В магазине вы замечаете женщину с малышом, который мчится между полочками и переворачивает пакеты с товарами. Какие мысли у вас возникают в такой ситуации — ребёнок слишком активный или родители недостаточно его учат правилам поведения?

  • Когда непонятно, ребенок ведет себя плохо из-за усталости, или требуется помощь специалистов?
  • Доктор поставил вашему ребенку диагноз СДВГ. Нужно ли лечить или найти репетитора?
  • По словам свекрови, ребёнок непоседливый. Её зять в детстве был таким же активным, но со временем стал более сдержанным. Стоит ли ждать, что ребёнок тоже «перерастёт» или лучше отвести его к психологу, как предлагает подруга?
  • Поведение ребёнка оставляет желать лучшего, часто происходят потери и забывчивость, никакие меры дисциплины не помогают. Как поступить?

Ответы на эти и другие вопросы предоставляет данная статья.

Содержание:

  • СДВГ: что это такое
    • Этапы развития СДВГ
    • Виды СДВГ
  • Масштабы проблемы
  • Причины появления СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Симптоматика
    • Как отличить гиперактивность от активности: признаки
    • СДВГ или нет?
  • Гиперактивный ребёнок: что делать?
  • Как «Где мои дети» поможет при детской гиперактивности?
  • Советы родителям гиперактивного ребёнка
  • Рекомендация от психолога

СДВГ: что это такое

Prostock-studio/Shutterstock.com

Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Более половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью (по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского).

СДВГ — не просто диагноз, а группа нарушений, объединяемых признаками, не подходящими для возраста. К ним относятся гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность и отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий.

СДВГ обусловлен минимальной дисфункцией головного мозга, которая замедляет его развитие, включая задержку формирования биоритмов коры головного мозга и нарушение созревания структур ЦНС, прежде всего лобных отделов коры. Слабая согласованность ретикулярной формации и таламических неспецифических структур приводит к нарушениям в формировании памяти и сохранности интеллекта у больных СДВГ.

Дети с подобными нарушениями испытывают трудности с социальной адаптацией.

  • «плохо» ведут себя в садике;
  • конфликтуют со сверстниками на детских площадках;
  • имеют проблемы с успеваемостью в школе;
  • Поведение на уроках оставляет желать лучшего.
  • Не справляются с выполнением домашних заданий и подобных дел.

Без своевременной диагностики и помощи в детстве СДВГ может перейти во взрослую форму. Взрослые с этим расстройством могут демонстрировать:

  • частая забывчивость;
  • С трудом ориентируется в пространстве и времени, из-за чего часто опаздывает.
  • В доме и на работе всегда хаос.
  • В процессе реализации проектов возникают трудности: зачастую начинаются, но не завершаются.

Этапы развития СДВГ

Ground Picture/Shutterstock.com

Развитие СДВГ не имеет чёткой периодизации, однако в зависимости от возраста при отсутствии коррекции оно может привести к следующим последствиям.

  1. Детство: до 7 лет. Дети с активной и подвижной природой. Сконцентрироваться на игре или задании трудно. Таких детей часто называют непослушными.
  2. Школьный возраст. Школьная система предъявляет требования к усидчивости и концентрации внимания учеников. Дети с СДВГ практически не способны выполнить эти требования.
    С первого дня в школе возникают трудности с обучением, что приводит к проблемам в отношениях с одноклассниками и педагогами. Часто становятся «двоечниками и хулиганами».
  3. Подростковый возраст. В этом возрасте необходимо сформировать ответственное отношение к своей жизни и будущему. Однако подросток с СДВГ не может этого сделать полностью. Отставание от сверстников в развитии приводит к снижению самооценки, социальной и академической неуспешности.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — заболевание, требующее лечения. При своевременной квалифицированной коррекции большая часть детей регулирует свое поведение и реакции, что дает возможность им адекватно жить в обществе.
Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Виды СДВГ

Проявления СДВГ индивидуальны для каждого человека. При постановке диагноза различают различные типы синдрома.

  1. Гиперактивность и импульсивность доминируют, в то время как проявления невнимательности не выражены. Такой ребенок легковозбудим, неусидчив, поэтому часто получает травмы сам и причиняет их другим. В то же время способен сосредоточиться на задаче до тех пор, пока более сильное впечатление его не отвлечет.
  2. Доминирует дефицит внимания, проявления гиперактивности и импульсивности незначительные. Ребенок с таким видом СДВГ не проявляет чрезмерной двигательной активности, но испытывает трудности с концентрацией внимания на задаче. Постоянно отвлекается, сосредоточиться не может. Игру и учебу ему затрудняет скачки внимания с одного предмета на другой.
  3. Тип с сочетанием признаков недостатка внимания и гиперактивности/ импульсивности. Коррекционная работа сложнее всего в случае, когда ребенок одновременно проявляет две трудности: повышенную двигательную активность и легковозбудимость, а также затруднения с концентрацией внимания и постоянные отвлечения.

