
Содержание:
- Что такое эпилепсия
- Как развивается речь у детей с эпилепсией
- Как логопед помогает ребёнку с эпилепсией говорить.
- Факторы, которые следует учитывать логопеду при работе с ребёнком с эпилепсией.
- С кем взаимодействует логопед, работая с ребёнком, имеющим эпилепсию?
Эпилепсия – неврологическое заболевание, затрагивающее развитие ребенка во всех сферах, включая речь. Для коррекции речевых нарушений требуется помощь логопеда. Специалист в подобных случаях должен выполнять две задачи: поставить ребенку речь и предотвратить приступ.
Эксперт из НИИДПО, образовательной компании группы компаний, поделилась информацией о работе логопедов с детьми, имеющими эпилепсию, и используемых методах. АкадемСити, и логопед Марьяна Кеслер.
Что такое эпилепсия
Эпилепсия — хроническое заболевание нервной системы, проявляющееся изменениями в структуре головного мозга. При этом заболевании возникает беспорядочная электрическая активность части нейронов, пребывающих в постоянном возбуждении. Такое скопление называется эпилептическим очагом.
Сильный импульс в очаге распространяется за его пределы и активирует близлежащие зоны головного мозга. Чем интенсивнее эпилептическая активность, тем больше нейронов возбуждается, тем выразительнее приступы. Человек испытывает судороги и потеря сознания, которые повторяются через определённые интервалы времени.
Существуют эпилептические приступы разного масштаба.
Большие Приступы начинаются с судорог всего тела. Мышцы ребенка напрягаются и сокращаются, глаза закатываются, руки и ноги непроизвольно сгибаются и разгибаются. Ребенок теряет сознание во время приступа, а после впадает в сон после эпилепсии. Большие приступы часто заканчиваются непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией.
Малые делятся на:
- Абсансы — это приостановки или короткие потери сознания, когда ребенок как бы застывает и на несколько секунд смотрит в одну точку.
- Атонические приступы — это обмороки, во время которых мускулатура ребенка расслабляется, и он теряет сознание.
- Утренние судороги у детей проявляются в том, что малыш после пробуждения прижимает ручки к груди, кивает головой и выпрямляет ножки.
Небольшие приступы опасны тем, что родителям может быть сложно заподозрить эпилепсию, так как сознание не нарушается. Однако это сигнал о необходимости обследовать ребёнка, чтобы избежать больших приступов эпилепсии.
Причины эпилепсии у детей делятся на истинные и симптоматические. К первым относят внутриутробную гипоксию, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания и наследственность. ко второй группе относится опухоль головного мозга.
Для постановки диагноза эпилепсия выполняют электроэнцефалограмму, которая демонстрирует эпиактивность в отделах мозга. Затем ребенку делают магнитно-резонансную томографию для исключения или подтверждения опухоли головного мозга.
Здоровье детей с эпилепсией оценивают по количеству и серьезности припадков. Эта оценка определяет возможность посещения ребенком детского сада, школы и других мероприятий.
Главная цель реабилитации детей с эпилепсией — остановить или минимизировать число припадков. Каждый припадок тормозит не только развитие, но и отбрасывает его назад.
Как развивается речь у детей с эпилепсией
При эпилепсии могут наблюдаться кратковременные или длительные расстройства речи.
Временные нарушения. Наступают до или после приступа, а иногда и вместо него, часто проявляясь заиканием. Ребенок затрудняется находить подходящие слова, вспоминать нужные выражения, понимать сказанное ему. Не зная истинной причины нарушения, можно принять его за слуховой дефект.
Стойкие нарушения. Речь нарушена на всех уровнях: артикуляция страдает, произношение искажается. Темп речи медленный, интонация не выразительна и плавная, голос монотонный. В предложениях пропускаются части, смысл и структура искажаются. На вопросы отвечает односложно, часто вместо ответа повторяет вопрос.
Нарушения, как временные, так и стойкие, вызывают трудности в развитии устной и письменной речи. Ребенок неправильно произносит слова и совершает ошибки при письме и чтении.
