальным размышлениям: например, соединить курицу и стол. Возможно, курица обходила стол или попала туда из магазина.
Хорошо, если получится сочинить фантастическую историю. Можно представить, например, что по городу гуляют инопланетяне, а из кранов течет лимонад.
2. Играйте
Нейролингвисты полагают, что даже простая игра «Тетрис» может улучшать навыки логического мышления.
Время за компьютером лучше ограничить, а предпочтение следует отдавать настольным играм: развивающим карточкам, ребусам и «настолкам».
Шахматы развивают логическое мышление, поскольку для победы игрокам необходимо продумывать стратегию на многие шаги вперёд и предвидеть действия соперника.
В игре «Отгадай за 10 вопросов» ведущий загадывает персонаж, например, «герой русской сказки», и отвечая на вопросы, участник пытается его определить. Для этого можно задать не более десяти вопросов: добрый ли он, человек или животное и т.д.
3. Переключайтесь
Психологи утверждают, что способность переключать внимание от одной задачи к другой – это фундаментальное умение.
Для тренировки переключения внимания школьнику достаточно чаще заниматься разными делами: например, полчаса решать математические задачи, а потом отложить их, чтобы порисовать. Лучше усваивать материал не бесконечной зубрежкой, а сочетанием получасовых занятий с 15-минутным перерывом. Еще лучше — сном, утверждают специалисты:
Чтобы запомнить что-либо с утра, необходимо выучить информацию и уснуть. Ранее это считалось предположением, сейчас – научным фактом. Полученные во сне данные перемещаются в долговременную память.
4. Тренируйте память
Поэзия, насыщенная образностью и музыкальностью, служит проверенным временем методом развития памяти. Для более легкой тренировки можно запомнить предметы на изображении или столе и следить за их перемещениями.
5. Классифицируйте
Для этого существуют специальные игры: взять пары слов, противоположных по значению, и подобрать для них максимально возможное количество общих признаков. Например, что общего у рояля и машины? У рояля и машины есть колеса, бывают черного или белого цвета, можно сопоставить их размер.
БОНУС
В работе над развитием логического мышления школьников важно акцентировать внимание на положительном результате и его закреплении. Татьяна Черниговская считает, что учителя, занимающиеся лишь технической передачей информации, уже не актуальны. Радость от обучения и позитивная атмосфера — необходимые условия для нормального формирования мыслительных навыков, которые педагогу следует создавать и поддерживать.
Книги в помощь педагогу и родителям
Специальная литература поможет глубже понять строение мозга и связи нейронов, осознать возможные пути развития логического мышления у учеников, а также найти эффективные упражнения и игры от опытных педагогов для систематизации работы в этой области.
- Т. Черниговская — «Как научить мозг учиться».
- Т. Черниговская — «Интернет. Мозг и «жидкий мир».
- Л. Тихомирова — «Логика. Дети 7-10 лет».
- Авторы книги: С. Гаврилова, Н. Кутявина, С. Щербинина. Название: «Развиваем логическое мышление».
- Сергей Федин — «Логические задачи для молодого следователя».
- «Логика. Самостоятельное мышление». Издательство «ЭКСМО».
- Сергей Гордиенко — «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей».
- Г. Шалаева — «Иллюстрированные тесты для детей».
- Игорь Сухин — «Математическая игра-головоломка «Какуро» для юных одаренных».
- Л. Кэрролл — «История с узелками».
- Е. Ефимовский — «Ракета и травинка».