Фото: img.freepik.com

Опасения по поводу расставания с матерью — нормальное явление в процессе развития детской психики, обусловленные биологическими факторами. Данные эволюционной психологии свидетельствуют о том, что для ребенка близость к взрослому является необходимым условием для его выживания. Этот механизм, сформировавшийся в ходе тысячелетней эволюции, проявляется в виде так называемой тревоги разлуки».

В каких случаях тревога, связанная с разлукой, является естественной, а когда стоит насторожиться?

Наибольшая интенсивность страха разлуки наблюдается у детей в возрасте от 8 до 18 месяцев, что обусловлено развитием у них представления о постоянстве объекта. Ребенок начинает осознавать, что мать существует, даже если она находится вне поля зрения, однако еще не имеет уверенности в ее возвращении. К трем-четырем годам большинство детей приобретают это понимание, и тревога уменьшается. Тем не менее, примерно у 15% детей сохраняются заметные проблемы с расставанием и в период дошкольного возраста.

Существуют определенные признаки, которые требуют внимания:

— Физические проявления, такие как рвота и сильная головная боль, могут возникать непосредственно перед расставанием)

— Отказ от еды и сна в отсутствие матери

— Длительные истерики, продолжающиеся более 30 минут после того, как родитель ушел

— Беспокойство, вызванное разлукой, продолжается более четырех недель и не ослабевает

1. Создавайте ритуалы расставания

Ученые отмечают, что предсказуемость существенно уменьшает тревожность. Если прощание с мамой проходит по определенному сценарию (например, особое объятие, поцелуй в ладошку, прощальная песенка), ребенок получает важный сигнал: «Это безопасно, мы всегда так поступаем, и я всегда возвращаюсь».

Пример эффективного ритуала:

  1. За 5 минут до ухода: «Я собираюсь уйти»
  2. Конкретное объяснение: «Я иду в магазин за молоком»
  3. Точное время возвращения: «Я вернусь, когда ты пообедаешь»
  4. Ритуальное действие: «Подержи мой платок, а я заберу твой рисунок»
  5. Уход без затягивания: спокойно, но решительно

Эти действия более эффективны, чем попытки отвлечь внимание или избежать ситуации. Напротив, подобный подход, вопреки ожиданиям, лишь обостряет тревогу — ребенок приходит к выводу, что мать может бесследно исчезнуть в любой момент.

2. Практикуйте постепенное отделение

Лев Выготский в своей теории «зоны ближайшего развития» предлагает взвешенный подход, который заключается не в мгновенных, радикальных изменениях, а в постепенном расширении возможностей. Начните с малого:

— Чтобы ребенок знал, что вы поблизости, выйдите в другую комнату на 2 минуты, напевая при этом песенку

— Начните с коротких разделений: сначала оставьте ребенка с близким взрослым на 15 минут, затем увеличьте время до часа

— Используйте «переходные объекты» (игрушка, мамина вещь) как символ связи между ребенком и значимым взрослым

Изучения указывают на значимость «объектов перехода» — предметов, которые помогают ребенку поддерживать связь с матерью, когда она отсутствует. К ним могут относиться любимая игрушка, платок с запахом мамы или даже ее фотография — что-то, к чему малыш может прикоснуться, испытывая беспокойство.

3. Развивайте эмоциональный интеллект

Ребятам, способным идентифицировать и описывать свои эмоции, проще справляться со стрессом. Вместо того чтобы говорить «Не бойся», что игнорирует чувства ребенка, эффективнее:

  1. Я замечаю, что тебе тяжело из-за моего отъезда»
  2. Дети часто испытывают беспокойство, когда мама уходит»
  3. Предлагать стратегии: «Если тебе станет скучно, посмотри в окно — там птицы. Мы вместе наблюдали за ними и обязательно будем наблюдать еще»

Согласно исследованиям в области эмоционального интеллекта, переживание сложных эмоций в поддерживающей и безопасной обстановке, под руководством взрослого, способствует постепенному формированию у ребенка способности к саморегуляции.

Какие ошибки следует избегать? Наиболее распространенные ошибки родителей

  1. Когда родитель реагирует своим возвращением лишь после истерики ребенка, формируется убеждение, что именно бурная реакция позволяет «удержать» его внимание
  2. Ожидания, не соответствующие возрасту: требовать от двухлетнего ребенка провести целый день вдали от матери
  3. Когда мать уходит, проявляя слезы и тревогу, ребенок воспринимает это как предупреждающий знак

Работа над страхом расставания — это длительный и деликатный процесс. Однако, дети, которым давали возможность постепенно приобретать независимость, в зрелом возрасте проявляют более зрелые формы привязанности.

Не стоит стремиться к полному отсутствию переживаний по поводу разлуки у ребенка, важнее помочь ему обрести уверенность в том, что родители возвращаются, а он способен справиться с моментом их отсутствия. Как отмечал известный педиатр Бенджамин Спок, доверие ребенка к окружающему миру формируется из уверенности в том, что самые близкие люди всегда к нему вернутся».