Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое эпилепсия
  • Как развивается речь у детей с эпилепсией
  • Как логопед помогает ребёнку с эпилепсией говорить.
  • Факторы, которые следует учитывать логопеду при работе с ребёнком с эпилепсией.
  • С кем взаимодействует логопед, работая с ребёнком, имеющим эпилепсию?

Эпилепсия – неврологическое заболевание, затрагивающее развитие ребенка во всех сферах, включая речь. Для коррекции речевых нарушений требуется помощь логопеда. Специалист в подобных случаях должен выполнять две задачи: поставить ребенку речь и предотвратить приступ.

Эксперт из НИИДПО, образовательной компании группы компаний, поделилась информацией о работе логопедов с детьми, имеющими эпилепсию, и используемых методах. АкадемСити, и логопед Марьяна Кеслер.

Что такое эпилепсия

Эпилепсия — хроническое заболевание нервной системы, проявляющееся изменениями в структуре головного мозга. При этом заболевании возникает беспорядочная электрическая активность части нейронов, пребывающих в постоянном возбуждении. Такое скопление называется эпилептическим очагом.

Сильный импульс в очаге распространяется за его пределы и активирует близлежащие зоны головного мозга. Чем интенсивнее эпилептическая активность, тем больше нейронов возбуждается, тем выразительнее приступы. Человек испытывает судороги и потеря сознания, которые повторяются через определённые интервалы времени.

Существуют эпилептические приступы разного масштаба.

Большие Приступы начинаются с судорог всего тела. Мышцы ребенка напрягаются и сокращаются, глаза закатываются, руки и ноги непроизвольно сгибаются и разгибаются. Ребенок теряет сознание во время приступа, а после впадает в сон после эпилепсии. Большие приступы часто заканчиваются непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией.

Малые делятся на:

  • Абсансы — это приостановки или короткие потери сознания, когда ребенок как бы застывает и на несколько секунд смотрит в одну точку.
  • Атонические приступы — это обмороки, во время которых мускулатура ребенка расслабляется, и он теряет сознание.
  • Утренние судороги у детей проявляются в том, что малыш после пробуждения прижимает ручки к груди, кивает головой и выпрямляет ножки.

Небольшие приступы опасны тем, что родителям может быть сложно заподозрить эпилепсию, так как сознание не нарушается. Однако это сигнал о необходимости обследовать ребёнка, чтобы избежать больших приступов эпилепсии.

Причины эпилепсии у детей делятся на истинные и симптоматические. К первым относят внутриутробную гипоксию, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания и наследственность. ко второй группе относится опухоль головного мозга.

Для постановки диагноза эпилепсия выполняют электроэнцефалограмму, которая демонстрирует эпиактивность в отделах мозга. Затем ребенку делают магнитно-резонансную томографию для исключения или подтверждения опухоли головного мозга.

Здоровье детей с эпилепсией оценивают по количеству и серьезности припадков. Эта оценка определяет возможность посещения ребенком детского сада, школы и других мероприятий.

Главная цель реабилитации детей с эпилепсией — остановить или минимизировать число припадков. Каждый припадок тормозит не только развитие, но и отбрасывает его назад.

Как развивается речь у детей с эпилепсией

При эпилепсии могут наблюдаться кратковременные или длительные расстройства речи.

Временные нарушения. Наступают до или после приступа, а иногда и вместо него, часто проявляясь заиканием. Ребенок затрудняется находить подходящие слова, вспоминать нужные выражения, понимать сказанное ему. Не зная истинной причины нарушения, можно принять его за слуховой дефект.

При нарушениях речи у ребенка необходимо провести обследование с помощью ЭЭГ для исключения или подтверждения наличия эпилепсии. Это заболевание часто служит причиной речевой дисфункции и может проявляться без приступов и потери сознания, обнаружить эпилептические очаги можно только на ЭЭГ.

Марьяна Кеслер

Стойкие нарушения. Речь нарушена на всех уровнях: артикуляция страдает, произношение искажается. Темп речи медленный, интонация не выразительна и плавная, голос монотонный. В предложениях пропускаются части, смысл и структура искажаются. На вопросы отвечает односложно, часто вместо ответа повторяет вопрос.

Нарушения, как временные, так и стойкие, вызывают трудности в развитии устной и письменной речи. Ребенок неправильно произносит слова и совершает ошибки при письме и чтении.

Речевые нарушения у детей с эпилепсией

Нарушения письменной речи при эпилепсии:

Дислексия Это устойчивые дефекты чтения, когда человек всегда допускает одинаковые ошибки. Например, ребёнок перепутает звуки, прочитывает каждую букву отдельно или не складывает слоги в слова.

Понимать прочитанное ему тяжело, приходится перечитывать одни и те же фразы, но смысла не улавливается.

Дизорфография Это нарушение, при котором ребенок испытывает трудности с изучением правил правописания. В результате у него появляются частые ошибки в письменном изложении, не соразмерные его возрасту.