Для точного диагноза расстройства требуются обследования (МРТ, ЭЭГ и т. д.) и наблюдение врача.

Масштабы проблемы

По эпидемиологическим исследованиям в различных государствах, процентное соотношение детей с СДВГ варьируется от одного до трёх процентов до двадцати четырёх–двадцати восьми процентов.

Среди детей до восемнадцати лет по возрасту — пять процентов, шесть процентов среди учеников школы, три процента среди подростков.

По статистике, больше всего детей с СДВГ в США (4–20%) и России (7–16%). Далее следуют Китай (1–13%) и Италия (3–10%).

На три мальчика с таким диагнозом приходится одна девочка.

Различия в статистических данных обусловлены использованием различных критериев и методов диагностики в разных государствах.

Информация из издания «Гиперкинетические расстройства (СДВГ)», авторы Корень Е. В., Куприяннова Т. А., Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава России, Москва, 2015.

Причины появления СДВГ

Prostock-studio/Shutterstock.com

Причины развития СДВГ остаются неизвестными. Специалисты в этой области соглашаются, что ее происхождение обусловлено множеством факторов.

Четыре ключевых группы факторов, определяющих возникновение гиперактивности у детей.

1. Биологические факторы

Это нарушения работы мозга и нервной системы. К причинам относятся:

  • Недостаток кислорода у плода во время беременности и родов.
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • Алкоголь, лекарства и табачные изделия при вынашивании ребёнка.

2. Генетические факторы

У половины людей, имеющих этот синдром, подтверждена наследственность СДВГ.

3. Психосоциальные факторы

К ним относятся:

  • низкое социальное положение семьи;
  • алкоголизм родителей;
  • тяжёлые разногласия между родителями.

4. Экологические факторы

Экология и правильное питание влияют на здоровье детей и развитие их нервной системы. Экологические факторы могут ухудшать состояние, но не являются основным определяющим фактором.

Дети, имеющие такие характеристики, находятся в группе риска по развитию СДВГ.

  • недостаток белков в рационе;
  • Чрезмерное потребление быстрых углеводов, преимущественно утром.
  • Недостаток витаминов и микроэлементов характерен для некоторых состояний, например, 70 % гиперактивных детей, по данным исследований, страдают от дефицита магния.

Диагностика СДВГ

fizkes/Shutterstock.com

Как правило, первые сигналы и признаки СДВГ замечают родители и специалисты детских дошкольных учреждений. Иногда симптоматику может заметить детский невролог во время обычного медосмотра. Если родители обратят внимание к словам специалистов, то смогут своевременно получить правильный диагноз и рекомендации по лечению ребёнка.

Только психиатр или невролог могут поставить диагноз СДВГ. Психолог, педагог или воспитатель могут заметить трудности у ребенка, предположить их причину и посоветовать обратиться к специалисту.

Врач анализирует симптомы, назначает необходимые обследования, устанавливает диагноз и выдает лечебные рекомендации. При особенностях проявления затруднений доктор может предложить посещение психолога, дефектолога или логопеда.

Проверки для определения диагноза СДВГ.

  1. В ходе беседы с пациентом (или его законным представителем) уточняется наличие наблюдаемых признаков нежелательного поведения. Оценивается реакция пациента на различные ситуации в домашних условиях, садике, школе, во время прогулок и др.
  2. Анкета по вопросу течения беременности и раннего детства.
  3. Оценка поведения больного во время приема, а также проведение тестов на двигательную функцию, рефлексы, координацию и чувствительность различных областей тела.
  4. Чтобы определить физиологические причины заболевания, врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.
  5. В отдельных случаях проводят проверку работы щитовидной железы, надпочечников и половых желез, а также выполняют МРТ и ЭЭГ.
  6. Врач проводит опрос ребенка для определения уровня развития интеллектуальных способностей, речи, умения вести беседу, понимания длинных предложений и концентрации внимания. Оцениваются также когнитивные функции: способность анализировать и выстраивать причинно-следственные связи.

Затем доктор анализирует проявления болезни, сравнивая их с информацией из руководства по детской патологии DSM-5, и ставит диагноз «СДВГ».

