
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
В театральном образовании игровая деятельность объединяет интеллектуальное, эмоциональное и чувственное восприятия, помогает учащимся избавиться от скованности и проявить творческий потенциал. Алла Лисицина Представлен список игр для использования в учебе.
Игры на внимание
Игры на внимание — неотъемлемая часть актерского тренинга. В них участвуют от 20 до 30 человек. Такие игры кажутся простыми, но выполняют важную задачу: учат сосредотачиваться на одном объекте (концентрировать внимание), на нескольких (развивать объемное внимание) и переключаться с одного объекта на другой.
-
«Поймай хлопок»
В игре участники образуют круг. Ведущий предлагает группе синхронизировать хлопки с его хлопком в ладоши. При этом он имитирует хлопок руками, но не хлопает, пытаясь перехитрить группу. Если удается всей группе одновременно с ведущим хлопнуть в ладоши, достигается наивысшая концентрация внимания.
-
«Воробьи — вороны»
Группа разделяется на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Каждая команда располагается в «гнезде», определенной части помещения, обозначенной мелом, лентой или шнуром. Членам каждой группы вручают ленточки для отличия. По сигналу ведущего «вороны» и «воробьи» вылетают из своих «гнезд».
По сигналу игроки одной команды берут в плен противников. Ведущий пытается их запутать. Побеждает команда, которая поймала больше пленных.
-
«А теперь…»
Игроки располагаются в полукруге на стульях. Ведущий дает команды: встать, сесть, поднять руку. Игрок выполняет команду, но если в начале предложения сказано «А теперь…», то игнорирует задание ведущего. Например, сначала поднимают правую руку, затем левую, а после фразы «А теперь обе руки опустить» продолжают держать их поднятыми. Победители — самые внимательные участники.
-
«Чоко-ла-те»
В кругу участники повторяют движения под счет ведущего. Например: «чоко-чоко» (два хлопков перед собой) — «ла» (хлопок по коленям), «чоко-чоко» — «те» (хлопок по плечам), «чоко-ла», «чоко-те», «чоко-ла-те». Затем каждый придумает движения, которые выполняет вся группа.
-
«Ритмы и шаги»
Ведущий просит участников отвечать на хлопки и делать шаг в любом направлении. Сначала участники шагают в простой последовательности, затем ритм становится случайным, после чего задаётся определённый ритмический рисунок, который также изменяется. Непонимающие игроки выбывают из игры.
Игры для синхронизации деятельности полушарий головного мозга
Эти игры проходят в группах от одного до двадцати-тридцати человек. Помогают участникам настроятся на занятия и формируют связь между правым и левым полушариями головного мозга. Цель — усилить концентрацию внимания у детей.
-
«Да и нет по-болгарски»
Ведущий просит отвечать на вопросы «да» или «нет» жестами: кивком влево–вправо — это «да», а кивком вверх–вниз — «нет». Ведущий передаёт мяч игроку и задаёт вопрос. Если тот отвечает правильно, то следующий вопрос и право передачи принадлежат ему. При неправильном ответе мяч возвращается ведущему.
-
«Не собьюсь!»
Игрокам предлагается считать от одного до тридцати по очереди. Число три и все числа, кратные трем или оканчивающиеся на три, заменяются словами «не собьюсь».
-
«Не перепутай!»
Ведущий прикасается к разным частям своего тела (нос, глаз, локоть, колено) и каждый раз ошибается в названии. Например, касается уха и говорит «глаз», касается колена и говорит «локоть». Игрокам нужно правильно реагировать на команды и касаться указанных частей тела.
-
«Камень — утка»
Ведущий демонстрирует «камень» левой рукой (ладонь сжата в кулак, рука параллельна полу) и «утку» правой (локоть смотрит вниз, ладонь параллельна полу), при этом пальцы правой руки всегда направлены к левой. Игроки повторяют движения. По сигналу участники меняют положение рук: правая рука теперь показывает «камень», а левая — «утку». Игра ускоряется.
-
«Смак — здорово»
Ведущий демонстрирует жест «смак» левой рукой (указательный и большой палец составляют кольцо, остальные пальцы подняты вверх), а правой рукой — жест «здорово» (поднятый вверх большой палец). Игроки повторяют действия ведущего. По сигналу участники меняют положение рук: правая рука показывает «смак», а левая — «здорово». Игру можно усложнить, предложив другие пары жестов, например, «рожки — ножки» и «розетка — вилка».