Нарушения темпа письмаРебенок отписывается медленно и скоро утомляется. На уроке успевает записать в тетради лишь «Классная работа», а всё остальное либо не пишет, либо пишет криво.

При эпилепсии речевые нарушения встречаются всегда, особенно опасно время с трёх до семи лет. В это время ребёнок утрачивает умение говорить и понимать речь.
Порой проблемы появляются неожиданно. Восстановление речи может занять до полугода.

Марьяна Кеслер

Особенности речи при эпилепсии оказывают влияние на интеллектуальное, психическое и социальное развитие ребенка. Ему трудно общаться с окружающими, учиться и усваивать информацию. Часто такие дети проявляют неуверенность, тревогу и проблемы в поведении.

Как логопед помогает ребёнку с эпилепсией говорить.

Логопедические методы для детей с эпилепсией выбирают индивидуально. Специалист анализирует степень и характер нарушений речи, уровень задержки речевого развития, определяет, какие функции наиболее пострадали, а какие сохранились.

Для этого проводится обширный анализ состояния ребёнка, в ходе которого логопед изучает память, внимание, мышление, восприятие и воображение.

Специалист по итогам диагностики создаёт программу развития и коррекции, включающую задачи:

  • Поддерживать и развивать способность ребёнка к общению, побуждать стремление взаимодействовать с людьми.
  • Исправить искажения фонематического восприятия и слухоречевой памяти.
  • Улучшить умение понимать речь, адресованную собеседнику, и излагать свои мысли последовательно.
  • расширить словарный запас;
  • сформировать грамматические навыки;
  • Устранить искажения ритма и темпа речи, справиться с заиканием.
  • Исправить произношение, четко выговаривать все звуки.
  • Улучшать навыки работы рук.
  • устранить или предотвратить дислексию и дисграфию.

Логопед следует программе до достижения стабильных результатов в развитии речи ребёнка с эпилепсией. При отсутствии ожидаемых улучшений специалист проводит дополнительную диагностику, может проконсультироваться с неврологом, наблюдающим ребёнка, и направить родителей к узкоспециализированным врачам, например, психологу.

Особенности работы логопеда с детьми, страдающими эпилепсией.

Главная задача логопеда при работе с ребёнком, имеющим эпилепсию, — не вызвать приступ своими действиями. Поэтому на занятиях применяют определённые правила.

Логопеду нужно разбираться в особенностях болезни и понимать, какие действия могут быть вредными, а какие безопасными.

❌ Логопеду нельзя

✅ Логопеду нужно

  • Тестировать реакцию и скорость выполнения задач.
  • делать логопедический массаж;
  • проводить длительные и интенсивные занятия;
  • нагружать ребенка психологически и физически.

  • создавать комфортную и мягкую атмосферу;
  • В кабинете предпочтительнее мягкий свет и пастельные тона; исключаем гаджеты во время занятий.
  • Создать зону для отдыха ребёнка и обучить распознавать начальные сигналы утомления, выражать их.
  • Обладать разнообразными инструментами для преодоления логопедических трудностей и использовать только безопасные методы работы с ребенком.
  • Необходимо быть готовым прервать занятия или вовсе их отменить, если у ребёнка самочувствие ухудшится.
  • Должно быть понятно, что работа с таким ребенком займёт больше времени, чем с ребёнком с теми же речевыми нарушениями, но без эпилепсии.
  • Важно понимать, какие факторы вызывают приступы: стресс, тревога, возбуждение, утомление, плохое самочувствие.
Для улучшения социальной адаптации ребёнка и повышения его мотивации стоит использовать в коррекционных занятиях музыкально-ритмические упражнения, рисование и умеренно активные игры.

Марьяна Кеслер

С какими специалистами ведёт совместную работу логопед при обследовании и реабилитации ребёнка с эпилепсией?

Развитие речи у ребенка с эпилепсией – это сотрудничество логопеда, родителей и других специалистов.

  • Невролог Диагностирует и лечит эпилепсию. Может предоставить логопеду информацию об состоянии ребенка, прогнозе и возможных проблемах со здоровьем.
  • Эпилептолог Предоставляет специализированные сведения и советы по взаимодействию с ребёнком.
  • Психолог Способствует решению проблем, возникающих при эпилепсии: сниженная самооценка, повышенная тревожность, нарушения познавательных и коммуникативных навыков.
  • Физиотерапевт Развитие координации и двигательных способностей ребенка способствует улучшению речи.
  • Эрготерапевт Обучит ребенка стратегиями самостоятельной помощи для повышения качества жизни и взаимодействия с другими.

Логопед тесно сотрудничает с родителями: получает информацию о состоянии и поведении ребенка, передаваемых рекомендациях и назначениях врачей, делится планом лечения. Вместе составляют стратегию коррекционно-развивающей работы, дают рекомендации для домашних занятий.

Только совместная работа обеспечит устойчивый и положительный результат. Специалисты действуют сообща, а логопед — часть команды, которая занимается реабилитацией детей с эпилепсией, способствует развитию во всех сферах, улучшает навыки, в том числе речевые.