Фото: img.freepik.com

Редко кто оспаривает то, что комплексная причина нынешних проблем в образовании — хроническое недофинансирование, в частности, невыплата учителям заслуженных зарплат. Впрочем, возможно ли разрешить возникшие проблемы лишь увеличением заработной платы педагогов? А можно ли повысить качество образования таким путем?

Проведем анализ последствий повышения заработной платы. Президент Владимир Путин ещё в мае 2012 года подписал указ о том, что учительский доход не должен быть ниже среднего по региону. Кажущийся положительным шагом оказался пустым звуком и демагогией.

Изображение Franz W. с сайта Pixabay

Для увеличения зарплат в соответствии с указами Путина нужно было дополнительно 600 миллиардов рублей ежегодно, а по другим направлениям рост расходов также предусматривался. Такие средства не находились без использования, но их можно было ожидать при планируемом к 2014 году экономическом росте. Однако события на Украине и в Крыму изменили ситуацию. Правительство не смогло выделить средства для реализации указаний и передало выполнение поручений региональным властям, то есть губернаторам.

Что могли предпринять губернаторы? Выделить средства департаментам образования для повышения зарплат учителей любыми путями. В результате повышение проходило с помощью оптимизации нагрузки педагогов и искажения статистических данных.

Зарплаты, о которых отчитаются чиновники, никем никогда не видели, разве что частично из-за многократного увеличения объёма выполняемой работы. В результате качество этой работы и качества обучения значительно снизилось.

Работая полтора или две ставки, нет времени на подготовку к урокам, развитие и отдых, чтобы внешне выглядеть хорошо и не быть в психологическом стрессе.

Министр просвещения выступает за уравнивание заработной платы учителей в разных регионах страны. Ольга Васильева придерживается принципов стандартизации, желая видеть одинаковые условия во всех уголках государства.

Неграмотное решение не позволит выравнять зарплаты с другими регионами в Москве и Петербурге. Заработная плата важна не сама по себе, а в соотношении с другими зарплатами и расходами людей. В столицах высокие зарплаты, но там и общий высокий уровень зарплат, и высокие расходы. В разных регионах сложились очень разные картины. Сравнение зарплат учителей в городе и селе приведет к тому, что учителя из города поедут работать в села, оставив городские школы без некоторых учебных предметов. Качество обучения в городах снизится. Если уравнять зарплату по регионам, то поток учителей переместится в регионы с более высокой зарплатой по отношению к расходам.

Обсуждение размера средней зарплаты учителя неизбежно приводит к перегрузу педагогов, стремлению к самопиару и обману относительно её величины, что в конечном счёте понижает качество образования.

Пока не перейдём к показателю зарплаты учителей в виде оплаты за каждый час работы — урок, подготовка к нему, проверка тетрадей и работ, участие в экзамене, проведение мероприятия — не получим реальной картины оплаты труда, способствующей росту качества обучения. И одновременно снижению нагрузки на учителей и школьников.

В регионах вопрос с зарплатами учителей частных школ решается следующим образом: школы небольшие, каждый ученик и учитель здесь на виду, нет отчетности, поэтому качество обучения выше. Учителя получают зарплату не по ставкам, а по часам, причем оплата по часам заметно выше, чем у учителей в регионе в расчете на часы. Но за конкретное количество часов получаются небольшие суммы, которые фигурируют в статистике.

Руководителям поступают звонки из ФСС с просьбой исправить отчет прошлого года: увеличить суммы и написать объяснение о том, что бухгалтер допустил ошибку.

Постоянно комитеты по образованию организуют встречи с руководством частных школ и убеждают их увеличить показатель заработной платы.

Вопрос зарплат не решить просто: «все уравнять». Нужен умный, дифференцированный подход. Так же как со стандартами и учебниками. Образование должно быть региональной задачей, в этом его спасение! Но способны ли к этому действующие власти?

Педагогический совет проводит обычное исследование «Финансовое положение учителя».

Пожалуйста, помогите прояснить финансовое положение семей педагогов.

Пройдите опрос по ссылке.