
Содержание:
- Как проявляется дисграфия, и в чем причинах несовершенства письменной речи?
- Профилактические упражнения для предотвращения ошибок при письме у детей.
- Как исправить дисграфию и можно ли это сделать
Написание письма — это сложное действие, для которого нужны хорошо развитая моторика, зрительное восприятие, слуховое внимание и языковые умения. Когда хотя бы один из этих элементов не развивается достаточно, могут возникнуть трудности с написанием – дисграфия.
Дисграфия — стойкое нарушение письма, не зависящее от интеллектуальных способностей ребенка. Ребенок может быть умным и любознательным, но при этом допускать ошибки в написании, пропускать буквы, путать похожие знаки и испытывать трудности с построением предложений. В статье рассмотрим упражнения и подходы, которые помогут сформировать правильные навыки письма у ребенка.
Какие проявления у дисграфии и что вызывает нарушения письма?
Дисграфия появляется из-за нарушений в развитии когнитивных способностей, задействованных в процессе письма. Это не следствие лени или нежелания учиться — ребёнку реально сложно писать верно.
Причины могут быть связаны с запоздалым началом речи, трудностью различения звуков, путаницей схожих букв по форме, проблемами с делением слов на звуки и слоги или недостаточно развитой моторикой рук.
Чтобы узнать подробности о дисграфии и её отличиях от дислексии, прочтите нашу статью. Дисграфия, дислексия: как улучшить школьные результаты ребёнка. .
Дисграфия выражается в постоянных ошибках, не обусловленных непониманием правил. Если ребёнок систематически пропускает, меняет буквы или неправильно соединяет их, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Тип ошибки |
Пример |
Ребенок меняет буквы, напоминающие друг другу по звуку или форме. |
Путает согласные: «п» и «б», «т» и «д», «с» и «з». Меняет буквы в словах местами: «мука» → «кума», «барс» → «брас». Обратно пишет буквы: «Я» – наоборот, «з» как «э». |
Неверно связывает буквы, ошибается в окончаниях, пропускает слова. |
Опускает отдельные буквы или слоги: «молоко» → «моко», «машина» → «мана». Объединяет или разделяет слова в выражениях: «настоле» вместо «на столе», «вода нет» вместо «воды нет». Изменяет или удаляет предлоги: «под кровать» → «кровать». |
Логика и построение предложений у ребенка недостаточно развиты, грамматические связи игнорируются. |
Я гулять иду. «Котёнок сидит на подоконнике». Неверно согласует слова по падежу, числу и роду: «большая комната», «интересный книга». |
Ребенок не обращает внимания на точки, запятые, большие буквы в начале предложений и именах собственнx. |
Маша пришла домой, сняла куртку. |
Ученик, хорошо знакомый с буквами, может испытывать затруднения в их написании. |
Буквы различаются по высоте: некоторые высокие, а другие низкие. Наклон писем неровный, линии кажутся текущими. Соединение букв некорректно, слова срастаются. |
Повышение качества письма у детей: упражнения.
Для правильного письма ребёнку нужно совершенствовать основные навыки: развивать мелкую моторику, тренировать фонематический слух, учиться различать буквы и чувствовать язык. Начать стоит с 3-4 лет, задолго до школы, чтобы избежать проблем с письмом.
1. Тренируем пальцы и кисть. Для уверенного и точного движения руки необходимо достаточная сила в мышцах, чтобы избежать быстрого утомления, излишнего давления на ручку и неравномерности линии.
- Мастер-классы по моделированию из пластилина и работе с кинетическим песком.
- Художественные техники, применяемые для создания изображения: рисование пальцами, штриховка, обводка контуров.
- Процессы с бусинами, пуговицами и шнурками.
Младенец может проводить пальчиком по песку или манке, изображая буквы и фигуры. Такое занятие укрепляет кисть и развивает зрительное восприятие.
2. Учимся слышать звуки в словах. Чтобы ребенок верно писал слова, нужно уметь чётко слышать и различать звуки речи.
- Угадывайте слово по его звучанию после удаления первого звука: «ос» — «нос», «ом» — «дом».
