
Математика относится к самым трудные предметам в школьной программе. исследованиеВ 2019 году исследование сотрудников электронной базы олимпиад «Знаник» показало, что 65% учеников пятых классов испытывают серьезные сложности при выполнении математических действий. Детям трудно решать задачи не только на умножение и деление, но и со сложением и вычитанием. Несмотря на множество гаджетов, пятиклассники с трудом овладевают навыками устного счета.
Многие родители интересуются вопросом раннего обучения детей решению математических задач в уме. Возникают вопросы: с какого возраста можно начинать обучать ребенка счету в уме? Какие методики эффективны? Как начать обучение?
Сегодня попытаемся ответить на все эти вопросы и выяснить, как легко и быстро обучить ребёнка счёт в уме.
Содержание:
- Зачем учить ребёнка считать в уме?
- Сколько лет нужно ребёнку, чтобы освоить счёт в уме?
- Как научиться считать в уме?
- Семь эффективных способов учить детей считать в уме.
- Опора на состав числа
- С применением вычислительных приёмов
- Заучивание таблиц
- Методика Монтессори
- Методика Домана
- Методика Полякова
- Ментальная арифметика
- Изжившие себя способы изучения арифметики.
- Занятия по счету без помощи внешних инструментов.
- Для дошкольников
- Для школьников
- Математические тренажеры
- Советы родителям о развитии навыков счета у ребенка устно.
Зачем учить ребёнка считать в уме?

Daniel Jedzura/Shutterstock.com
Счёт считаться умение важным навыком для развития ребенка вместе с чтением и письмом с раннего возраста.
В наши дни любая математическая операция выполнима с помощью калькулятора или гаджета. Однако частый контакт с электронными устройствами негативно сказывается на развитии мыслительных способностей ребёнка, снижает память и рассеивает внимание. Человеческому мозгу необходимы регулярные тренировки. По этой причине ребёнку обязательно следует освоить приёмы устного счёта.
Чем полезен устный счёт:
- развивает мышление и умственные способности;
- повышает концентрацию внимания;
- улучшает память;
- повышает восприятие информации и наблюдательность;
- стимулирует речевое развитие;
- пригодится во многих жизненных ситуациях.
Дети, обладающие хорошими навыками счета в уме, отличаются быстрым принятием решений, логическим мышлением и способностью делать обобщения.
С какого возраста малыш может начать считать самостоятельно?
Возраст от пяти до семи лет считается оптимальным для обучения ребёнка счёт. В этот период интенсивно развиваются все познавательные способности. Малыш проявляет любопытство к цифрам и их комбинациям.
В возрасте 3-4 лет можно побуждать интерес к познанию у детей посредством игр с кубиками, пирамидками, конструкторами из крупных деталей, а также пальчиковыми играми. Такие игры развивают мышление и внимание, а также формируют основы математических представлений.
Как освоить счёт на пальцах?

Studio.G photography/Shutterstock.com
Шаг 1. Изучение чисел
Вводя ребёнка в мир чисел, покажите ему, что каждая цифра означает конкретное число объектов. Для этого можно привести примеры: возле дерева лазят две кошки, в корзине – четыре гриба и так далее.
Ребёнку сначала нужно выучить счёт от одного до пяти. Помочь в этом могут карточки с цифрами. Когда материал будет освоен, можно перейти к счёту от одного до десяти.
С числами можно связать сказочных героев или предметы из повседневности: два голодных медвежонка, три храбрых богатыря, четыре колеса автомобиля, пять пальцев на руке.
Все занятия следует проводить в игровой форме для повышения интереса ребенка к новому материалу.
Узнайте больше о начальной стадии обучения числу и счету по этой ссылке. Обучение ребенка счету: просто и эффективно .
Шаг 2. Счёт с опорой на наглядные примеры
Можно считать всё, что пожелаешь: кубики, детали для сборки конструктора, куклы, машинки, птиц у окна.
После подсчёта предметов можно изучать сложение и вычитание. Например: «Сколько будет машинок в гараже, если прибавить ещё одну?», «Сколько птичек осталось на ветке, если две улетели?».
Третий шаг — счёт про себя, не глядя на картинки.
В следующем этапе ребёнок произносит все действия при сложении и вычитании: «Три плюс четыре будет семь», «Десять минус один будет девять» и так далее.
Шаг 4. Счёт в уме
Глядя на предметы, ребёнок без подсчёта называет их количество и отбирает подходящее число.
Семь действенных приёмов обучения детей счету про себя.

Dobo Kristian/Shutterstock.com
1. Опора на состав числа
Чтобы легче выполнять математические действия, важно понимать состав числа. Например, число семь можно представить как сумму пяти и двух, трех и четырех, шести и одного.
Для суммирования чисел 9 и 7 целесообразно применить следующий способ:
- Первое слагаемое дополнить до 10 (помня, что 9 + 1 = 10).
- Из второго слагаемого вычесть 1 (помня, что 7 – 1 = 6).
- Сложить два полученных числа (10 + 6 = 16).
Помнить состав числа поможет ребёнку…
- Распределение пуговиц, бусин, шариков и подобных мелких вещей по различным тарелкам.
- Разместите заданное количество гномов по двум домикам.
- раскрашивание кружков до заданного числа;
- Игра «Домино»: дополни точки до указанного числа.
2. С применением вычислительных приёмов
В математике к вычислительным приемам относят:
- присчитывание (5 + 3 = 5 + 1 + 1 + 1 = 7 + 1);
- Прыжок вперед означает добавление двух к числу и перепрыгивание через два последующих. Прыжок назад означает вычитание двух из числа.
- Разбивая на части, можно решать арифметические задачи быстрее.
34 + 8 = 34 + 6 + 2); - Меняя местами слагаемые, можно понять, что к большому числу легче прибавить меньшее, чем наоборот: 5 + 67 = 67 + 5.
Для запоминания всех приемов требуется ежедневная практика решения математических задач.
3. Заучивание таблиц
Этот метод строится на усвоении таблиц сложения и умножения.
Создаётся таблица для проведения арифметических действий с числами от одного до девяти. В процессе работы ребёнок осваивает принцип таблицы, запоминает её и применяет при выполнении расчётов без помощи инструментов.

Чтобы лучше запомнить подобные таблицы, можно применять раскрашивания, стихотворные формы, песенки и интерактивные игры.
Отличным вариантом станет пособие «Песнезнайка»Коллекция детских песен с познавательным содержанием.
Можно создавать короткие стихи или рифмованные считалки самостоятельно. Например: «Два на три будет шесть, нам с тобой слона не съесть», «Шестью семь сорок два — закружилась голова», «Пять на семь тридцать пять — мы с тобой идем гулять» и так далее.