
Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
В настоящее время многие детские сады по России оснащены собственными столярками и мастерскими. конференции «Крутые практики» Представители Университета детства рассказали о любви детей к ручному труду и о безопасности такого вида деятельности.
Первопроходцы дошкольных столярок
В 1997 году воспитатель Лариса Журавлева В детский сад «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» женщина передала молоток малышам.
Вначале малыши писали своё имя на карточках и молотком крепили их к стеллажу. После того как в саду обустроили столярную мастерскую, дети воплощали свои идеи: сами изготавливали игрушки и расходовали лишнюю энергию, забивая гвозди в принесенный пенёк.
Дети в саду имени А.Н. Тубельского разбираются в назначениях отвертки и плоскогубцев, а также в различиях между шурупами и гвоздями.
Дети приходят в мастерскую свободным временем: вместо игр создают разные поделки. Сами решают, что будут мастерить и сколько времени это займёт. Никто не ограничивает их, не заставляет закончить работу и не даёт советов. В любой момент юные творцы могут изменить намерению и преобразовать задумку в что-то неожиданное.
Работать инструментами интересно не только мальчикам. «Это будут часы», – говорит миловидная девочка в розовом платье и точно пилит древесину, иногда поправляет сползающую на плечо косу.
В летний период мастерская переезжает на улицу. Дети во дворе сада папы вместе с ним соорудили крепость, лавочку, черепаху, теремок. Четвероклассники школы Тубельского, опираясь на знания, полученные в саду, построили для малышей целый деревянный дом.
У взрослых много интересных дел, и маленькие дети это замечают, желая быть похожими на них, всё пробовать. Гордятся своими родителями, умеющими работать руками. Осознают важность, пользу этого и стараются повторять. Татьяна Этингоф.
Пространство развития и творчества
Работа в столярной мастерской полезна во многих отношениях.
- они развивают мелкую моторику;
- тренируют сосредоточенность и самоконтроль;
- Определяют взаимосвязи между причинами и следствиями при взаимодействии с объектами.
- Способствуют сбросу излишней энергии и, возможно, агрессии.
- готовят ребят к взрослой жизни.
Разные материалы побуждают юных создателей к разнообразным творческим проявлениям. Естественные — вдохновляют на конструирование чего-то вымышленного, фантастического. Преднамеренно подготовленные — становятся опорой для невероятных экспериментов.
Дети сначала приходят и ждут от нас задания. Возникает растерянность, когда не сообщают, что нужно сделать: взять детальку и прикрепить её к другой. Потом дети понимают, что могут делать всё, что хотят. Анна НикишинаСоавтор проекта «Игровая столярка» RYBAKOV PLAYSCHOOL говорит: «Есть ещё один момент, который мы называем моментом скуки, когда ребенок приходит и говорит: “Я сегодня ничего не хочу, не знаю… Наверное, ничего не буду делать. Для нас это легкая провокация. Тут важно как-то себя удержать и выдержать этот процесс скуки, ведь он нормален».
Мастерская — место, где ребенок может воплотить свою идею в реальность. Трудно представить другое занятие, которое предоставляет такой сложный путь от замысла до конечного результата. К примеру, ребёнок решает задачу, как прикрепить колеса, чтобы они вращались.
В столярном мастерстве важен психологический аспект преодоления. Ребенок, не зная, как воплотить задумку, расстраивается, но затем преодолевает сомнения и ищет способы реализации желаемого. Стремление найти выход из сложной ситуации пригодится в взрослой жизни.
Любимым занятием для ребят становится столярное дело, и его доступность для максимального числа детей важна. Анна Никишина.
Как обустроить столярку в детском саду
-
Детский сад «Школа самоопределения» № 734 имени А.Н. Тубельского
Лариса Журавлева Я уверена: чем проще устроена мастерская, тем выше детская активность и интерес. По этой причине организация столярки в саду на первых порах не требует больших затрат. Отвертки, плоскогубцы, шурупы, гвозди, молоток — все это найдется в любом доме, и к чему обычно не допускают детей.
