Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая

Подростки всё чаще произносят такие фразы как «Меня все задолбало», «Отстаньте от меня», «Я устал от этой жизни», что вызывает шок и непонимание у взрослых. Как помочь им преодолеть кризис и предотвратить необратимые поступки? «Родительского университета» Клинический и семейный психолог, арт-терапевт, преподаватель рассказал о «Просвещении». ИИСТ (Институт интегративной семейной терапии) Анастасия Ильина.

Некоторые взрослые полагают, что проблемы подростков в переходном возрасте несущественны и не требуют внимания. Вместе с тем уровень чувствительности и стойкости к стрессу у всех детей разный. При невозможности эмоциональной системы справляться с обычными переживаниями несовершеннолетние прибегают к одной из двух неуместных стратегий — самоповреждающее или суицидальное поведение.

Самоповреждающее поведение

Нанесение себе вреда, или селфхарм (от англ. self-harm), — это причинение себе травм для управления переживаниями, болезненными воспоминаниями и чувством отсутствия контроля над своей жизнью. С помощью селфхарма подростки:

  • Обвиняют себя в невыполнении собственных или чужих ожиданий.
  • В депрессии люди стремятся почувствовать жизнь, потому что без лечения постепенно теряют чувствительность и даже боль может казаться привлекательной.
  • Желают испытать на себе, подобно тому, как делают это с сигаретами или алкоголем.
  • Направляют свои действия на прекращение жизни.

Физиология показывает: самоповреждение приносит кратковременное облегчение, но не решает проблем и не помогает выйти из кризиса. Люди с опытом самовреждения входят в группу повышенного риска суицида.

Как реагировать взрослым

  • Не осуждать.
  • Выразить готовность оказать поддержку.
  • Чтобы понять причину, нужно выслушать ребёнка до конца, не прерывая.
  • Проявить сочувствие.
  • Объяснить риски такого подхода, проанализировать потенциальные итоги.
  • Обговорить варианты преодоления неблагоприятного положения.
  • Предложить обратиться к специалисту.

Схема действий зависит от тяжести состояния. При единичных случаях самоповреждений достаточно разговора по душам. В случае частых травм из-за плохих отметок или конфликтов с родителями, необходимо обращение к клиническому психологу или психиатру.

Родителям категорически запрещается

  • Впадать в крайности.

    Обе реакции – паника и игнорирование – приносят вред. Чрезмерные эмоции преграждают путь к диалогу.
  • Жестко контролировать.

    Регулярные проверки и физическое воздействие могут приводить к понижению самооценки подростков, негативно сказываются на их психике и разрушают доверие.
  • Высмеивать и провоцировать.

    Нельзя думать, что подросток обращается к самоповреждению для того, чтобы привлечь внимание, и прямо о таком говорить с ним.
  • Обесценивать переживания.

    Чтобы установить контакт, нужно общаться с ребёнком на равных и избегать упрёков в недальновидности.

Суицидальное поведение

Суицидальное поведение проявляется в разных формах, начиная от мыслей о самоубийстве и заявления об этом намерении, и заканчивая действительными попытками суицида.

Какой истинный размах проблемы самоубийств среди детей в России и почему об этом не говорят — узнаете из нашего материала. Об агрессии и самоубийствах среди учеников в российских школах не говорят открыто. .

Нет особых признаков, позволяющих точно сказать, находится ли подросток в группе риска. признаки, на основании которых это можно заподозрить:

  • непосредственные и косвенные высказывания о смерти;
  • В социальных сетях растёт число записей и постов о суициде.
  • апатия, склонность к уединению и отчуждению;
  • Изменения во внешности и поведении, нарушения сна, снижение аппетита.
  • Желание к опасным поступкам, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков.
  • Распределение своих вещей, почести прощания, утрата влечения к прежним увлечениям.
  • Взволнованность, агрессия, беспокойство, депрессия, слёзы не по делу.
  • Проблемы с концентрацией внимания и длительным фокусированием, резкое снижение академической производительности, увеличение числа пропусков занятий.

Чем больше проявлений признаков, тем выше риск ужасного итога.

Мифы о суицидальном поведении:

  1. До перехода к взрослому возрасту дети не совершают самоубийства.

    Поведение, указывающее на суицидальные мысли, может появиться уже в возрасте около девяти лет.
  2. В суицидах подростков (не) виноваты родители.

    Самоубийство – результат взаимодействия нескольких факторов, среди которых нельзя не упомянуть влияние родителей.
  3. Это только разговоры.

