Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Одним из последствий самоизоляции стал возросший интересГенеалогия становится доступна благодаря развитию технологий: о семье можно узнать многого, не покидая дом, через интернет. Педагоги и краеведы обсуждают пользу внедрения генеалогии в школьные занятия.

Чем полезна генеалогия

Большинство современных детей знают имена только прабабушек и прадедушек. Генеалогия, наука о родственных связях, может помочь восстановить историю семьи и узнать о своих предках.

Изучение генеалогии приносит пользу из-за…

  1. Понимание истории.

Дети могут запомнить исторические события и имена, но не всегда понимают их суть и значение для людей. История становится более понятной через знания о предках. Семья — это пример того, как проявлялись коллективизация, раскулачивание, строительство железных дорог, заводов и ГЭС, политика лидеров страны.

  1. Воспитание патриотизма.

Причастность к прошлому событий подталкивает к изучению истории и культуры родины. Понятнее становятся корни и траектория развития местности. Возникает осознание значимости личного существования и труда в построении будущего.

  1. Формирование ценностей.

В семье и среди родственников легче обсудить с детьми такие понятия, как доблесть, чувство долга и историческая справедливость. Эти слова превращаются в смысл жизни любимых и важных для них людей.

  1. Налаживание контактов в семье.

Поиски информации о своей семье начинаются с разговоров с родителями, бабушками и дедушками, старшими родственниками. Такое внимание приятно им. Для детей же это возможность узнать о прошлых играх, занятиях после уроков и моде, что является ценным этнографическим опытом из первых рук.

Исследование генеалогии позволяет ближе узнать родственников, перенимать знания прошлых поколений, чего не хватает в современном мире. Дети получают опыт стойкости к трудностям и бедам, способности сохранять себя в сложных ситуациях, как это делали предки в тяжелые времена. Это вызывает у них чувство гордости за род и историю родины, считает заведующая библиотекой школы № 21 г. Шарья Костромской области Нина Румянцева.

Генеалогические исследования в образовательном процессе: опыт Костромской области

В школе № 13 имени Р. А. Наумова города Буй Костромской области создана программа «Нить времен», объединяющая детей всех возрастов. Большое значение уделяют преемственности поколений, ведь школа действует с 1905 года — здесь учились прабабушки и прадедушки современных учеников.

В школьном историко-краеведческом музее под руководством учителя начальных классов Валентины Рог учащиеся занимаются историческими документами, восстанавливая историю семей, своего края и всей родины.

В ходе краеведческого исследования учащиеся соединили даже целые семьи. Так, благодаря архивным документам семьям Караваевых и Корешковых удалось открыть родственную связь, о которой до этого никто из членов семей не знал.

Интересно детям узнать о профессиях предков — крестьянином ли был, купцом или дворянином. Рассматривается, кто из семьи принимал участие в военных действиях, кем стал после войны. Тематика генеалогии на уроках затрагивается в школах по окружающему миру, русскому языку и истории.

«С учащимися 9 лет и старше используем видеоролики, помогающие не только разговаривать со старшими, но и работать с семейными архивами, а также пользоваться интернет-ресурсами для исследований», — рассказывает Валентина.

В школе собираются провести индивидуальные проекты по изучению истории семьи с учениками и мастер-классы для детей вместе с родителями.

Педагог считает, что помимо практической пользы, заключающейся в понимании истории и причастности к ней, подобная деятельность объединяет семью.

Восьмиклассники школы № 21 Роман Вылегжанин и Ярослав Мишенев определились с темами для будущих проектов.

Роман Вылегжанин:

Цель моей работы — исследование связи членов моей семьи с историей российской железнодорожной отрасли.

Ярослав Мишнев:

Меня интересует информация о воинском пути и боевых наградах родственников, которые воевали в Великой Отечественной войне, но подробностей пока нет.

Педагоги Костромского института развития образования проводят вебинары для учителей по организации классных часов и библиотечных уроков о родословных, а также внедрению личных и семейных историй в школьную программу, делая учеников хранителями исторической памяти.

Семьи без общих интересов, традиций и родословной чаще распадаются. Важно воспитывать детей в атмосфере единства, где каждый родственник ценен как часть большого семейного дерева, — считает директор департамента образования и науки Костромской области Илья Морозов.

Как изучать родословную

  1. Разговаривать с родственниками.

Устанавливайте беседы о жизни с целью фиксации ответов в тетради или на диктофоне. После этого сопоставьте и проанализируйте данные для создания презентаций, докладов и стендов, а также изобразите генеалогическое дерево.

  1. Работать с архивами и документами.

Генеалогические поиски могут быть облегчены посещением центральных, городских, областных и специализированных архивов. С ними можно связаться письменно по электронным адресам, а также использовать для этого форумы и онлайн базы данных.

  • forum.vgd.ruФорум для обсуждения вопросов генеалогии, истории и геральдики, поиск опубликованной информации.
  • podvignaroda.ruЭлектронная база данных о Великой Отечественной войне.
  • ru.openlist.wikiБаза данных о репрессированных (с 1917 по 1991 год), созданная по модели Википедии.
  • rgada.info— веб-сайт Архива Российской государственной библиотеки.
  1. Присоединяться к сообществам.

В разных местах функционируют группы генеалогов, историков и краеведов. Генеалогия в Туле» или Клуб генеаголиковУчастники охотно обмениваются своими технологиями и проектами, оказывая помощь начинающим или предоставляя нужную информацию.

  1. Использовать специальные платформы.

Например, онлайн-проект FamilioСоздатели этого проекта — российские генеалоги, историки и краеведы — придерживаются следующего девиза:

О каждом человеке должно быть память.

На сайте можно:

  • Поделиться семейной историей и фотографиями близких.
  • больше узнать о своей фамилии;
  • Обнаружить родословные корни на картах России, Украины и Беларуси.
  • Изучить в сети архивные документы и справочники.
  • Ознакомиться с устройством генеалогии и выполнить собственное исследование.

Все материалы сервиса доступны бесплатно.