Руки часто служат средством распространения инфекций, микробов и вирусов. Дети особенно склонны всё трогать, поэтому мытье рук способствует не только поддержанию чистоты, но и снижению риска заболеть.
Установление обычая мытья рук с детства создает базис для развития других нужных навыков, например, заботы о благополучии и поддержания чистоты.
С одного года можно начинать мыть руки вместе с ребёнком. Полностью освоить навык обычно удаётся к четырём годам.
Важно! Этот навык стабильно развивается, наблюдая за взрослыми. Взрослые иногда просят ребёнка помыть руки, но сами этого не делают. Из-за этого навык не формируется. Начинайте с себя: придя с улицы, всегда мойте руки с мылом. Так у ребёнка формируется определённый образ действий.
Объясни малышу о необходимости мыть руки.
- Перед едой;
- После туалета;
- После прихода домой с улицы;
- После игры в песочнице;
- После игры с животными:
- После чихания, кашля или сморкания.
Техника мытья рук.
Сначала продемонстрируйте ребёнку, как правильно умываться. Объясните, что нужно намочить руки тёплой водой, затем нанести мыло и тщательно промыть все поверхности, включая тыльную сторону ладоней, между пальцами и под ногтями. После этого необходимо смыть мыло водой и вытереть руки полотенцем.
Покажите ребёнку, как приятно руке быть в воде и какой приятный аромат у мыла.
Обратите внимание малыша на то, как весело моют руки и игрушки.
Важно помнить: если ребенок отказывается мыть руки, например убегает, балуется или плачет, не стоит ругать его. Возможно у него сформируются негативные ассоциации.
Подумайте, как заинтересовать ребёнка процессом.
Чтобы малыш усвоил порядок действий, попросите его представить, будто моет руки, чтобы они стали такими же чистыми, как у Белоснежки. Можно также сочинить четверостишие, где каждое слово соответствует конкретному действию.
Мыло мылим, трём ладошки,
Моем пальчики и щёчки.
Смыли пену мы водой,
Вытираем всё рукой.
Лайфхаки для обучения мытью рук
- Покажите пример
Дети часто подражают взрослым. Помойте руки вместе с малышом: продемонстрируйте ему правильную технику мытья, начиная с тыльной стороны ладоней, запястий и пространства между пальцами. - Пока сыплется песок из песочных часов, объясните ребёнку, что мылом нужно мыть руки.
- Поделитесь воспоминанием о том, как вы сами мыли руки в детстве.
- Разместите в ванной комнате яркую фигурку любимого животного или персонажа мультфильма, который попросит ребёнка вымыть ручки.
- Купите или изготовьте сами мыло с игрушкой. Малыш будет с нетерпением ждать, когда доберется до нее.
- Вместе с ребёнком изготовьте мыло оригинальных форм: машинка, сердечко, цветок или кораблик.
- Проведите соревнование: чья пена будет гуще, а пузырь — крупнее.
- Расскажи сказку о маленьком мире микробов, которые живут на ручках и почему очень боятся мыла и воды. Предложи ребенку помыть руки жидким мылом, чтобы прогнать этих маленьких существ.
- Поиграйте с ребенком с любимой игрушкой. Предложите показать, как игрушка моет руки.
На начальном этапе обучения покажите ребёнку, как правильно мыть руки, расскажите о его важности, оказывайте поддержку и помощь. С течением времени сокращайте свои вмешательства, следите за процессом и поощряйте ребёнка при необходимости.
Выводы
- Ручной обработкой средствами гигиены можно поддерживать чистоту и уменьшить вероятность заражений.
- С одного года можно начинать мыть руки. Сначала руки надо мочить так: тщательно намыливать ладони, каждый палец, тыльную сторону ладоней и запястья.
- Познакомьте малыша с процессом мытья рук, сделав это увлекательным мероприятием.
- Чтобы научить ребёнка мытью рук, покажите пример своим примером, воспользуйтесь песочными часами, установите в ванной яркую фигурку, изготовьте мыло с игрушкой внутри.
- Вовлекайте посредством игр: проведите состязание или сочините рассказ о микроорганизмах.