
С 2000 года являюсь педагогом-организатором в гимназии и считаю, что моя профессия важна потому, что педагог обучает, а организатор занимается организацией.
А в чём, собственно, разница?
Каковы задачи педагога-организатора в школе?
Начнем с внеклассной деятельности: это воспитание подрастающего поколения.
В отличие от учителя предмета, чья главная задача — обучить предмету, и педагога дополнительного образования, работающего в кружках, педагог-организатор ставит во главу угла воспитание. Хотя новые законы о образовании выдвигают воспитание на первое место, а образование – на второе, рейтинги школ все же оценивают по количеству медалистов и победителей олимпиад.
Для повышения качества образования освободим преподавателей от обязанностей по проведению школьных внеклассных мероприятий, поскольку большая часть из них уже выполняет функции классного руководителя.
Два в одном
Учитель-предметник может организовывать внеклассные мероприятия, праздники и смотры. Однако организация качественных мероприятий требует много энергии, психологической устойчивости и умения коммуницировать. У предметнику перед выбором: что важнее – знания или воспитание?
Без сомнения, каждый учитель через свой предмет стремится передать ученикам правильные жизненные ценности. Конечно, он будет стараться и вне уроков «сеять разумное, доброе, вечное», но это потребует совместных усилий всей школы по различным тематикам, что приведет к необходимости дополнительных знаний в организации мероприятий. Подготовка открытого урока и подготовка открытого мероприятия – это разные события с разными целями. Отлично, когда учитель организует турниры, праздники, конкурсы внутри своего предмета – это его право. Но организация школьных мероприятий требует больших усилий. Можно скачать сценарий из интернета и воплотить его в жизнь. Тогда все останутся довольны – «галочки поставлены». Если школа хочет показать себя достойно, ей нужен освобожденный педагог-организатор, который сможет объединить творчески работающих педагогов своими креативными идеями.
szkoda, że в отделах образования этого не понимают. Иначе чем объяснить отсутствие конкурсов для педагогов-организаторов ни на уровне города, области, региона, ни на уровне страны? В нашем городе (как и в других, не знаю), у педагогов-организаторов нет своего методического объединения, а по документам и профстандартам педагог-организатор приравнивается к вожатым. По советской школе помню, что вожатыми были старшеклассницы, студентки или молодые специалисты, занимавшиеся организационной работой в ожидании освобождения вакансии педагога-предметника.
Педагога-организатора сравнивают с педагогом дополнительного образования, но у них разная работа. Организатор отвечает за общешкольную деятельность, а педагог дополнительного образования ведёт кружки (часто узкоспециализированные).
Счастливый универсал
Педагог-организатор должен владеть основами волонтерства, проектной, концертной, сценической, спортивной и дополнительного образования деятельности. Из того же педагога-предметника и по тем же образовательным принципам (с воспитанием в центре), но не обязательно.
Расскажу на собственном примере. После школы окончила училище с дипломом «клубный работник, режиссёр народного театра». Грезила, как и все, столицей и театральным институтом… По счастливой случайности мою творческую жилку на празднике заметила завуч одной из школ города. Предложила работу. Я согласилась. Не всё ли равно, где организовывать мероприятия: в клубе или школе? Так началась моя педагогическая карьера. А так как я театрал, тут же появилась дополнительная нагрузка в виде театральных кружков. Этого мне показалось мало. Получила диплом «Культуролог. Преподаватель русской культуры» (заочно, конечно, и сама оплатила учёбу).
Я самостоятельно выбирала для себя курсы: посещала сайт нашей организации ИППК и подбирала подходящие, уведомляя администрацию о своем решении. Сейчас у меня есть курс «Основы православной культуры и светской этики», «Основы финансовой грамотности», «Основы смыслового кино» и диплом тьютора, а также множество профильных курсов по ФГОС. Получается я и специалист в разных областях, о чём нисколько не жалею.
Минусы нашей работы
Педагогу-организатору отводится лишь часовая нагрузка в 36 часов еженедельно. У предметников есть учебный план, а у него — планирование по месяцам, четвертям и полугодиям с учётом традиционных мероприятий. В итоге получается одно-два мероприятия каждый квартал – либо для параллели, либо для класса или школы. Этого достаточно.
Если больше, классные руководители возмутятся, что детей не успевают учить, участвуя в событиях. Департаменты образования ежеминутно посылают приказы об организации мероприятий различной направленности! Когда их проводить? Ещё и отчитываться! Получается: выдаст педагог-организатор десять или тридцать мероприятий в год – зарплата не увеличится. Спасибо никто не скажет. Цветов на 1 сентября или 8 марта – не подарят, а День учителя – это вообще не наш праздник, мы находимся в статусе «других педагогических работников». Нам даже педагогический стаж не идет! Мы не с учениками работаем?
Результатом работы учителя считают успеваемость учеников и баллы на ЕГЭ, а работу педагога-организатора как оценить? В каких показателях измерять эффективность его труда? Оттого труд педагога-организатора делят между предметовыми учителями в виде дополнительной нагрузки.
Могу быть наставником
С одним или двумя педагогами-организаторами в штате школа сможет повысить количество и качество образовательных мероприятий. Даже один освобождённый организатор с тьюторскими компетенциями способен улучшить работу школы до актуального уровня. Так как оценить сложно, а всё очень субъективно, должность педагога-организатора по частям передаётся дополнительной нагрузкой предметникам.
Желаю повысить авторитет профессии педагога-организатора, поделившись опытом и подготовив достойную смену себе. Важно, кто займет моё место в гимназии, где сохраняются многочисленные традиции, утрата которых равносильна забытию. Что думаете, коллеги?