Фото: img.freepik.com

Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

В 2022 году Фонд «Обнажённые сердца» создал для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, пособие по организации досуга. Его составители, сотрудники Фонда Татьяна Крупина и Татьяна Бальчукова, рассказали педагогам о главных идеях пособия.

Что такое РАС

Ауtistic spectrum disorder, or autism, is a developmental disorder characterized by repetitive or inflexible behavior, difficulties in social communication and interaction, and sensory information processing challenges.
**Перефразированный текст:**
Аутизм – это нарушение развития, при котором проявляется повторяющееся или негибкое поведение, трудности в общении и взаимодействии с другими, а также особенная обработка сенсорной информации.

По оценкам Около одного ребенка из ста шестидесяти имеет диагноз РАС, согласно данным Всемирной организации здравоохранения. Это отличается от ситуации в США. статистикиВ сообщении указано, что у каждого 44-го ребенка обнаруживается аутизм.

Аутизм не передаётся от человека к человеку, но его нельзя вылечить. Это нарушение по-разному сказывается на детях, однако в жизни им часто встречаются одинаковые проблемы.

  • проблемы с обучением и усвоением информации;
  • психические нарушения — ЗПР, эпилепсия;
  • К сопутствующим состояниям относятся неуклюжесть, проблемы с речью и слухом.

Детям с расстройством аутистического спектра можно помочь проживать более насыщенную жизнь при надлежащем уровне поддержки и понимания их трудностей.

Дети с расстройством аутистического спектра могут испытывать трудности с планированием и проведением свободного времени.

  1. Трудности в общении.

Может показаться, что дети с аутизмом отдают предпочтение одиночеству и не включаются в совместные игры. Однако причина кроется в их трудностях с установлением контакта и ведением диалога. не позволяют им даже обратиться за помощью.

Некоторые ребята могут с энтузиазмом рассказывать о своих увлечениях, но при этом совсем не обращать внимания на мнение слушателя.

Дети с РАС иногда общаются без использования речи, полагаясь на жесты, изображения или приложения на гаджетах, из-за чего могут вызывать непонимание у ровесников.

  1. Особенности восприятия и эмоциональной сферы.

Дети с РАС испытывают сложности при переработке сенсорной информации. Зрительная, слуховая, тактильная гипер- или гипочувствительность делают неприемлемыми для них виды досуга, которые другие дети находят увлекательными — посещения кинотеатров или развлекательных парков.

Громкая музыка из динамика воспринимается как «тревожный набат», а гудение или мигание ламп дневного света кажется изощренной пыткой. Удовольствия от пребывания в людных местах, таких как торговые и развлекательные центры, парки аттракционов не получают.

  1. Ограниченные паттерны поведения.

Например:

  • Неуправляемые движения и жесты, например, раскачивание, щелканье по клавишам.
  • Многократное воспроизведение высказываний из анимационных фильмов или коммерческих объявлений.
  • Строгий соблюдение различных правил, таких как ежедневный одинаковый путь для прогулки.
  • Пресыщенность какой-либо тематикой — космосом или жизнью насекомых.

Дети с РАС, концентрируясь на конкретном поведении или теме, не могут переключать внимание на окружающее и из-за желания постоянства и безопасности избегают новизны.

  1. Реакция общества.

Не все родители стремятся к настоящей интеграции. Зачастую малышей с различными особенностями от других родителей стараются держать подальше от своих деток.

Несмотря на это, есть развлечения, приносящие пользу и интерес, подходящие детям с аутизмом и способные им понравиться.

Какие виды отдыха нравятся детям с аутистическим спектром расстройств?

Скалодром

Плюсы:

  • Сочетает физическую нагрузку, работу с инструктором и выполнение заданных правил, тем самым охватывая различные аспекты развития.
  • развивает гибкость, координацию и выносливость;
  • позволяет почувствовать уверенность в себе.

Как и в любой спортивной дисциплине, в скалолазании существуют правила, гарантирующие безопасность во время тренировок. Для ребёнка с РАС важна ясность последовательности действий, поэтому правила целесообразно иллюстрировать картинками и озвучивать несколько раз.

