Фото: img.freepik.com

Изображение: Pixabay / АГН «Москва». Рисунок: Юлия Замжицкая.

Анастасия Щербакова — учительница русского языка и литературы, методист, создательница телеграм-канала. Синие занавескиПредлагает задачи для развития орфографической внимательности у учеников начальных классов.

1. Исправление ошибок в тексте

Для каждой орфограммы выделен собственный текст с допущенными ошибками. Тексты состоят из простых предложений, например: «У меня живёт щенок Чуча. И у Миши есть щенок. Чуча дружит со щенком Миши».

В первом туре в течение 3–5 минут каждый на своей карточке исправляет ошибки, помечая их цветной ручкой или фломастером. Во втором туре дети объединяются по двое или трое и проверяют тексты друг друга. Важно, чтобы ошибки, которые найдут в этом этапе, отмечались другим цветом. Это будет сигнализировать о том, что во время индивидуальной работы их пропустили.

Данное задание подходит для учеников с первого класса, увеличивая сложность текста по мере взросления детей, добавляя разнообразные правописания и пропуски букв. В ходе обсуждения задания дети вспоминают правила, разъясняя друг другу их суть.

2. Методика зрительных диктантов И. Т. Федоренко

Методика основана на сборнике из 18 диктантов. В каждом из них 6 простых предложений: «Наступила осень», «Пошел дождь» и подобные. За два месяца работы с набором каждое предложение первого диктанта дополняется словами, увеличивая количество букв. Например, первый диктант начинается с двух слов и восемь букв, а последний – 8–9 слов и около 46 букв.

Диктант проходит в четыре этапа:

  1. На доске или дисплее выводится шесть предложений.
  2. Закрывают доску, или выключают экран, после чего демонстрируют первое предложение, которое дети запоминают в течение 5–10 секунд.
  3. Ученики закрывают глаза и мысленно видят запись.
  4. Завершают предложение и дети запоминают его, написав каждое на отдельной строчке.

3. Фонематический диктант

Эти диктанты развивают фонематический слух и способность различать звуки языка.

  1. Учитель сначала прочитывает предложение с правильным произношением, ученики же прислушиваются к ударениям и паузам.
  2. Затем записывают предложение под диктовку схематически с помощью черточек, подчеркивают ошибочные места.
  3. Дети ещё раз составляют предложение и каждую часть на схеме обозначают с помощью слоговых линий.
  4. Ребята повторяют каждое слово по образцу, определяют ударение и обозначают безударные гласные для внимания.
  5. Учитель произносит предложение, обращая внимание на расхождение написания и звучания некоторых букв. Дети внимательно слушают и, глядя на модель, исправляют ошибки в предложении.
  6. В ходе орфографической самодиктовки ребята прописывают предложение.
  7. Учителя читает вслух, ученики проверяют свои написания, четко произнося слова по складам и пользуясь карандашом.

4. Найти правильную букву

Это простое упражнение поможет запомнить образы букв. Оно пригодится младшим школьникам, которые учат несколько языков, так как им бывает трудно различать русские, английские, французские и испанские буквы.

Таблица содержит буквы русского алфавита и их зеркальные отображения. Выполните задачу, либо обведя верную букву, либо зачеркнув неверную.

С течением времени задание можно усложнить, попросив отыскать букву в слове, написанную неверно, к примеру, «ы» в слове «сыр».

5. Соединить картинку с буквой

Соедини букву с предметом, чье название начинается на эту букву. Можно дополнительно искать пары согласных в слове и произносить проверочное слово, например «глаз» — «глаза».

6. Рисование ассоциаций

Задание возможно выполнить двумя способами. Сначала вместе с детьми записать слова с непроверяемыми буквами, а затем предложить украсить проблемные места символами и ассоциациями. Второй вариант — раздать карточки с такими словами, но с пропусками. Можно сначала обсудить их в группе или дать поработать самостоятельно. После проверки попросить нарисовать картинки, напоминающие пропущенные буквы.

Из подобных карточек получится создавать личные словари. Дети поместят туда слова, вызывающие у них затруднения.

7. Сигнальные карточки

  • Используйте красную карточку, если считаете, что слово написано с ошибкой, и зеленую — если оно написано правильно.
  • Синие и зелёные карточки применяют для проверки написания букв. Учитель спрашивает, например, какую букву писать в слове «чудо». Если «у», то поднимают синюю карточку, если «ю» — зелёную.

8. Филворды со словарными словами

Филворды применимы до девятого класса. Учитель выбирает четырнадцать-пятнадцать слов из словарного запаса и вводит их в любой онлайн генератор филвордов. Возможен вариант с списком слов для нахождения или усложнение задачи без подсказок.

Когда ученики найдут все слова, учитель предоставляет им пустые фишворды, просит выбрать 10 словарных слов из недавно изученного набора и скрыть их от соседа.

Взаимодействуя со словами, дети минимум три раза обращаются к ним и двигательно запоминают их написание.

Из-за разборчивости почерка полезно попросить записать спрятанные слова, чтобы сосед знал, что искать и игра проходила быстрее. Добавьте ограничение по времени, потому что участники могут увлечься запутать друг друга. Не забудьте напомнить посчитать количество букв для умещения слов.

9. Орфографическое домино

Игра домино хорошо помогает закрепить правописание слов с разными вариантами написания. Очко начисляется только при указании не только отсутствующей буквы, но и слова-проверки или правила.

Я адаптировала игру для темы «Н и НН в прилагательных». У каждого по пять карточек, разделенных на две части: например, тума…ые фразы и гума…ый закон; хворостя…ой настил и баклажа…ая икра. Дети должны соединить карточки теми краями, где пишется такое же количество букв, а также объяснить написание.

10. Карточки со словами

На одной стороне карты — слово, на другой — три его варианта написания: два неправильных и один правильный. Дети в парах показывают друг другу карточки по очереди. Партнер выбирает вариант написания, который считает верным. Затем карточку переворачивают и проверяют. При ошибке слово сразу записывают для запоминания.

11. Паутинка букв

Из буквенного беспорядка следует образовать максимально возможное количество слов. Такая игра напоминает детям о правилах написания и орфографии. Уровень сложности можно повысить, используя для составления слов буквы, не имеющие друг с другом связи.

В неё с удовольствием играют ученики разных возрастов, как младших, так и старших классов, а также её можно применять для разогрева ума или в самом конце занятия, чтобы занять оставшееся время.