Речевые нарушения у детей с эпилепсией
Нарушения письменной речи при эпилепсии:
Дислексия Это устойчивые дефекты чтения, когда человек всегда допускает одинаковые ошибки. Например, ребёнок перепутает звуки, прочитывает каждую букву отдельно или не складывает слоги в слова.
Понимать прочитанное ему тяжело, приходится перечитывать одни и те же фразы, но смысла не улавливается.
Дизорфография Это нарушение, при котором ребенок испытывает трудности с изучением правил правописания. В результате у него появляются частые ошибки в письменном изложении, не соразмерные его возрасту.
Нарушения темпа письмаРебенок отписывается медленно и скоро утомляется. На уроке успевает записать в тетради лишь «Классная работа», а всё остальное либо не пишет, либо пишет криво.
Порой проблемы появляются неожиданно. Восстановление речи может занять до полугода.
Особенности речи при эпилепсии оказывают влияние на интеллектуальное, психическое и социальное развитие ребенка. Ему трудно общаться с окружающими, учиться и усваивать информацию. Часто такие дети проявляют неуверенность, тревогу и проблемы в поведении.
Как логопед помогает ребёнку с эпилепсией говорить.
Логопедические методы для детей с эпилепсией выбирают индивидуально. Специалист анализирует степень и характер нарушений речи, уровень задержки речевого развития, определяет, какие функции наиболее пострадали, а какие сохранились.
Для этого проводится обширный анализ состояния ребёнка, в ходе которого логопед изучает память, внимание, мышление, восприятие и воображение.
Специалист по итогам диагностики создаёт программу развития и коррекции, включающую задачи:
- Поддерживать и развивать способность ребёнка к общению, побуждать стремление взаимодействовать с людьми.
- Исправить искажения фонематического восприятия и слухоречевой памяти.
- Улучшить умение понимать речь, адресованную собеседнику, и излагать свои мысли последовательно.
- расширить словарный запас;
- сформировать грамматические навыки;
- Устранить искажения ритма и темпа речи, справиться с заиканием.
- Исправить произношение, четко выговаривать все звуки.
- Улучшать навыки работы рук.
- устранить или предотвратить дислексию и дисграфию.
Логопед следует программе до достижения стабильных результатов в развитии речи ребёнка с эпилепсией. При отсутствии ожидаемых улучшений специалист проводит дополнительную диагностику, может проконсультироваться с неврологом, наблюдающим ребёнка, и направить родителей к узкоспециализированным врачам, например, психологу.
Особенности работы логопеда с детьми, страдающими эпилепсией.
Главная задача логопеда при работе с ребёнком, имеющим эпилепсию, — не вызвать приступ своими действиями. Поэтому на занятиях применяют определённые правила.
Логопеду нужно разбираться в особенностях болезни и понимать, какие действия могут быть вредными, а какие безопасными.
❌ Логопеду нельзя |
✅ Логопеду нужно |
|
|
С какими специалистами ведёт совместную работу логопед при обследовании и реабилитации ребёнка с эпилепсией?
Развитие речи у ребенка с эпилепсией – это сотрудничество логопеда, родителей и других специалистов.
- Невролог Диагностирует и лечит эпилепсию. Может предоставить логопеду информацию об состоянии ребенка, прогнозе и возможных проблемах со здоровьем.
- Эпилептолог Предоставляет специализированные сведения и советы по взаимодействию с ребёнком.
- Психолог Способствует решению проблем, возникающих при эпилепсии: сниженная самооценка, повышенная тревожность, нарушения познавательных и коммуникативных навыков.
- Физиотерапевт Развитие координации и двигательных способностей ребенка способствует улучшению речи.
- Эрготерапевт Обучит ребенка стратегиями самостоятельной помощи для повышения качества жизни и взаимодействия с другими.
Логопед тесно сотрудничает с родителями: получает информацию о состоянии и поведении ребенка, передаваемых рекомендациях и назначениях врачей, делится планом лечения. Вместе составляют стратегию коррекционно-развивающей работы, дают рекомендации для домашних занятий.
Только совместная работа обеспечит устойчивый и положительный результат. Специалисты действуют сообща, а логопед — часть команды, которая занимается реабилитацией детей с эпилепсией, способствует развитию во всех сферах, улучшает навыки, в том числе речевые.