Симптоматика

RMC42/Shutterstock.com

1. Гиперактивность

Гиперактивное поведение – это когда активность и возбудимость ребенка превышают норму и мешают ему самому и окружающим.

Избыточная активность ребёнка объясняется не плохим воспитанием, а слабостью нервной системы и быстром утомлением, из-за чего самостоятельное регулирование поведения ему сложно.

2. Дефицит внимания

Недостаток внимания – главный признак при СДВГ. Почти все трудности в семье, детском саду и школе возникают из-за него.

Вниманию присуще много особенностей: концентрация, длительность фокуса, смена объектов внимания и другие. В каждом возрасте имеются свои стандарты продолжительности удержания внимания.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности показатели могут не совпадать с возрастом и называться «Отвлекаемостью».

Отвлекаемость – это нарушение внимания, которое характеризуется быстрым переходом с одного объекта внешнего мира или внутреннего процесса (случайных ассоциаций, мыслей, воспоминаний и тому подобного) на другой.

3. Импульсивность

Нерешительность — потеря контроля над действиями в ситуациях, предъявляющих определенные требования. Как проявляется у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

  • При выполнении заданий трудно дождаться окончания инструкций, и начинаются действия раньше положенного времени. Неправильная оценка сложности и невнимательность к требованиям задачи приводят к ошибкам.
  • Не всегда способны просчитать результаты действий и из-за этого регулярно оказываются в затруднительных или рискованных обстоятельствах.
  • Чтобы произвести впечатление на одноклассников, иногда подвергают себя лишним опасностям. Из-за этого случаются травмы: падения, ушибы, переломы рук и ног, а также несчастные случаи.

Часто к детям, склонным к импульсивным действиям, применяют эпитеты «небрежных», «беспечных» и «легкомысленных».

Как отличить гиперактивность от активности: признаки

Prostock-studio/Shutterstock.com

По каким признакам родитель может заподозрить у ребёнка данное расстройство?

  1. Ребенок проявляет большую активность, чем другие дети того же возраста — не может усидеть спокойно, постоянно двигается.
  2. Общая неусидчивость с избыточными движениями (постоянное покачивание на стуле, кружение и т. п.) или излишняя разговорчивость.
  3. Детишкам свойственно забывать, терять вещи, пропускать инструкции и отвлекаться во время работы над заданиями.
  4. Не слушает обращённую к нему речь.
  5. Выполняя задания, требующие сосредоточенности, ребёнок быстро утомляется. Для качественного выполнения заданий школьникам нужен контроль со стороны взрослых: часто приходится находиться рядом и наблюдать за работой.
  6. Не умеет завершать начатое, часто прерывает дела, легко меняет решения и теряет мотивацию.
  7. Ребенок с трудом контролирует свои эмоции и часто проявляет их в отношении окружающих.
  8. Говорит невнимательно, прерывая собеседников.
  9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
  10. Неукротимый характер проявляется в драках и конфликтах с ровесниками.
  11. Наблюдается нарушение координации и частые травмы.
  12. Выявляются трудности в управлении поведением: игнорирование указаний, нарушение правил, сложности при урегулировании разногласий (для детей старшего дошкольного возраста).

СДВГ или нет?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Руководство для родителей, подозревающих диагноз СДВГ у ребёнка.

Тревожиться стоит, если:

  • Перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребенка старше шести месяцев и препятствуют адаптации в обществе. У здоровых детей могут быть реактивные состояния, напоминающие гиперактивность, вызванные болезнью или психологическими травмами. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
  • Проявления наблюдаются во всех сферах жизни: дома, на улице, в коллективе — ребенок везде демонстрирует подобное поведение.
  • В поведении ребенка наблюдаются трудности, проявившиеся минимум в двух областях деятельности. Например, выполнение графических заданий в детском саду ему даётся с трудом, а на занятиях гимнастикой отмечается неспособность следовать инструкциям и нарушение координации.
  • Обучение и общение ребёнка страдают из-за трудностей, хотя его интеллект развит нормально.
  • Проблемы с поведением возникли и усугубились к семи годам.
  • Исключены другие болезни нервной системы и отклонения в развитии. Часто СДВГ принимают за эмоциональные проблемы, вызванные прошлыми психологическими травмами, или расстройства аутистического спектра. РАСРАС могут сочетаться с тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофренией. При подозрении на СДВГ необходима тщательная диагностика специалистом.

Мнение о том, что ребёнок «перерастёт» расторможенность, часто встречается у старшего поколения. На самом деле при взрослении уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность уменьшаются, но появляются суетливость и внутреннее беспокойство. Для них также характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность в отношениях и рискованное поведение.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

fizkes/Shutterstock.com

Получив диагноз СДВГ, что нужно предпринять?

