
Картинки: Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Выступления перед большим количеством людей — учениками, родителями, коллегами — привычное дело для педагога. Но как заинтересовать слушателей и не дать им отвлекаться на посторонние вещи? Узнайте у психолога и преподавателя ораторского искусства. Нины УваровойКакие секреты и техники помогут педагогу удерживать внимание учеников?
-
Несите пользу и удовольствие одновременно
Чтобы привлечь внимание слушателей, нужно давать им не просто полезные знания, а также позитивные чувства.
В этом смысле эффективен юмор: уместная, безобидная шутка – превосходный способ снискать благосклонность аудитории. показываютПрименение юмора на занятиях способствует лучшему запоминанию информации.
-
Будьте доброжелательны
Публика должна чувствовать от оратора позитив и доброжелательность во время выступления.
Улыбка, мягкость, спонтанность речи и движений свидетельствуют о безопасности и приятности вашего общества. Люди должны чувствовать себя комфортно, слушая вас и наблюдая за вами, поэтому говорите не слишком тихо и не слишком громко, избегайте излишней жестикуляции и помните о непринужденной позе.
-
Уважайте свою аудиторию
Зрителям неприятно обращаться с ними высокомерно.
Нина Уварова:
Если ученики чувствуют недоверие со стороны учителя, то не будут стараться поддерживать его авторитет. В таком случае не стоит ожидать дисциплины и внимания. Конечно, в школе есть иерархия, но важно относиться к ребенку с уважением как к человеку с меньшим опытом и знаниями в какой-то области.
-
Помогите слушателям почувствовать свою значимость.
Предложите публике продемонстрировать её компетенцию.
Современные дети разбираются в технологиях и новых трендах лучше взрослых, более адаптивны. Это их явное преимущество, поэтому не стоит стесняться обращаться за помощью и консультацией в этих вопросах.
Вход в класс со словами: «Я пришёл(а), чтобы вам предложить то, что имею. Если мне понадобится то, чем вы обладаете, я обращусь к вам лично».
-
Заряжайте положительной энергией
Энергия — мера нашего взаимодействия, способная заражать окружающих.
Обращение к адресату «вы» заменяет «они».
Если энергичный спикер демонстрирует хорошее отношение к аудитории, то заряжает большую ее часть позитивными эмоциями и положительным отношением к себе. В профессиях, связанных с обучением, это очень важно. Если аудитория боится, не доверяет педагогу или не уважает его, то качество обучения будет гораздо ниже.
-
Меняйте темп и громкость речи
Способность человека к концентрации ограничена: исследования показывают период с 30 секунд до 3 минут. В мире гаджетов, где люди привыкли к «дофаминовому воздействию», привлечение и удержание внимания аудитории ещё более затруднено.
Чтобы слушатели не заскучали во время выступления, необходимо постоянно стимулировать дофаминовые рецепторы аудитории, предоставляя ей новые визуальные и слуховые раздражители. Самый простой способ – менять темп речи: говорить быстрее, медленнее, громче, тише, изменять интонации.
-
Взаимодействуйте с аудиторией
В выступлении перед живым слушателем важно:
- смотреть людям в глаза;
- Иногда пересматривать всех, кто здесь находится.
Возникает ощущение, будто говорите с каждым в отдельности. Можно разделить публику на три части: левую, центральную и правую, либо ближнюю, среднюю и дальнюю, и переносить своё внимание между ними.
Иногда спрашивайте слушателей вопросы, чтобы оценить их понимание или стимулировать размышления.
-
Рассказывайте истории
Рассказывание историй — сильный способ привлечения внимания. Каждая история захватывает из-за того, что затрагивает личный опыт слушателей, и её проще запомнить из-за логической последовательности событий.
Можно поделиться историей из своего детства, например, о трудностях с математикой или неудачных диктантах, и рассказать, как их удалось преодолеть. Или же рассказать увлекательные истории из жизни известных учёных, художников, писателей.
История может служить отличным фундаментом, на котором слушатели удержат и запомнят остальную, более сложную информацию из вашего выступления.
-
Сохраняйте внимание
Автор книги «Харизма. Искусство влияния, убеждения и вдохновения». Оливия Фокс Кабейн Считает, что присутствие — одно из главных свойств харизмы выступающего. Это пребывание в моменте «здесь и сейчас»: стоя перед слушателями, человек должен думать только о сказанном и о тех, кто это слышит.
Важно иметь эту внутреннюю установку. Если внимание выступающего отвлекается от текущего момента, устремляясь в сторону других вещей, вся энергия оратора рассеивается. Нина Уварова.
-
Не бойтесь совершать ошибки
Не верьте, что ошибка сразу же лишит вас доверия аудитории.
В ораторском искусстве есть техника «Гамбит», подобная шахматной тактике, где жертвуют фигурой ради более успешных последующих ходов. Оратор может сознательно снизить свой социальный вес или авторитет для завоевания доверия публики — например, снимая галстук и расстегивая верхнюю пуговицу рубашки, он становится чуть менее «идеальным».
В некоторых случаях, во время важных переговоров, кто-то просил принести кофе и затем, будто бы ненароком, проливал его на себя. Такая «неловкость» способствовала смягчению обстановки и избавлению от напряжения для всех присутствующих.
Опасение о недопустимости ошибки замедляет, а вероятность её появления возрастает. Человек, не боящийся совершенных им ошибок, ощущает себя спокойнее, увереннее и притягательнее для слушателей.
- Управление вниманием учащихся: учитель делится методикой владения словом. ;
- Как правильно дышать, чтобы голос не пропал к шестому уроку? ;
- «Суда маневрировали, но не достигли ясного результата»: как учителю сформировать точность изложения .