Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Как проявляется дисграфия, и в чем причинах несовершенства письменной речи?
  • Профилактические упражнения для предотвращения ошибок при письме у детей.
  • Как исправить дисграфию и можно ли это сделать

Написание письма — это сложное действие, для которого нужны хорошо развитая моторика, зрительное восприятие, слуховое внимание и языковые умения. Когда хотя бы один из этих элементов не развивается достаточно, могут возникнуть трудности с написанием – дисграфия.

Дисграфия — стойкое нарушение письма, не зависящее от интеллектуальных способностей ребенка. Ребенок может быть умным и любознательным, но при этом допускать ошибки в написании, пропускать буквы, путать похожие знаки и испытывать трудности с построением предложений. В статье рассмотрим упражнения и подходы, которые помогут сформировать правильные навыки письма у ребенка.

Какие проявления у дисграфии и что вызывает нарушения письма?

Дисграфия появляется из-за нарушений в развитии когнитивных способностей, задействованных в процессе письма. Это не следствие лени или нежелания учиться — ребёнку реально сложно писать верно.

Причины могут быть связаны с запоздалым началом речи, трудностью различения звуков, путаницей схожих букв по форме, проблемами с делением слов на звуки и слоги или недостаточно развитой моторикой рук.

Чтобы узнать подробности о дисграфии и её отличиях от дислексии, прочтите нашу статью. Дисграфия, дислексия: как улучшить школьные результаты ребёнка. .

Дисграфия выражается в постоянных ошибках, не обусловленных непониманием правил. Если ребёнок систематически пропускает, меняет буквы или неправильно соединяет их, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Тип ошибки

Пример

Ребенок меняет буквы, напоминающие друг другу по звуку или форме.

Путает согласные: «п» и «б», «т» и «д», «с» и «з».

Меняет буквы в словах местами: «мука» → «кума», «барс» → «брас».

Обратно пишет буквы: «Я» – наоборот, «з» как «э».

Неверно связывает буквы, ошибается в окончаниях, пропускает слова.

Опускает отдельные буквы или слоги: «молоко» → «моко», «машина» → «мана».

Объединяет или разделяет слова в выражениях: «настоле» вместо «на столе», «вода нет» вместо «воды нет».

Изменяет или удаляет предлоги: «под кровать» → «кровать».

Логика и построение предложений у ребенка недостаточно развиты, грамматические связи игнорируются.

Я гулять иду.

«Котёнок сидит на подоконнике».

Неверно согласует слова по падежу, числу и роду: «большая комната», «интересный книга».

Ребенок не обращает внимания на точки, запятые, большие буквы в начале предложений и именах собственнx.

Маша пришла домой, сняла куртку.

Ученик, хорошо знакомый с буквами, может испытывать затруднения в их написании.

Буквы различаются по высоте: некоторые высокие, а другие низкие.

Наклон писем неровный, линии кажутся текущими.

Соединение букв некорректно, слова срастаются.

Повышение качества письма у детей: упражнения.

Для правильного письма ребёнку нужно совершенствовать основные навыки: развивать мелкую моторику, тренировать фонематический слух, учиться различать буквы и чувствовать язык. Начать стоит с 3-4 лет, задолго до школы, чтобы избежать проблем с письмом.

1. Тренируем пальцы и кисть. Для уверенного и точного движения руки необходимо достаточная сила в мышцах, чтобы избежать быстрого утомления, излишнего давления на ручку и неравномерности линии.

  • Мастер-классы по моделированию из пластилина и работе с кинетическим песком.
  • Художественные техники, применяемые для создания изображения: рисование пальцами, штриховка, обводка контуров.
  • Процессы с бусинами, пуговицами и шнурками.

Младенец может проводить пальчиком по песку или манке, изображая буквы и фигуры. Такое занятие укрепляет кисть и развивает зрительное восприятие.

2. Учимся слышать звуки в словах. Чтобы ребенок верно писал слова, нужно уметь чётко слышать и различать звуки речи.

  • Угадывайте слово по его звучанию после удаления первого звука: «ос» — «нос», «ом» — «дом».
  • подбирать рифмы к словам (кот — рот, мяч — плач);
  • Разделять слова на составляющие части (молоко → м-о-л-о-к-о).