1. Не паниковать

Получив диагноз, родители часто погружаются в отчаяние. Важно сохранять спокойствие — при надлежащей организации реабилитации и коррекции самочувствие ребёнка существенно улучшается.

2. Выполнять рекомендации лечащего врача.

Причины появления СДВГ разнообразны, каждый случай имеет свои особенности. Следует придерживаться рекомендаций врача и изменять план лечения, если выбранный способ не оказывает желаемого эффекта.

Необходимо действовать параллельно по двум направлениям.

  • медикаментозная терапия Помогает уменьшить проявления СДВГ, если поведение и мышление пациента не улучшаются благодаря поведению, консультациям психолога или психотерапии.
  • психолого-педагогическая коррекция. Чаще всего разумно начать с семейной психологической консультации и коррекции, дополнив это лечением. Важно помнить, что медикаменты иногда бывают нужны, но полностью полагаться на них не следует. Необходимо обращаться к специалистам, работающим с подобными детьми.

4. Работа с психологом и дефектологом

Психолог и дефектолог разрабатывают программу профилактики или коррекции нарушений, учитывая возраст и сложности ребенка. Цель этой работы – уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребенка. Специалисты помогут родителям организовать взаимодействие с ребенком не только на занятиях, но и дома, создавая для него «оздоравливающую» атмосферу.

В реабилитации важна вовлеченность родителей и близких к ребёнку людей.

Для воспитания детей с СДВГ родителям следует избегать взаимодействия, напоминающего . гиперопекиПозволять всё и не предъявлять чрезмерных ожиданий, недоступных для ребёнка.
Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

5. Пройти курс нейропсихологической коррекции

Специальный комплекс психологических методик помогает развить нужные функции мозга у ребенка, создав компенсаторные механизмы для лучшего саморегулирования поведения и более эффективного обучения.

Комплекс нейрокоррекции состоит из растяжек, упражнений для языка и мышц челюсти, перекрестных движений, а также упражнений для развития моторики и расслабления.

Курс включает минимум 16 встреч. Между посещениями врача-нейропсихолога важно выполнять упражнения дома.

Как «Где мои дети» поможет при детской гиперактивности?

Приложение «Где мои дети»

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети»Чтобы заботиться и оберегать активного ребёнка, не вторгаясь в его личное пространство. Приложение даст возможность:

  • Отслеживать передвижения своего чада и его траекторию (особо важно для учеников школьного возраста).
  • Если ребёнок не отвечает на телефонные звонки и вы слышите только громкий сигнал, может ли это означать, что ему угрожает опасность или что он общается с нежелательными людьми?
  • Включите звук вокруг и узнайте, как обстоят дела в школе, секции, как ребенок общается с посторонними, адаптируется и ведет себя в обществе. Функция «Звук вокруг» может быть полезной, если вы подозреваете, что у ребенка есть проблемы, о которых он молчит.
  • Получить сигнал бедствия от ребёнка в опасности.
  • Свяжитесь с ребёнком голосовым, текстовым сообщением или звонком в любое время.
  • Получить сведения о популярности мобильных приложений.
  • Уследить за тем, насколько своевременно ребенок приходит в школу, на тренировки или домой, а также контролировать время его пребывания в разных местах (не пропускает ли занятия и где проводит большее количество времени).

Зная происходящее, вы сможете оказать более действенную помощь. Неназойливый, но внимательный надзор окажется бесценным подспорьем родителям детей с повышенной активностью.

Скачивайте приложение «Где мои дети»Получите доступ бесплатно уже сегодня, чтобы увидеть на практике, насколько это может помочь детям с СДВГ!

Советы родителям гиперактивного ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Психолог делится советами о помощи семьям, воспитывающим детей с повышенной активностью.

1. Забота о себе

Внимательно относитесь к собственным возможностям и методам восстановления энергии. Поведение ребенка с повышенной активностью требует большой концентрации внимания и терпения. У родителей таких детей часто встречается повышенная тревожность, раздражительность и склонность ко самокритике.

При истощении симптомы СДВГ труднее контролировать, поэтому стоит сформировать набор действий для восстановления сил. Общайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, уделяйте внимание качественному сну и отдыху.

2. Поддержка специалистов

Обратитесь к специалистам по проблемам СДВГ: врачу, психологу, дефектологу, логопеду при необходимости. Устройте корректирующие занятия для ребенка.

Справиться с СДВГ почти нереально без участия специалистов.