Наименьшая мастерская — молоток, гвозди и бревно. С добавлением разноцветных крышечек от газировки, которые можно прибивать гвоздями к дереву, дети будут не остановить.
Для столярки лучше выбрать место подальше от остальных, чтобы шум не мешал ребятам заниматься другими делами. Обычно это зона возле раздевалки. Хорошо, если все дети видят работу в этом уголке. Так вероятнее, что кто-нибудь захочет попробовать сделать что-то самостоятельно.
-
Проект «Игровой мастерской» Рыбаков Детский сад
У Анны Никишиной и Татьяной Морозовой Авторы проекта «Игровая столярка» обладают большим опытом организации игровых пространств.
Мы строили домики на деревьях, двухэтажные конструкции для детских садов в рамках проекта «Мастерской дерева для детей». Ребята иногда пытались помочь нам. От вида пилы в глазах детей загоралась искра, это и дало начало идее занятий, где ребят научили бы мастерству столярного дела своими руками. Впоследствии это переросло в проект «Игровая столярка», — говорит Анна.
Проект «Играй, как столяр!» RYBAKOV PLAYSCHOOL
Анна Никишина подготовила пошаговое руководство для желающих открыть свою мастерскую.
1 шаг — найти подходящее место.
Обходя вместе с руководителем все помещения сада в поисках подходящего, мы вошли в ныне занимаемое пространство и обратили внимание на окна. Расположенные по обеим сторонам, они показались нам удачными, поэтому решили, что мастерская будет именно здесь.
2 шаг — проект пространства.
Планировали размещение зон для работы, хранения и выставок. Некоторые вещи изготовили самостоятельно. Сейчас, если садам требуется помощь в организации рабочих зон, предоставляем им список оборудования, инструментов и материалов.
3 шаг — подобрать педагога.
Некоторые люди занимаются столярным ремеслом и не работают с детьми. Другие же работают с детьми, но не умеют пользоваться инструментами. По этой причине разрабатывается образовательный курс, стажировка для желающих освоить и то, и другое.
-
Детский сад «Солнышко», город Чудово, Новгородская область.
Заведующий детским садом «Солнышко» при МОУ СОШ имени Некрасова в городе Чудово Новгородской области. Наталья Минина Понаблюдала детский сад «Школа самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского» и захотела использовать полученные знания в собственном саду.
В мастерской столяра пространство разделено на отдельные зоны.
- Творческая зона.
Встречаются люди, чтобы поделиться идеями и найти тех, кто разделяют их взгляды. За «переговорным» столом можно обстоятельно всё обговорить и проработать до мелочей.
- Рабочая зона.
В этом месте совершаются грандиозные деяния, размещаются рабочие места и средства для осуществления замыслов.
Наталья Минина: В зоне работы размещены два регулируемых по росту стола для труда, два верстака и многофункциональный столярный станок для детей. Это любимое место у малышей. Здесь есть детские молотки, пилы, гвозди, саморезы — всё необходимое юным мастерам.
- Стройбаза «Луч».
Ребята назвали уголок с материалами «взрослым». Часть из них приобретают в строительных магазинах, часть — собирают сами во время прогулок. У каждого ребенка есть своя сумка для хранения, чтобы вернуться к проекту позднее.
Вначале можно обустроить мастерскую с помощью имеющихся вещей. В саду часто находятся ненужные стулья, старая мебель и полки, подходящие для первоначальной организации мастерской. С течением времени возможности можно расширять.
- Выставочная зона.
На стеллажах размещаются детские модели и поделки, демонстрирующие идеи и мастерство ребят.
Мастерская по столярному делу в детском саду «Солнышко» города Чудова Новгородской области.
Желаю посещать мастерскую ежедневно!
Для начала занятий требовался умелый взрослый человек. Детский сад «Солнышко» получил такую возможность. Его воспитатель, которого дети зовут «папа Карло», — Алексей ЧеглаковУчитель высшей категории, обладающий дополнительной квалификацией для работы с детьми с особенностями здоровья.
Это позволило привлекать к занятиям детей с проблемами в поведении, задержкой речи, ЗПР. Дети заметно прогрессируют со временем, потому что физическое и психическое развитие неразрывно связаны друг с другом.
