
Нейрогимнастика – это движения, которые стимулируют работу мозга.
Это особые игры, помогающие развитию мышления, речи и памяти, а также формирующие моторные навыки и делающие ребёнка более уравновешенным и рассудительным.
Плюсы упражнений:
- Их можно выполнять практически где угодно
- Просты и не требуют много времени
- Предметы имеют вид игрушек и радуют детей.
Как это работает
Два полушария составляют человеческий мозг, и каждое из них контролирует определённые виды действий.
- Правое полушарие мозга отвечает за восприятие пространства, координацию движений и фантазию. Движение левой ноги стимулирует правое полушарие, а движение правой — левое.
- Левое полушарие отвечает за логику, математику и речь.
Если мы разговариваем или считаем, то активна работа левого полушария головного мозга. А если занимаемся лепкой, рисованием или фантазированием, то активным становится правое полушарие.
Работа мозга всегда разделена между его двумя половинами. Полной продуктивности можно добиться лишь при активации обеих сторон. Нейрогимнастика помогает этому происходить просто и органично.
Важные моменты о детских упражнениях.
Недостаток согласованной деятельности полушарий головного мозга часто приводит к неусидчивости, задержкам речевого развития, проблемам с концентрацией внимания, затруднениям в ориентировании в пространстве и эмоциональной лабильности у детей.
Упражнения по нейрогимнастике позволяют ребенку лучше чувствовать своё тело, ориентироваться в пространстве и развивать сенсорную активность. Это благоприятно сказывается на зрительно-моторной координации и точности движений, а также на речи, мышлении и поведении.
Если связь между полушариями мозга развита слабо, то одно из них берет на себя ведущую функцию, а работа другого тормозится. Это может привести к проблемам с письмом, речью, восприятием на слух и эмоциями. Такому ребенку сложно учиться, он может быть неусидчивым или ленивым, обидчивым, замкнутым или наоборот — чересчур эмоциональным. Межполушарное развитие особенно важно к 3 годам. В этом возрасте закладывается зрительное, слуховое и кинетическое восприятие, которое напрямую влияет на интеллект.
Нейрогимнастика полезна всем детям, независимо от имеющихся способностей. Упражнения действуют быстро, результат накапливается и укрепляется с течением времени.
В будущем это благотворно влияет на развитие мышления ребенка, делая его более общительным, эмоционально стабильным и творчески развитым. Синхронные, симметричные и асимметричные упражнения развивают физическую активность, помогают сохранять равновесие и стимулируют кровообращение.
Как делать нейрогимнастику
Нейрогимнастику можно выполнять в любой момент. Для детей занятия занимают 5-15 минут 2-3 раза в неделю. Если ребёнок заинтересовался и хочет заниматься дольше, разрешите ему продолжать.
Во время занятий попросите ребенка использовать обе руки и/или ноги. Так мозг лучше работает и упражнения приносят больше пользы.
Нейрогимнастика для детей до 1 года
В этом возрасте важно, чтобы ребенок познакомлюлся с предметами окружающей среды: ощупывал их, пробовал на вкус, слушал речь родителей и другие звуки. Самыми полезными для него являются массаж, гимнастика и водные процедуры (в идеале плавание).
Носить малыша на руках, называя предметы вокруг, давая возможность рассматривать и трогать их: чашку на столе, часы на стене, одежду, деревья во дворе, машины на парковке – это полезно. Это знакомит кроху с окружающим миром, позволяя получать необходимые сенсорные, зрительные и слуховые ощущения.
Нейрогимнастика для детей 1-2 года
- Игры с пирамидками, кубиками, сортерами и шнуровками способствуют развитию мелкой и крупной моторики.
- Стихи, песни, потешки и сказки — важное не количество, а частый повтор известных историй.
- Игра в «ладушки» и пальчиковые игры могут начаться с простых хлопков, которые затем можно дополнить перекрестными. Со временем можно усложнять комбинации.
- Пока пальчиковые игры остаются пассивными, человек произносит фразу, массируя каждый палец. Это активизирует слух, зрение и тактильные ощущения ребёнка.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик сладенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький
Этот пальчик — толстячок.
Ну а вместе — кулачок. - Игра «Цыплята». ручками малыш имитирует цыплят. Для этого пальчики «клюют» носиком с ладошки. Потом руки меняются местами, и движение повторяется.
Нейрогимнастика для детей 3-4 года
Игра «Хожу по канату». Расположите на полу веревку или пояс. Ребенок воображает, что является канатоходцем и идет по натянутому в воздухе каната. Задача: плотно прижимая ножки к веревке, пройти до конца.
Перед ребёнком поставьте горевшую свечу. Ребёнок должен сделать глубокий вдох, выпятить губы и задуть свечу. Повторите действие 4-5 раз, каждый раз чуть дальше отставляя свечу.
В игре «Речка» границы «суши» и «воды» отмечаются сенсорным ковриком. По команде взрослого ребенок выходит на «сушу» или «ныряет в воду». Для усложнения игры команды дублируются, меняя каждую раз последовательность.
Игра «Я капитан» хорошо развивает координацию движений. Нужно сжать одну руку в кулак, подняв большой палец вверх (показать «лайк»). Вторую руку поднести к лбу, изображая козырек. Потом менять руки местами. После освоения можно добавлять хлопок между сменой позиций.
«Зарядка для мозга» полезна детям и взрослым. Наибольшая заметность результатов нейрогимнастики в детском возрасте, так как именно в этот период формируются связи между полушариями мозга и закладывается мышление, интеллект и речь.
Выводы
- Нейрогимнастика — это упражнения для детского мозга, способствующие естественному развитию правого и левого полушарий.
- Упражнения способствуют развитию мышления, памяти, речи и координации движений, делают ребёнка более внимательным, общительным и уравновешенным.
- Массажи, гимнастика и плавание благотворно повлияют на ребёнка до года.
- В возрасте от одного до двух лет уместны развивающие игрушки для мелкой моторики, сказки, а также игры «Ладушки» и «Цыплята».
- В возрасте от трёх до четырёх лет тренировку ума можно проводить с помощью игр «Хожу по канату», «Задуй свечу», «Речка» и «Я капитан».