
Опасения по поводу расставания с матерью — нормальное явление в процессе развития детской психики, обусловленные биологическими факторами. Данные эволюционной психологии свидетельствуют о том, что для ребенка близость к взрослому является необходимым условием для его выживания. Этот механизм, сформировавшийся в ходе тысячелетней эволюции, проявляется в виде так называемой тревоги разлуки».
В каких случаях тревога, связанная с разлукой, является естественной, а когда стоит насторожиться?
Наибольшая интенсивность страха разлуки наблюдается у детей в возрасте от 8 до 18 месяцев, что обусловлено развитием у них представления о постоянстве объекта. Ребенок начинает осознавать, что мать существует, даже если она находится вне поля зрения, однако еще не имеет уверенности в ее возвращении. К трем-четырем годам большинство детей приобретают это понимание, и тревога уменьшается. Тем не менее, примерно у 15% детей сохраняются заметные проблемы с расставанием и в период дошкольного возраста.
Существуют определенные признаки, которые требуют внимания:
— Физические проявления, такие как рвота и сильная головная боль, могут возникать непосредственно перед расставанием)
— Отказ от еды и сна в отсутствие матери
— Длительные истерики, продолжающиеся более 30 минут после того, как родитель ушел
— Беспокойство, вызванное разлукой, продолжается более четырех недель и не ослабевает
1. Создавайте ритуалы расставания
Ученые отмечают, что предсказуемость существенно уменьшает тревожность. Если прощание с мамой проходит по определенному сценарию (например, особое объятие, поцелуй в ладошку, прощальная песенка), ребенок получает важный сигнал: «Это безопасно, мы всегда так поступаем, и я всегда возвращаюсь».
Пример эффективного ритуала:
- За 5 минут до ухода: «Я собираюсь уйти»
- Конкретное объяснение: «Я иду в магазин за молоком»
- Точное время возвращения: «Я вернусь, когда ты пообедаешь»
- Ритуальное действие: «Подержи мой платок, а я заберу твой рисунок»
- Уход без затягивания: спокойно, но решительно
Эти действия более эффективны, чем попытки отвлечь внимание или избежать ситуации. Напротив, подобный подход, вопреки ожиданиям, лишь обостряет тревогу — ребенок приходит к выводу, что мать может бесследно исчезнуть в любой момент.
2. Практикуйте постепенное отделение
Лев Выготский в своей теории «зоны ближайшего развития» предлагает взвешенный подход, который заключается не в мгновенных, радикальных изменениях, а в постепенном расширении возможностей. Начните с малого:
— Чтобы ребенок знал, что вы поблизости, выйдите в другую комнату на 2 минуты, напевая при этом песенку
— Начните с коротких разделений: сначала оставьте ребенка с близким взрослым на 15 минут, затем увеличьте время до часа
— Используйте «переходные объекты» (игрушка, мамина вещь) как символ связи между ребенком и значимым взрослым
Изучения указывают на значимость «объектов перехода» — предметов, которые помогают ребенку поддерживать связь с матерью, когда она отсутствует. К ним могут относиться любимая игрушка, платок с запахом мамы или даже ее фотография — что-то, к чему малыш может прикоснуться, испытывая беспокойство.
3. Развивайте эмоциональный интеллект
Ребятам, способным идентифицировать и описывать свои эмоции, проще справляться со стрессом. Вместо того чтобы говорить «Не бойся», что игнорирует чувства ребенка, эффективнее:
- Я замечаю, что тебе тяжело из-за моего отъезда»
- Дети часто испытывают беспокойство, когда мама уходит»
- Предлагать стратегии: «Если тебе станет скучно, посмотри в окно — там птицы. Мы вместе наблюдали за ними и обязательно будем наблюдать еще»
Согласно исследованиям в области эмоционального интеллекта, переживание сложных эмоций в поддерживающей и безопасной обстановке, под руководством взрослого, способствует постепенному формированию у ребенка способности к саморегуляции.
Какие ошибки следует избегать? Наиболее распространенные ошибки родителей
- Когда родитель реагирует своим возвращением лишь после истерики ребенка, формируется убеждение, что именно бурная реакция позволяет «удержать» его внимание
- Ожидания, не соответствующие возрасту: требовать от двухлетнего ребенка провести целый день вдали от матери
- Когда мать уходит, проявляя слезы и тревогу, ребенок воспринимает это как предупреждающий знак
Работа над страхом расставания — это длительный и деликатный процесс. Однако, дети, которым давали возможность постепенно приобретать независимость, в зрелом возрасте проявляют более зрелые формы привязанности.
Не стоит стремиться к полному отсутствию переживаний по поводу разлуки у ребенка, важнее помочь ему обрести уверенность в том, что родители возвращаются, а он способен справиться с моментом их отсутствия. Как отмечал известный педиатр Бенджамин Спок, доверие ребенка к окружающему миру формируется из уверенности в том, что самые близкие люди всегда к нему вернутся».