3. Развиваем зрительное восприятие. Для ребёнка важно различать буквы, чтобы не путать похожие символы.

  • Игры «Найди отличия» и «Составь букву из палочек».
  • Создание букв из веревок, деталей конструктора или круп.
  • Распознавание буквы «д» в группе похожих знаков (д, б, г, п).

Для разминки ребёнок может попробовать отыскать все буквы «Р», а потом «В» в тексте.

4. Учимся ориентироваться на листе. Ребенку нужно плавно перемещать руку по строчке, точно следуя букве за буквой, не совершая ошибок.

  • обводит фигуры по точкам;
  • Проводит линии и заполняет цветом изображения, не нарушая границ.
  • рисует по клеткам и проходит лабиринты.

5. Чувствуем язык. Если ребёнок не разбирается в связи слов, может опускать буквы, искажать окончания или писать предлоги вместе.

  • чтение книг и обсуждение текста;
  • заучивание коротких стихов и скороговорок;
  • Укажите лишнее слово в этом ряду: яблоко, груша, машина, апельсин.
  • Тренировка с предлогами («Где прыгнул кот? На стол, под стол?»).

Можно давать ребёнку короткие тексты с пропусками в концах предложения и предлагать заполнить правильно.

Как исправить дисграфию и можно ли это сделать

Дисграфию нельзя игнорировать, её необходимо корректировать.

  1. Упрощаем процесс письма. Ребенку с дисграфией трудно одновременно удерживать в памяти смысл текста, грамматические правила и графический вид букв. Чтобы облегчить задачу, можно давать письменные задания с разделительными знаками между слогами, использовать тетради с большими клетками и предлагать тексты с простым лексическим составом. Вместо диктанта, например, попросите переписать предложение с пропущенными буквами для осознанного их вписывания.
  2. Меняем подход к исправлению ошибок. Лучше исправлять ошибки не вместо ребенка, а вместе с ним. Полезнее, если он сам заметит, где пропустил букву или написал слово неправильно. Можно предложить найти ошибку в готовом тексте, сравнить свое слово с аналогичным, написанным правильно, или выделить сложные места цветом. Например, если ребенок постоянно путает буквы «п» и «т», их можно отмечать разными цветами. Вместо просьбы «исправь ошибку» лучше сказать: «В этом слове не хватает одной буквы, посмотри внимательно».
  3. Включаем устную работу. Письмо — продолжение речи. Если ребёнок формулирует мысли медленно, на этом заметно сказывается текст. Перед написанием сложных слов полезно проговаривать их вслух, а перед диктантом сначала озвучить предложение целиком, чтобы ребёнок уяснил его строение. Иногда помогает запись текста на диктофон — ребёнок слушает его несколько раз и только потом пишет. Например, если сложно написать «Мальчик гуляет в парке», можно задать вопросы: «Кто? Что делает? Где?» — это поможет лучше понять структуру.
  4. Используем нестандартные способы письма. При возникновении затруднений с письмом на бумаге можно тренироваться другими способами: писать буквы пальцем в песке, обводить слова маркером на доске или использовать магнитные буквы для составления слов.
  5. Упрощаем разбор текста. Ребенку с дисграфией тяжело воспринимать большие объемы текста, поэтому материал лучше разбирать малыми частями. Сложный для чтения текст можно разделить на короткие абзацы. В словах, где ребенок часто допускает ошибки, полезно выделят проблемные буквы визуально, подчёркивая их.

Неумение правильно писать у ребёнка не говорит о его интеллекте или стараниях, это следствие недостаточно развитых навыков, которые можно совершенствовать. В случае своевременного обнаружения трудностей и занятий по их преодолению письмо станет более лёгким и правильным. Важно не только исправлять ошибки, но и вместе с ребёнком разбирать их причины, тренировать слух, зрение, координацию движений руки и чувство языка.

Для исправления ошибок в письме необходимо время, однако систематические тренировки помогут ребенку писать грамотно. Логопедическая помощь, поддержка от родителей и целенаправленный подход способствуют не только улучшению почерка и правописания, но и повышают уверенность в себе.