Фото: img.freepik.com

Детское творчество — специфичная деятельность, присущая только ребенку, и признается его универсальным дарованием. Творчество удовлетворяет любознательность ребенка, развивает фантазию и изобретательность. В ходе этой деятельности формируются образные представления, образное мышление и воображение. Развивающие мероприятия в детском саду включают разнообразные виды ручного труда.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом с 1 января 2014 года, пять областей образования представляют направления развития детей. Труд входит в социально-коммуникативное развитие ребёнка: направлен на формирование положительных установок к разным видам труда и творчества.

Образовательные области могут проявляться в разных видах деятельности. Для малышей предусмотрено множество вариантов, например, самообслуживание и простейшие домашние дела, поделки из разнообразных материалов – бумаги, природных и других.

В конце дошкольного образования важно, чтобы ребёнок стремился к позитивному отношению к разнообразным видам работы.

Ручной труд очень разнообразен: работа с тканью, нитками, бумагой, деревом, природными и подручными материалами. Изготавливаются поделки из бросового материала, мягкие игрушки, куклы и т. д. Изготовление детьми игрушек и предметов из разных материалов – важная сторона трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах.

Работа своими руками в детском саду позволяет ребёнку почувствовать себя мастером, художником, творцом, развивает желание и стремление делать вещи своими руками, воспитывает уважение к труду других людей.

Мальчик своими руками может изготовить различные подарки для своих родственников: книжную подставку для брата, машинкой для папы, кухотное полотенце для бабушки, корзиночку-игольницу для мамы.

Важнейшим условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало, красивые и разнообразные материалы, интересные неповторяющиеся задания, возможность выбора — всё это помогает избежать однообразия и скуки в детском творчестве, обеспечивает живость и непосредственность восприятия и деятельности.
Важно, чтобы воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети могли применять усвоенные знания, навыки, умения, но при этом искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.

В ходе данной встречи участники познакомятся с практиками организации работы детских рук в сфере творчества, интегрированной в систему трудового воспитания детского сада.

Художественное творчество – это деятельность, где ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и т.д.), изучает свойства разных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и др.) и преобразует их культурными способами для достижения определённого результата.

Художественный труд — это то, что соединяет в себе искусство и работу.

Ручной художественный труд — это преобразование, творчество, движимое общественным благом. Цель — создание объекта, где практичность и красота органично соединяются.

Основная задача по ручному труду:

  • научить детей с удовольствием мастерить;
  • работать с любым подручным материалом;
  • Создавать рукотворные игрушки, демонстрируя весь процесс изготовления и конечный итог.

Организация работы с детьми дошкольного возраста строится по принципам, определяющим педагогический процесс.

  • от простого к сложному;
  • принцип систематичности;
  • принцип тематических циклов;
  • индивидуального подхода;
  • принцип последовательности.

Во время занятий важно принимать во внимание возраст учащихся и применять подходящие методики и приёмы обучения, ориентируясь на конкретные задачи.

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемного изложения;
  • частично поисковый;
  • рефлексивные приёмы и методы;
  • игровой.

Объяснительно-иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественных произведений, образные слова (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ собственной и чужой деятельности.

Наглядности (показ педагога, пример) с реальным предметом (панно, аппликация) играют важную роль.
В процессе занятий наглядность используется для направления усилий ребёнка к выполнению задания и предупреждения ошибок. В конце занятия наглядность служит для закрепления результата и развития образного восприятия предметов, сюжетов, замыслов.

На занятиях применяются практические методы: самостоятельное и совместное создание поделок. В процессе изготовления поделки составляются композиции при детях и рассказываются истории вслух. Это стимулирует желание «думать вслух», то есть мастерить, проговаривая действия.

Для освоения навыков работы с простейшими инструментами и материалами требуется демонстрация и разъяснения воспитателем, выполнение детьми под его контролем определённых практических действий для формирования умений.