«У меня был очень старый учебник 1960 года издания, в котором описывалось изготовление простых моделей для начала», — рассказывает. Алексей Чеглаков — Но скоро дети пожелали заниматься чем-то более сложным. Постоянно высказывают свои предложения — корабли, самолеты…
Иногда самолеты делают даже из простой тряпки для уборки. Дети могут представить всё, что угодно.
Поскольку ребята умеют работать с инструментами, изготовление игрушек — это лишь начало. После выставки балалаек появилась идея сделать их самостоятельно.
Проект живёт всего год, но дети многое постигли, — рассказывает. Наталья МининаПомимо виртуозного владения инструментами, ребята самостоятельны, ответственны, погружены в идею. Часто происходит совместная работа, которая учит взаимодействовать. Развитие волевой сферы, умения планировать, самостоятельности и внимания — это ФГОС и целевые ориентиры для педагогов.
Иногда администрации сада поручают детям настоящие задачи: отремонтировать лопату, изготовить кормушки для птиц. Это развивает сознательность и ответственность, даёт возможность ощутить гордость от выполненной работы.
Родители одобряют идею сотрудников детского сада, выделяя творческую обстановку и стремительный рост умений. В «книге отзывов» записано, что дети усваивают усидчивость, внимательность, аккуратность, а также заражаются любовью к работе. Но особо значимы записи самих детей:
Я хочу посещать мастерскую ежедневно.
Как обеспечить безопасность в столярке
Лариса Журавлева Точно знает, что опасны занятия в столярной мастерской только тогда, когда ребёнок не контролируем – размахивает инструментами и стреляет в других детей. Но точно так же опасен будет и в другом месте.
«В порядок приводим до поступления» — говорит она.
По всем остальным вопросам лучше говорить с детьми на обычном, взрослом языке, используя для этого стандартные средства общения, демонстрируя им доверие.
Для обеспечения безопасности занятий необходимы выполнение нескольких условий.
- «Курс молодого бойца».
За несколько занятий дети учатся правильно и безопасно работать с инструментами. Педагоги затем могут просто наблюдать за их работой, поскольку дети быстро усваивают материал.
- Правило «стоп».
Когда преподаватели видят ненадлежащее обращение с инструментами, говорит «стоп». Ребенку следует остановиться и услышать совет взрослого.
Тем не менее большая часть детей способна управлять своим поведением в ходе процесса.
Анна Никишина: Наиболее серьёзная травма за последнее время — ребенок обожгся клеевым пистолетом из-за любопытства. Дрель, шуруповерт — всё, что кажется опасным, в действительности не представляет большой угрозы. Дети, которые не уверены в себе, будут очень осторожно работать.
- «Спокойствие, только спокойствие».
Работать в мастерской желательно в хорошем настроении и по желанию. Педагоги следят за эмоциональным состоянием детей и при необходимости просят прервать занятие, если те раздражаются или торопятся завершить работу.
Татьяна Этингоф: Мальчик или девочка никогда не пытается навредить себе.
Появление опасности наступает, когда дети перевозбуждены, находятся в неуравновешенном состоянии. Воспитатель замечает это и просит детей переключиться на другое, более спокойное дело.
Каждый воспитатель сам выбирает, будет ли участвовать в такой деятельности. С большим количеством гиперактивных детей в детском саду лучше воздержаться от риска.
В мастерской сада «Солнышко» используют опыт коллег, работающих со столяркой дольше. Столы расставлены так, чтобы педагог видел каждого ребенка и контролировал ситуацию. «Папа Карло» объясняет правила обращения с инструментами и останавливает ребят при нарушениях.
В столярном цехе есть специализированные приспособления, уменьшающие опасности.
Наталья Минина: Чтобы быть в безопасности, купили струбцины, которыми дети фиксируют детали, чтобы не разбить пальцы молотком. Существуют особые детские мастерские и инструменты, защищающие руки, к примеру, от абразивных материалов.
Дети осознают, что у них в руках не игрушки, а настоящие инструменты для взрослых, поэтому обращаются с ними очень бережно.