Фото: img.freepik.com

Фотография: Pixabay / Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.

Работа воспитателя по трудности поставленных задач – одна из самых сложных: насыщенный график года, внимание к идеям и вопросам детей, строгие расписания. А еще – взаимодействие с родителями и участие в жизни педагогического коллектива. выгореть Потеря смысла деятельности грозит. Детский сад превратится из места силы в обычное учреждение, а воспитатели утратят статус полноценных членов команды. Павловской гимназииС Педсоветом поделились советами, как поддерживать себя в ресурсном состоянии и восстанавливаться, когда силы заканчиваются.

Делать паузы в работе

Воспитатель детского сада с легкостью погружаются в работу: проверяют свои идеи, создают развивающие ситуации, планируют образовательные мероприятия. Порой кажется, что всё можно успеть! Но не всегда удаётся верно оценить возможности и распределить задачи в педагогическом коллективе. А ведь ресурсов должно хватать и на проектирование, и на рефлексию. В итоге команда приступает к подготовке очередного события, не имея времени для анализа предыдущего.

Младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ Анна Якшина предложила медленную педагогику и внимание к паузам как решение. Она советует воспринимать любую деятельность как цикл, включающий наблюдение, замыслы, реализацию, рефлексию и время. Достаточно времени должно быть для полноценного переживания всех этапов без спешки. Каждый проект необходимо завершить, упаковать и отпустить. Такой подход подойдет к любому делу: от детского события до масштабной конференции.

Анна Якшина на конференции Conf-tea

Сотрудничать с родителями

Когда педагог не считает семью равноправным участником воспитания, приходится прилагать много усилий для преодоления недопонимания: убеждать и разъяснять. Эффективнее стратегия сотрудничества: сделать педагогическую работу прозрачной, прийти к единому мнению и продемонстрировать глубину процесса. Родители стремятся к качественному образованию, поэтому оно – основа взаимодействия с ними.

На конференции участники рассказали о парадоксальных решениях: повышение сложности практики и прозрачности может снизить недоверие в общении с семьями. Например, в гимназии дети участвуют в принятии решений по важным для себя вопросам, например, выбирают темы для исследования, как обустроить пространство группы или какие правила необходимы. Преподаватели размещают материалы детских поисков и решений в социальных сетях. Родители, увидев, что педагоги сосредоточены на детях, не нуждаются в уточнениях, а воспитателям не приходится работать с их сомнениями.

Для вовлечения родителей в жизнь детского сада педагоги Павловской гимназии сотрудничают с коллегами.

  • разработали плакатыкоторые раскрывают сущность формирования личности ребенка.
  • создали «Карту развития ребёнка»;
  • приглашали родителей вместе проектировать образовательные пространства для детей.

Семьям предоставилась возможность оценить квалификацию команды и принять участие в образовательной деятельности.

Участники конференции Conf-tea

Работать в команде

Работа в команде со своими значимыми ролями помогает педагогам сохранять ресурсность. Вместе получится проектировать не только события из детского календаря, но и замышлять встречи с педагогическим сообществом. Поиск и воплощение идеи будут только усиливать энергию команды. Например, конференцию «Conf-tea» придумали сами педагоги детского сада Павловской гимназии.

Идея появилась на фестивале «Генерация», крупном мероприятии, посвященном освоению современных методик преподавания. Преподаватели из области дошкольного образования осознали необходимость в совместных дискуссиях по актуальным проблемам и уточнению смысла педагогической практики.

«Conf-tea» — это не обычная конференция с докладчиками и аудиторией. Это встреча сообщества. В текущем году участники совместно определили темы.

  • практики партнёрства с родителями;
  • условия для творческих поисков детей;
  • ресурсность педагогов.

Участники конференции выработали практические идеи для применения в своей деятельности.

Педагоги-участники конференции Conf-tea

Поддерживать инициативы (совет для директора)

Сохранение ресурсности педагога — задача управленца, включающая предоставление команде возможности быть причастной к изменениям. При принятии решений без участия воспитателей экспертность и инициатива не востребованы, что приводит к потере мотивации. Но если изменения в школе — общее дело, всё меняется.

Совместное проектирование позволяет усилить ресурсность, когда все члены команды вместе ищут новые решения для общих пространств и событий. В детском саду Павловской гимназии педагоги вместе с администрацией выбирают способы обновления рекреаций и групп сада (рекреация «Динозавры», группа «Лучики»), разрабатывают детские события («Лето-фест» на День защиты детей), планируют календарь года.

Два года назад в гимназии провели опрос среди сотрудников с целью узнать их пожелания к работе. По просьбам коллектива появилась возможность питаться вкусной и недорогой едой в кафе гимназии. В календаре появился «Фэмели дэй» — культурное мероприятие для семей педагогов, а учебный год теперь завершает конкурс «Дело жизни». В нём все сотрудники гимназии выдвигают коллег в нескольких номинациях, например «Инновационность» или «Открытие», победителей выбирают по количеству голосов. Однако недостаточно просто предложить кандидата, нужно привести аргументы — почему именно этот человек достоин победы. Для победителя признание своей команды ценнее любых побед.

В гимназии обращают внимание на запросы педагогов, детей и родителей. По их желанию обновлены рекреации во всех подразделениях и создан «Зелёный сад». Также появились кофейная зона и «Чайная комната» в детском саду для уютных встреч.