    Говоря о смерти, подросток как будто кричит о помощи, пытаясь связаться с близкими и желая, чтобы его защитили от опасного решения.
  4. Юноши и девушки, совершившие самоубийство, страдали ментальными расстройствами.

    Большинству людей, совершивших самоубийство, не ставили психиатрические диагнозы. Под воздействием негативных эмоций нарушается функционирование отдельных компонентов психической деятельности: страдает общение — подросток не может попросить о помощи, формируется «тоннельное мышление» — кризис настолько силен, что остаются только переживания. Но это не болезнь.
  5. Поведение, указывающее на суицид, может быть обычным для подростков.

    Подростки часто задумываются о смысле жизни и смерти, однако стремление к кончине исключено.
  6. Разговоры о суициде провоцируют его.

    Важно понимать форму проявления этих состояний. Взрослым начинать разговоры на эту тему, тем более в классе и на школьных мероприятиях, не стоит. Но если подросток сам бросает фразы типа «скоро вы меня не увидите», с ним нужно поговорить как можно скорее.

Как реагировать взрослым

Для начала стоит серьёзно обсудить ситуацию. Лучше это сделать в личной беседе, глядя друг другу в глаза, без записи и отвлекающих факторов.

  • Говорить спокойно и открыто.

    Можно начать беседу с вопроса, основываясь на личном впечатлении: «Ты недавно казался загруженным, все в порядке?»
  • Прояснить ситуацию и ее причины.

    Избегайте прямых вопросов вроде «Ты думаешь о суициде?». Лучше спросите: «Когда тебя сильно угнетает, хочется ли тебе умереть?» или «Во время кризиса люди иногда размышляют о смерти — случалось ли это с тобой?». В конце беседы повторите рассказ подростка своими словами: «Правильно ли я понял, что…?».
  • Оценить серьезность суицидальных высказываний.

    Это конкретное планирование или лишь размышления? В ситуациях с явными попытками манипуляции важно сохранять бдительность, ведь провокации могут перерасти в реальные действия.
  • Раскрыть угрозу подобных размышлений и поступков.
    Причем независимо от серьезности причин.
  • Выразить поддержку и здравую обеспокоенность.

    Может случиться так, что каждый из нас временами ощущает подавленность, но это всегда преодолимо. Ты всегда можешь на нас положиться.
  • Мотивировать на обращение за помощью.

    В том числе обращение к психологу или психиатру может быть полезным. Попросите ребенка вспомнить, как ранее справлялся с трудностями, представить, что бы сказал другу в подобной ситуации. Не навязывайте ему готовые решения, пусть делает выводы сам.

Как убедить подростка обратиться за помощью

Несовершеннолетние могут отказываться от помощи специалистов по различным причинам.

  • он боится и нуждается в поддержке;
  • опасается осуждения и насмешек;
  • Боится, что его сразу же поставят на учёт или отправят в лечебное заведение.
  • Считает себя слабым из-за неудачного решения кризиса самостоятельно.

Профессионалы помогают решать задачи в своей области знаний. Например, зубные проблемы решаются у стоматолога, а психологические — у психолога или психиатра. Это естественно. Обратиться к специалисту можно с родителями.

В некоторых случаях признаки суицидального поведения видны окружающим, а подросток отказывается общаться: например, грозит совершить немедленное самоповреждение. В такой ситуации нельзя медлить: может понадобиться вызов скорой помощи.

Куда обращаться

  1. Круглосуточные службы поддержки, психологи в школах.
  2. Психиатрические клиники:
  • Центр имени Сухаревой ДЗМ;
  • Научный центр психического здоровья (НЦПЗ);
  • Московский НИИ психиатрии.
  1. Психоневрологический диспансер.
  2. Психологические услуги для жителей Москвы, предоставление бесплатно.
  • Московская служба психологического консультирования для граждан. МСППН);
  • Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ).
  1. Индивидуальные кабинеты/практики врачей и психологов.
  2. Бесплатная психологическая поддержка для детей и подростков через чат.
  • «Мы рядом — онлайн»
  • «Твоя территория. Онлайн»

На сайте uchitel.club Доступна запись лекции «Меня все достало!»: кризисы у детей и подростков. Экспертный взгляд, а также презентация эксперта.

Депрессия у подростков: проявления, факторы возникновения, терапия.

Аллергия как ссора: о чём рассказывают признаки у ребёнка?

Образование без тревоги: рекомендации для педагогов и воспитателей

Партнерский материал