Чтобы обозначить границы пространства, можно постелить коврики на пол. Чтобы ребенок понимал, насколько высоко нужно карабкаться, можно добавить на захваты значки: например, яркие ленты на магнитах. Ребенка можно попросить их прикрепить.

Зоопарк

Плюсы:

  • обучает следовать социальным правилам;
  • формирует интерес к окружающему миру;
  • Способствует развитию восприятия, обобщения, сравнения и анализа.

Для ребёнка или подростка с РАС простая прогулка и наблюдение за животными может быть скучной. Люди с аутизмом нуждаются в понимании границ деятельности, начала и окончания, а также конечного результата, иначе у них возникает беспокойство.

Ведение чек-листов может быть полезным, например: находить и отмечать в таблице животных, с которыми уже знаком, выполнять задания с картинками, соединяя животное с его местом обитания.

Музеи

Плюсы:

  • Формирует навыки соблюдения социальных норм, включая музейные.
  • Способствует преодолению трудностей при переработке чувственной информации.
  • развивает навык нахождения в группе;
  • Воспитывает вкус и пробуждает интерес к новому.
  • способствует расширению словарного запаса.

Одна из форм помощи — социальные истории. Цель их — дать ребенку с аутизмом понимание того, как правильно общаться с окружающими и себя вести. Такие истории могут быть представлены в виде альбомов с рисунками.

Сенсорная карта музея с обозначением комнат с громким звуком и ярким светом была бы полезна. Ребенок сам выбирал бы, посещать такие комнаты или нет.

Во время экскурсии для детей с аутизмом важно знать местоположение и расстояние до экспоната, о котором рассказывает экскурсовод.

Поездка за город

Плюсы:

  • формирует навык взаимодействия с близкими;
  • Позволяет спланировать маршрут и расписание.
  • Дарит возможность наслаждаться семейной прогулкой.

Поездка на природу может вызвать беспокойство у ребёнка с расстройством аутистического спектра.

Примерно такими же помогают отметки в календаре – зачеркивание дней до предполагаемой поездки. Это морально готовит ребенка к приключению и заставляет отвлечься от страха.

Творчество

Плюсы:

  • Способствует саморазвитию, стимулирует творческие способности и фантазию.
  • Развивает навыки принятия решений, преодоления препятствий и общения.
  • Позволяет совместно наслаждаться и радоваться.

Изготовление поделки или рисунка для ребенка с РАС лучше разделить на небольшие этапы.

Достижение результата — приоритет, поэтому при многоэтапной работе необходимо оговаривать конечные точки каждого этапа и четко их визуализировать.

На что обратить внимание родителям

  • Решение по выбору ребенка должно принимать окружение.

Кому-то нравится играть в футбол, кому-то — рисовать или играть на скрипке, но у всех детей есть право на любимый вид отдыха. Нужно разобраться, что интересно конкретному ребёнку, и поддержать его стремление к этому.

  • Поддержка и позитивный настрой важны, особенно при знакомстве с чем-то новым.

В процессе изучения чего-то нового иногда случаются неудачи. Нужно поддерживать ребенка в начале и радоваться вместе с ним, демонстрируя своими поступками, как прекрасно само по себе участие.

  • Отдых и досуг следует ожидать.

Вместе с ребёнком можно спланировать выходные дни, записав всё в календаре: тренировки в спортивных секциях и кружках, а также поход на пикник в лес.

  • Выбор возможен лишь при наличии опыта.

Чтобы выяснить, насколько привлекательна для ребёнка какая-либо деятельность, стоит попробовать. В большинстве секций и кружков для этого предусмотрено несколько бесплатных занятий.

О Фонде

Благотворительная организация «Обнаженные сердца» оказывает помощь людям с аутизмом и другими особенностями развития. Её основательницей стала Наталья Водянова в 2004 году.

Основные направления работы:

  • Бесплатное сопровождение детей с особенностями развития.
  • Программа обучения специалистов и родителей методам оказания помощи.
  • Подача информации для формирования более позитивного отношения к людям с особенностями развития.

Получить полный текст пособия по организации досуга для детей с расстройством аутистического спектра возможно. по ссылке.