
Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая
В начале учебного года активность в родительских чатах возрастает. Столкновения интересов, к сожалению, нередки. Педсовет обратился к педагогам, психологам, юристу и конфликтологу за советом о том, как предотвратить разногласия и действовать, если учителю приходится разнимать ссорящихся родителей учеников.
Сценарий первый. Расследовательский
Автор учебника по конфликтологии Анатолий Анцупов Разработан алгоритм для урегулирования любых конфликтов.
- Рассмотреть позиции всех участников конфликта, выяснить настоящую картину событий и цели каждого из них.
- Поговорить с наиболее беспристрастным и разумным участником конфликта для выяснения его подлинных причин.
- Предложите сторонам компромиссное решение, отвечающее их скрытым потребностям. В случае неудачи обратитесь к другим родителям или директору.
Методика способствует примирению родителей. Об этом рассказала Татьяна Петровец, учительница начальных классов из Тюмени. Мать ученицы увидела в интернете неприличное выражение, сказанное одноклассницей ее ребенка. На собрании она публично обвинила мать девочки в плохом воспитании. Первая родительница провела с дочерью беседу и забыла о случившемся. Вторая же никак не могла успокоиться, настаивала на исключении девочки из школы и обращалась к завучам.
«Я не смогла остаться в стороне. Конфликт, безусловно, одно sidedный, но его последствия могут быть ужасными. Хотелось бы исправить несправедливость», — делится учительница.
Татьяна беседовала с учениками и родителями, которые лучше всех знали девушку, разгоревших конфликт. Пояснилось, что причина ссоры имела более глубокие корни: мать обиделась на то, что главную роль в спектакле к Новому году получила не ее дочь, а другая ученица, которая затем написала что-то непристойное в интернете.
Пойдя навстречу, Татьяна предложила компромисс: спектакль состоял из двух частей, в каждой из которых одна девочка исполняла главную роль.
Сценарий второй. Юридический
Если родители или ученики не нарушили закон, учитель может отказаться разрешать конфликт. По статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации учитель не обязан решать личные конфликты между родителями при отсутствии нарушения законов страны. Согласно этому же закону педагог имеет право уведомить директора, который должен разобраться с ситуацией.
Юлия думает, что при непожелании учителя обращаться к директору, следует мирно обсудить ситуацию с наиболее конфликтным из родителей.
Юрист советует пригласить его в школу и при завуче или других учителях спокойным голосом попросить поступать иначе. Важно разъяснить, что этика учебного заведения не приемлет подобного поведения.
Педагог обязан вмешаться в противозаконную ситуацию. Например, если родители настаивают на решении конфликта школьников, присылая скриншоты личной переписки детей. В практике Юлии Симаковой был такой случай: родители нарушили ч. 3 ст. 137 УК РФ — «Незаконное распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста». За такое правонарушение предусмотрен штраф. Согласно статье 48 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о соблюдении педагогическим работником нравственных, правовых и этических норм, учитель обязан передать информацию об этом нарушении в ОВД или в Следственный комитет.
Сценарий третий. Профилактический
Надежда Проняева, преподаватель педагогики, полагает, что разногласия между родителями возникают из-за отличающихся взглядов на методы воспитания и личных обид. Также причинами могут стать несправедливое отношение со стороны других детей и учителей к ребенку. Для уменьшения влияния этих факторов классный руководитель должен заниматься профилактикой конфликтов.
Учителя начальных классов Брянского городского лицея имени Ломоносова Ирина Захарова поделилась методикой создания комфортной атмосферы на родительских собраниях.
В начале учебного года я распределяю роли родителей в делах класса, учитывая индивидуальные особенности учеников и взрослых.
Ирина предлагает руководствоваться четырьмя принципами для уменьшения конфликтов.
- Будьте всегда уважительны и терпеливы с родителями.
- Соглашаться с точкой зрения родителей, даже если она отличается от позиции учителя.
- Не выставляй человека в неприглядном свете перед кем-либо.
- Активно слушайте и старайтесь понять чужую точку зрения.
Ирина рекомендует родителям получать информацию о любых переменах в классе вовремя.
Четкое и логичное построение обучения уменьшит разногласия у родителей. Творческие занятия содействуют созданию теплой атмосферы в кабинете. Спрашивайте родителей на собраниях, удовлетворяет ли их учебный процесс.