3. Принимающая среда

Раскройте родным и учителям вашего ребёнка его особенности. Просьба о поддержке в исправлении недостатков. Уточните, как лучше взаимодействовать с ним и чем можно помочь.

4. Микроклимат в семье

Борьба взрослых и проблемы в семье часто обостряют симптомы и ухудшают положение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В семьях с ребёнком, имеющим СДВГ, разводов больше вдвое по сравнению со средней статистикой. Родителям важно оказывать друг другу поддержку в процессе решения проблем, связанных с ребенком, и избегать разногласий по поводу методов воспитания.

Vadym Pastukh/Shutterstock.com

5. Экологичность в воспитании

Избегайте криков и физических наказанийВ воспитании ребенка с повышенной активностью (впрочем, это касается всех детей).

Важно понимать, что ребёнок не слушается и отвлекается не из-за желания поступить неправильно, а из-за своей невозможности действовать иначе.

Из-за чрезмерных требований ребенок может испытать нервный срыв, возникнуть эмоциональные проблемы и другие болезни. Крики, наказание и агрессивное поведение не исправят ситуацию, а могут только ухудшить состояние.

Награждайте ребенка старанием, особенно при выполнении задач, требующих сосредоточенности.

6. «Обнимашки»

Таковым детям физический контакт чрезвычайно важен. Обнимайте ребенка, прижимая его к себе в сложных моментах, когда ему трудно совладать с эмоциями или волнением.

7. Соблюдение режима дня

Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

Nick Fedirko/Shutterstock.com

8. Полноценное питание

Регулярно давайте ребёнку белковую пищу (мясо, рыбу), и следите за достаточным количеством микроэлементов. Сократите употребление сладкого.

9. Организация пространства

Помоги ребенку упорядочить и обустроить своё жилье.

Детям с гиперактивностью трудно убирать игрушки и поддерживать порядок. Полезно приобрести много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для маленьких можно наклеить картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей обычно всё разбросано).

10. Маркировки и стикеры

Гиперактивным детям, склонным к рассеянности и забывчивости, помогайте создавать постоянные и временные списки дел. При возможности маркируйте предметы, используйте наклейки с напоминаниями.

11. Забота о здоровье

Обращайте внимание на здоровье ребенка, организовывайте профилактические мероприятия для укрепления его организма.

Ребенок при болезни проявляет повышенную расторможенность и невнимательность. Иногда смену времени года провоцируют усиление признаков СДВГ.

При ухудшении симптомов СДВГ стоит обратиться к врачу. В тяжёлых случаях возможна госпитализация – амбулаторная, в дневной стационар или обычный стационар для подбора лекарств.

12. Спорт

Выбирая секцию для ребенка, стоит учесть, что детям с СДВГ не подходят виды спорта, предполагающие соревнования. Виды спорта, требующие командной игры, также могут быть сложны из-за импульсивности и трудностей в общении.

Хорошо подходят для занятий плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

FamVeld/Shutterstock.com

13. Тренируйте внимание

Взаимодействуйте с ребёнком через игры, стимулирующие внимание. Такие игры и упражненияМожно заказать книгу онлайн или приобрести её в магазине.

14. Развитие навыков общения

Развивайте у ребенка умения общаться. Обсуждайте неудачи в общении, объясняйте правила ведения разговоров. С дошкольниками читайте корректирующие сказки и рассказы.

15. Бережное отношение к психике

Берегите ребенка с СДВГ от усталости, толпы и больших собраний.

16. Релакс

Научите ребенка успокаиваться и снимать напряжение. Для этого подойдут специальные игры, упражнения или арт-терапия.

Ребятам с диагнозом СДВГ полезно заниматься живописью, лепить из глины, развивать творческие способности.

17. Используйте полезные приложения

Например, сервис «Где мои дети»Что сохранит спокойствие родителей и облегчит воспитание ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Рекомендация от психолога

Ground Picture/Shutterstock.com

Если вы наблюдаете за своим ребёнком проявления гиперактивности и дефицита внимания, постарайтесь не оставлять свои опасения без внимания и не затягивать визит к специалистам.

Комплексный подход к исправлению СДВГ даёт положительный прогноз: с возрастом и коррекцией нарушения у большей части детей компенсируются, а многие симптомы исчезают.

Помните, что ни один специалист и ни одно лечение не смогут заменить любовь и адекватность родителя. Работа по коррекции СДВГ будет сложной без искренней заинтересованности со стороны родителя.

Цените своих детей таким, какими они есть, и верьте, что справиться с трудностями можно. Самое важное — действовать!