Игровые приёмы применимы во всех видах занятий и на каждом этапе их проведения: при формировании задания и мотивации, в выполнении действий, при анализе действий детей, а также при оценке детских работ.

Методы, используемые в ручной работе.

  • Воспитатель оценивает работу по следующим параметрам: техника исполнения, орнамент, цвет и его сочетания, конструктивное построение.
  • Изучение образца, созданного учителем (выявление метода изготовления, принципов построения).
  • Изучение группы образцов, созданных по единому методу; выделение общей схемы их изготовления.
  • Изучение полученных данных и поощрение к самопроверке (тренировка в сравнении действий, озвучивание названий действий и обозначений).
  • Изучение работы с применением предварительного контроля действий и взаимного контроля.

Обучая детей создавать поделки из разных материалов, первостепенное значение имеет усвоение ими основного набора приемов. Однако отказ от творческих заданий недопустим. Порой освоение техник тесно переплетается с развитием детского воображения.

Рекомендуется прежде чем обучать детей работе с природными и вторсырьевыми материалами, тканью и бумагой, провести занятия, посвященные знакомству со свойствами этих материалов. Во время обучения различным способам преобразования материалов наибольшее значение среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На начальных заняттях демонстрируется весь процесс с подробным объяснением действий. По мере накопления детьми необходимого опыта, детей всё чаще следует привлекать к показу. При знакомстве дошкольников с различными техниками работы с материалами можно использовать поэтапный показ. На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставится перед детьми задача: научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку.

Хорошо спланированное изучение образцов способствует усвоению детьми общих методов анализа.

  • Способность выявлять главные элементы объекта.
  • устанавливать их пространственное расположение;
  • выделять детали.

Детям нравится работать с разными материалами, это развивает их комбинирование умения и творческие способности. Художественная литература и неожиданные моменты на занятиях делают процесс ещё интереснее и помогают справляться с трудностями.

Использование игровых приемов благотворно сказывается на эмоциях детей, что стимулирует развитие их творческих способностей. Важно формировать атмосферу взаимного понимания и восхищения достижениями детей в группе и во время занятий.

Чтобы поставленные задачи были интересны детям, воспитатель рассказывает о «ближайших перспективах» — применении полученных знаний и умений. Для этого педагог во время занятий показывает рисунки или образцы поделок, которые можно сделать в свободное время, а после занятия размещает наглядный материал в уголке рукоделия.

Рассматривая собственные изделия, дети радуются трудовым достижениям и критически оценивают результаты.

Оценка детской работы строится на успешности выполнения поставленных задач: что удалось сделать хорошо и почему, чему ещё нужно научиться, причины неудач. Содержание оценки зависит от конкретной задачи. Постепенно усложняя занятия, активизируя детский опыт, воспитатель развивает познавательный интерес как мотивацию учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и навыки, дети понимают их важность в практической деятельности.

Готовые детские работы оказывают большое воздействие на ребят, способствуя формированию интереса к труду и стимулируя проявление инициативы в совершенствовании навыков работы. В группе для этого организуется выставка детских работ.

В работе ребенок ощущает себя взрослым, а осознание своего труда как работы взрослого доставляет ему радость, поддерживает интерес и любовь к нему.

Л. В. Пантелеева и Е. Каменова указывают на ведущее положение воспитателя, который не только объясняет ребёнку технику работы с разными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать красоту, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Чтобы детские работы были интересными, качественными и красивыми, нужно разбудить их творческий потенциал, дать им большую свободу в деятельности, а не указывать, что делать, и создать атмосферу, где может развернуться собственная фантазия.

По мнению Выготского Л.С., новый образ возникает благодаря взаимодействию воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности. Взаимосвязь этих элементов позволяет воображению совершить полный цикл: от накопления и переработки впечатлений до этапа вынашивания и оформления продуктов воображения.

Важно приучать ребенка к самостоятельности: сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и так далее (не отказывая ему в помощи при возникновении трудностей). Необходимо воспитывать бережное отношение к поделкам, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить.

