Математика относится к самым трудные предметам в школьной программе. исследованиеВ 2019 году исследование сотрудников электронной базы олимпиад «Знаник» показало, что 65% учеников пятых классов испытывают серьезные сложности при выполнении математических действий. Детям трудно решать задачи не только на умножение и деление, но и со сложением и вычитанием. Несмотря на множество гаджетов, пятиклассники с трудом овладевают навыками устного счета.
Многие родители интересуются вопросом раннего обучения детей решению математических задач в уме. Возникают вопросы: с какого возраста можно начинать обучать ребенка счету в уме? Какие методики эффективны? Как начать обучение?
Сегодня попытаемся ответить на все эти вопросы и выяснить, как легко и быстро обучить ребёнка счёт в уме.
Содержание:
- Зачем учить ребёнка считать в уме?
- Сколько лет нужно ребёнку, чтобы освоить счёт в уме?
- Как научиться считать в уме?
- Семь эффективных способов учить детей считать в уме.
- Опора на состав числа
- С применением вычислительных приёмов
- Заучивание таблиц
- Методика Монтессори
- Методика Домана
- Методика Полякова
- Ментальная арифметика
- Изжившие себя способы изучения арифметики.
- Занятия по счету без помощи внешних инструментов.
- Для дошкольников
- Для школьников
- Математические тренажеры
- Советы родителям о развитии навыков счета у ребенка устно.
Зачем учить ребёнка считать в уме?
Счёт считаться умение важным навыком для развития ребенка вместе с чтением и письмом с раннего возраста.
В наши дни любая математическая операция выполнима с помощью калькулятора или гаджета. Однако частый контакт с электронными устройствами негативно сказывается на развитии мыслительных способностей ребёнка, снижает память и рассеивает внимание. Человеческому мозгу необходимы регулярные тренировки. По этой причине ребёнку обязательно следует освоить приёмы устного счёта.
Чем полезен устный счёт:
- развивает мышление и умственные способности;
- повышает концентрацию внимания;
- улучшает память;
- повышает восприятие информации и наблюдательность;
- стимулирует речевое развитие;
- пригодится во многих жизненных ситуациях.
Дети, обладающие хорошими навыками счета в уме, отличаются быстрым принятием решений, логическим мышлением и способностью делать обобщения.
С какого возраста малыш может начать считать самостоятельно?
Возраст от пяти до семи лет считается оптимальным для обучения ребёнка счёт. В этот период интенсивно развиваются все познавательные способности. Малыш проявляет любопытство к цифрам и их комбинациям.
В возрасте 3-4 лет можно побуждать интерес к познанию у детей посредством игр с кубиками, пирамидками, конструкторами из крупных деталей, а также пальчиковыми играми. Такие игры развивают мышление и внимание, а также формируют основы математических представлений.
Как освоить счёт на пальцах?
Шаг 1. Изучение чисел
Вводя ребёнка в мир чисел, покажите ему, что каждая цифра означает конкретное число объектов. Для этого можно привести примеры: возле дерева лазят две кошки, в корзине – четыре гриба и так далее.
Ребёнку сначала нужно выучить счёт от одного до пяти. Помочь в этом могут карточки с цифрами. Когда материал будет освоен, можно перейти к счёту от одного до десяти.
С числами можно связать сказочных героев или предметы из повседневности: два голодных медвежонка, три храбрых богатыря, четыре колеса автомобиля, пять пальцев на руке.
Все занятия следует проводить в игровой форме для повышения интереса ребенка к новому материалу.
Узнайте больше о начальной стадии обучения числу и счету по этой ссылке. Обучение ребенка счету: просто и эффективно .
Шаг 2. Счёт с опорой на наглядные примеры
Можно считать всё, что пожелаешь: кубики, детали для сборки конструктора, куклы, машинки, птиц у окна.
После подсчёта предметов можно изучать сложение и вычитание. Например: «Сколько будет машинок в гараже, если прибавить ещё одну?», «Сколько птичек осталось на ветке, если две улетели?».
Третий шаг — счёт про себя, не глядя на картинки.
В следующем этапе ребёнок произносит все действия при сложении и вычитании: «Три плюс четыре будет семь», «Десять минус один будет девять» и так далее.
Шаг 4. Счёт в уме
Глядя на предметы, ребёнок без подсчёта называет их количество и отбирает подходящее число.
Семь действенных приёмов обучения детей счету про себя.
1. Опора на состав числа
Чтобы легче выполнять математические действия, важно понимать состав числа. Например, число семь можно представить как сумму пяти и двух, трех и четырех, шести и одного.
Для суммирования чисел 9 и 7 целесообразно применить следующий способ:
- Первое слагаемое дополнить до 10 (помня, что 9 + 1 = 10).
- Из второго слагаемого вычесть 1 (помня, что 7 – 1 = 6).
- Сложить два полученных числа (10 + 6 = 16).
Помнить состав числа поможет ребёнку…
- Распределение пуговиц, бусин, шариков и подобных мелких вещей по различным тарелкам.
- Разместите заданное количество гномов по двум домикам.
- раскрашивание кружков до заданного числа;
- Игра «Домино»: дополни точки до указанного числа.
2. С применением вычислительных приёмов
В математике к вычислительным приемам относят:
- присчитывание (5 + 3 = 5 + 1 + 1 + 1 = 7 + 1);
- Прыжок вперед означает добавление двух к числу и перепрыгивание через два последующих. Прыжок назад означает вычитание двух из числа.
- Разбивая на части, можно решать арифметические задачи быстрее.
34 + 8 = 34 + 6 + 2); - Меняя местами слагаемые, можно понять, что к большому числу легче прибавить меньшее, чем наоборот: 5 + 67 = 67 + 5.
Для запоминания всех приемов требуется ежедневная практика решения математических задач.
3. Заучивание таблиц
Этот метод строится на усвоении таблиц сложения и умножения.
Создаётся таблица для проведения арифметических действий с числами от одного до девяти. В процессе работы ребёнок осваивает принцип таблицы, запоминает её и применяет при выполнении расчётов без помощи инструментов.
Чтобы лучше запомнить подобные таблицы, можно применять раскрашивания, стихотворные формы, песенки и интерактивные игры.
Отличным вариантом станет пособие «Песнезнайка»Коллекция детских песен с познавательным содержанием.
Можно создавать короткие стихи или рифмованные считалки самостоятельно. Например: «Два на три будет шесть, нам с тобой слона не съесть», «Шестью семь сорок два — закружилась голова», «Пять на семь тридцать пять — мы с тобой идем гулять» и так далее.