- подбирать рифмы к словам (кот — рот, мяч — плач);
- Разделять слова на составляющие части (молоко → м-о-л-о-к-о).
3. Развиваем зрительное восприятие. Для ребёнка важно различать буквы, чтобы не путать похожие символы.
- Игры «Найди отличия» и «Составь букву из палочек».
- Создание букв из веревок, деталей конструктора или круп.
- Распознавание буквы «д» в группе похожих знаков (д, б, г, п).
Для разминки ребёнок может попробовать отыскать все буквы «Р», а потом «В» в тексте.
4. Учимся ориентироваться на листе. Ребенку нужно плавно перемещать руку по строчке, точно следуя букве за буквой, не совершая ошибок.
- обводит фигуры по точкам;
- Проводит линии и заполняет цветом изображения, не нарушая границ.
- рисует по клеткам и проходит лабиринты.
5. Чувствуем язык. Если ребёнок не разбирается в связи слов, может опускать буквы, искажать окончания или писать предлоги вместе.
- чтение книг и обсуждение текста;
- заучивание коротких стихов и скороговорок;
- Укажите лишнее слово в этом ряду: яблоко, груша, машина, апельсин.
- Тренировка с предлогами («Где прыгнул кот? На стол, под стол?»).
Можно давать ребёнку короткие тексты с пропусками в концах предложения и предлагать заполнить правильно.
Как исправить дисграфию и можно ли это сделать
Дисграфию нельзя игнорировать, её необходимо корректировать.
- Упрощаем процесс письма. Ребенку с дисграфией трудно одновременно удерживать в памяти смысл текста, грамматические правила и графический вид букв. Чтобы облегчить задачу, можно давать письменные задания с разделительными знаками между слогами, использовать тетради с большими клетками и предлагать тексты с простым лексическим составом. Вместо диктанта, например, попросите переписать предложение с пропущенными буквами для осознанного их вписывания.
- Меняем подход к исправлению ошибок. Лучше исправлять ошибки не вместо ребенка, а вместе с ним. Полезнее, если он сам заметит, где пропустил букву или написал слово неправильно. Можно предложить найти ошибку в готовом тексте, сравнить свое слово с аналогичным, написанным правильно, или выделить сложные места цветом. Например, если ребенок постоянно путает буквы «п» и «т», их можно отмечать разными цветами. Вместо просьбы «исправь ошибку» лучше сказать: «В этом слове не хватает одной буквы, посмотри внимательно».
- Включаем устную работу. Письмо — продолжение речи. Если ребёнок формулирует мысли медленно, на этом заметно сказывается текст. Перед написанием сложных слов полезно проговаривать их вслух, а перед диктантом сначала озвучить предложение целиком, чтобы ребёнок уяснил его строение. Иногда помогает запись текста на диктофон — ребёнок слушает его несколько раз и только потом пишет. Например, если сложно написать «Мальчик гуляет в парке», можно задать вопросы: «Кто? Что делает? Где?» — это поможет лучше понять структуру.
- Используем нестандартные способы письма. При возникновении затруднений с письмом на бумаге можно тренироваться другими способами: писать буквы пальцем в песке, обводить слова маркером на доске или использовать магнитные буквы для составления слов.
- Упрощаем разбор текста. Ребенку с дисграфией тяжело воспринимать большие объемы текста, поэтому материал лучше разбирать малыми частями. Сложный для чтения текст можно разделить на короткие абзацы. В словах, где ребенок часто допускает ошибки, полезно выделят проблемные буквы визуально, подчёркивая их.
Неумение правильно писать у ребёнка не говорит о его интеллекте или стараниях, это следствие недостаточно развитых навыков, которые можно совершенствовать. В случае своевременного обнаружения трудностей и занятий по их преодолению письмо станет более лёгким и правильным. Важно не только исправлять ошибки, но и вместе с ребёнком разбирать их причины, тренировать слух, зрение, координацию движений руки и чувство языка.
Для исправления ошибок в письме необходимо время, однако систематические тренировки помогут ребенку писать грамотно. Логопедическая помощь, поддержка от родителей и целенаправленный подход способствуют не только улучшению почерка и правописания, но и повышают уверенность в себе.