Коллективные занятия создают увлекательные многогранные и яркие работы, благотворно влияют на нравственно-эстетическое развитие ребенка, помогают согласовывать желания с желаниями других детей и сотрудничать в трудных ситуациях. Для объединения используются различные формы: пары, небольшие группы, вся группа, а затем соединение отдельных работ в единое полотно.

В содержании художественного труда малышей входят:

  • Работа с тканью и нитками включает в себя декоративную аппликацию, коллажи из ткани, бисера и бус, плетение и ткачество. Изготавливаются панно, одежда для кукол, детали костюмов для игр и сувениры.
  • Работа с природными материалами: создание небольших и больших скульптур (анималистика), оформление декоративных коллажей из сухоцветов, соломы, плетение из прутьев и сухой травы, составление декоративных букетов, декорирование живого уголка.
  • Работа с бумагой и картоном: создание аппликаций из бумаги разных фактур совместно с тканями и природными материалами; изготовление декоративных панно и открыток; производство объемных и плоских предметов и конструкций для оформления праздников, декораций и сувениров.
  • Работа с глиной, тестом и гипсом позволяет создавать декоративные украшения, панно для интерьеров, миниатюрные скульптуры, игрушки, сувениры и кукольную посуду.
  • Творчество с использованными и искусственными материалами: вязание и плетение из ниток, лент, проволоки, создание украшений и вещей для дома, изделия из картонных коробок, лоскутов ткани, меха.

Вместо обычных занятий предложены проекты творческого характера, которые отличаются следующими особенностями:

  • Определение смысла, как метода познания каждым ребёнком мира вокруг и своего места в нём, вместо выделения конкретной темы.
  • Освоение новых горизонтов в сфере образования и практической деятельности (выставки, музеи, занятия, творческие лаборатории в детском саду, поездки и обзорные туры, культурные мероприятия).
  • Привлечение к проектам взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов дополнительного образования, художников, мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста помогает расширить круг единомышленников и выйти за рамки существующей группы.
  • Проведение обсуждений проблемы на каждом этапе, начиная от идеи и заканчивая применением, с учителем и ребятами для анализа результатов и определения следующего шага.
  • Презентация результатов труда, обладающих личностным и общественным значением: рукотворных игрушек, книг, альбомов, сувениров, коллажей, макетов, аранжировок, инсталляций, коллекций.

Портфолио создаются как индивидуальные, так и коллективные, а также семейные. В этом процессе участвуют педагоги, родители и сами дети.

Результаты продуктивной деятельности могут быть представлены через выставки детских работ, которые затем используются для оформления интерьера, кукольных и живых уголков, сервировки стола, зала и театрализованных представлений. Также возможно проведение открытых мероприятий и участие в конкурсах детского сада, города, района и Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает:

  • папки — раскладушки;
  • информационные стенды;
  • индивидуальные консультации;
  • мастер — классы;
  • анкетирование;
  • родительские встречи;
  • семинары — практикумы.

Успех организации работ вручную зависит от…

  • Предметно-развивающая среда, богатая материалами для детского художественного творчества.
  • Доступность материалов для свободного использования и проведения экспериментов с ними.
  • Создание вдохновляющей и радостной обстановки при сотрудничестве с детьми в педагогической работе.
  • Художественные работы детей применяются для украшения детского сада, создания реквизита для спектаклей, организации выставок и участия в конкурсах. Создаётся музей детских поделок и коллекция рукописных книг.
  • Прямое участие родителей в творческих занятиях детей.
  • Подталкивать родителей к оценке творческих работ детей.

Современное нетрадиционное детское рукоделие обладает огромным потенциалом для полного развития юных талантов.

Список литературы:

  1. Лыкова И.АХудожественное творчество в дошкольном образовательном учреждении: методическое руководство. Москва: издательство «Цветной мир», 2011.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, 344с.
  3. Куцакова Л.В. Создание своими руками. Ремесла в детском саду и дома.

Автор: Виктория Прядкина