
Фотография: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Работа воспитателя по трудности поставленных задач – одна из самых сложных: насыщенный график года, внимание к идеям и вопросам детей, строгие расписания. А еще – взаимодействие с родителями и участие в жизни педагогического коллектива. выгореть Потеря смысла деятельности грозит. Детский сад превратится из места силы в обычное учреждение, а воспитатели утратят статус полноценных членов команды. Павловской гимназииС Педсоветом поделились советами, как поддерживать себя в ресурсном состоянии и восстанавливаться, когда силы заканчиваются.
Делать паузы в работе
Воспитатель детского сада с легкостью погружаются в работу: проверяют свои идеи, создают развивающие ситуации, планируют образовательные мероприятия. Порой кажется, что всё можно успеть! Но не всегда удаётся верно оценить возможности и распределить задачи в педагогическом коллективе. А ведь ресурсов должно хватать и на проектирование, и на рефлексию. В итоге команда приступает к подготовке очередного события, не имея времени для анализа предыдущего.
Младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина предложила медленную педагогику и внимание к паузам как решение. Она советует воспринимать любую деятельность как цикл, включающий наблюдение, замыслы, реализацию, рефлексию и время. Достаточно времени должно быть для полноценного переживания всех этапов без спешки. Каждый проект необходимо завершить, упаковать и отпустить. Такой подход подойдет к любому делу: от детского события до масштабной конференции.
Анна Якшина на конференции Conf-tea
Сотрудничать с родителями
Когда педагог не считает семью равноправным участником воспитания, приходится прилагать много усилий для преодоления недопонимания: убеждать и разъяснять. Эффективнее стратегия сотрудничества: сделать педагогическую работу прозрачной, прийти к единому мнению и продемонстрировать глубину процесса. Родители стремятся к качественному образованию, поэтому оно – основа взаимодействия с ними.
На конференции участники рассказали о парадоксальных решениях: повышение сложности практики и прозрачности может снизить недоверие в общении с семьями. Например, в гимназии дети участвуют в принятии решений по важным для себя вопросам, например, выбирают темы для исследования, как обустроить пространство группы или какие правила необходимы. Преподаватели размещают материалы детских поисков и решений в социальных сетях. Родители, увидев, что педагоги сосредоточены на детях, не нуждаются в уточнениях, а воспитателям не приходится работать с их сомнениями.
Для вовлечения родителей в жизнь детского сада педагоги Павловской гимназии сотрудничают с коллегами.
- разработали плакатыкоторые раскрывают сущность формирования личности ребенка.
- создали «Карту развития ребёнка»;
- приглашали родителей вместе проектировать образовательные пространства для детей.
Семьям предоставилась возможность оценить квалификацию команды и принять участие в образовательной деятельности.
Участники конференции Conf-tea
Работать в команде
Работа в команде со своими значимыми ролями помогает педагогам сохранять ресурсность. Вместе получится проектировать не только события из детского календаря, но и замышлять встречи с педагогическим сообществом. Поиск и воплощение идеи будут только усиливать энергию команды. Например, конференцию «Conf-tea» придумали сами педагоги детского сада Павловской гимназии.
Идея появилась на фестивале «Генерация», крупном мероприятии, посвященном освоению современных методик преподавания. Преподаватели из области дошкольного образования осознали необходимость в совместных дискуссиях по актуальным проблемам и уточнению смысла педагогической практики.
«Conf-tea» — это не обычная конференция с докладчиками и аудиторией. Это встреча сообщества. В текущем году участники совместно определили темы.
- практики партнёрства с родителями;
- условия для творческих поисков детей;
- ресурсность педагогов.
Участники конференции выработали практические идеи для применения в своей деятельности.
Педагоги-участники конференции Conf-tea
Поддерживать инициативы (совет для директора)
Сохранение ресурсности педагога — задача управленца, включающая предоставление команде возможности быть причастной к изменениям. При принятии решений без участия воспитателей экспертность и инициатива не востребованы, что приводит к потере мотивации. Но если изменения в школе — общее дело, всё меняется.
Совместное проектирование позволяет усилить ресурсность, когда все члены команды вместе ищут новые решения для общих пространств и событий. В детском саду Павловской гимназии педагоги вместе с администрацией выбирают способы обновления рекреаций и групп сада (рекреация «Динозавры», группа «Лучики»), разрабатывают детские события («Лето-фест» на День защиты детей), планируют календарь года.
Два года назад в гимназии провели опрос среди сотрудников с целью узнать их пожелания к работе. По просьбам коллектива появилась возможность питаться вкусной и недорогой едой в кафе гимназии. В календаре появился «Фэмели дэй» — культурное мероприятие для семей педагогов, а учебный год теперь завершает конкурс «Дело жизни». В нём все сотрудники гимназии выдвигают коллег в нескольких номинациях, например «Инновационность» или «Открытие», победителей выбирают по количеству голосов. Однако недостаточно просто предложить кандидата, нужно привести аргументы — почему именно этот человек достоин победы. Для победителя признание своей команды ценнее любых побед.
В гимназии обращают внимание на запросы педагогов, детей и родителей. По их желанию обновлены рекреации во всех подразделениях и создан «Зелёный сад». Также появились кофейная зона и «Чайная комната» в детском саду для уютных встреч.