
Изображения: Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
В психологии детская и подростковая аудитория считается самой трудной для выступающего. Дети чутко реагируют на фальшь, быстро устают и с трудом сохраняют внимание. Несмотря на это, управлять их вниманием возможно при соблюдении определенных правил. Разберемся в них вместе с педагогом по технике речи и ораторскому мастерству Кристиной Гортман.
Контролируйте свое внимание.
Кристина утверждает: чужое внимание, подобно свободному времени, личному пространству и материальным ценностям, принадлежит человеку. Только он распоряжается ими и решает, на что обращать взгляд и чье мнение принимать.
В классе присутствуют ученики с разным настроением: некоторые внимательно слушают учителя, другие чувствуют себя плохо, грустны, испытывают радость по личным причинам или просто хотят спать. Если человек отвлекается на свои проблемы, ему сложно сосредоточиться на уроке.
Управлять чужим вниманием честными методами выступления невозможно. Вводить человека в транс, гипноз или использовать нейролингвистическое программирование лишит его воли и способности принимать самостоятельные решения. В педагогике это неэффективно, так как хороший учитель нуждается в аудитории, которая думает, находится с ним в диалоге, спорит и озвучивает свое мнение. Важно искать другие подходы.
Для успешной коммуникации эффективнее управлять собственным вниманием, чем манипулировать аудиторией. Спикер должен быть максимально «включен» в аудиторию, обмениваться с ней энергией. Только так получится вести слушателей за собой.
Второй пункт: обращайте внимание на круги.
Сосредоточиться на взаимодействии с аудиторией просто теоретически. Практика показывает, что каждый оратор, например учитель, встречает множество факторов, мешающих концентрации.
- собственное самочувствие;
- личные проблемы;
- посторонние шумы;
- волнение;
- технические сбои;
- организационные заминки;
Чтобы эффективно владеть собой на сцене, важно понимать три круга внимания — концепцию, заимствованную из актерского искусства.
Первый круг внимания направлен внутрь. Это всё, что происходит в данный момент с человеком: физические ощущения и психологическое состояние, например, головная боль, движения ребёнка в животе, волнение или радость.
Второй круг внимания — внешний. К нему относятся всё, что находится за пределами человека, но доступно ему для физического взаимодействия в настоящем моменте: люди, предметы, явления в комнате, например, коллега, которому можно подать руку, мебель, которую можно переместить и так далее.
Третий круг внимания — дальний. Это все, что существует во времени и пространстве вне человека и с чем в данный момент невозможно физическое взаимодействие: места, события, явления, факты, мысли, воспоминания. Третий круг касается памяти, воображения и дистанционных технологий.
Чтобы пройтись по всем трем кругам, выполните простое упражнение. Сначала сосредоточьтесь на дыхании и сердцебиении (для этого можно закрыть глаза), затем осмотрите комнату, в которой вы находитесь, и озвучьте, что хотели бы изменить: убрать, добавить или переставить. В завершение вспомните любимое место в вашем городе и опишите его подробно.
Это упражнение позволяет отслеживать перемещение внимания. Описывая желаемые изменения в комнате, человек теряет осознание сердцебиения и дыхания, ощущаемых минуту назад. Зато воспоминания о любимом месте в городе заставляют забыть о недостатках комнаты.
Главная задача оратора во время выступления – быть в том же пространстве, что и слушатели. Живые слушатели обычно находятся рядом, а онлайн-аудитория — дальше.
Учителю нужно сосредоточиться на учениках. Если педагог отвлекнется, дети станут разговаривать. Если он будет думать о чем-то другом, например о предстоящем педсовете или выходных, то тоже потеряет связь с детьми. Выступая перед аудиторией, важно быть здесь и сейчас, постоянно возвращаясь к ней.
Правило третье: изучите аудиторию
Детская аудитория обладает специфическими особенностями: она отличается как от взрослой, так и в своей многообразной структуре. Дети разного возраста не одинаково понимают одну и ту же информацию: десятиклассник и дошкольник – пример тому.
Для младших школьников характерна:
- низкая критичность;
- доверчивость, внушаемость;
- Выраженный отклик на эмоции других.
- Любопытство к тому, что новое и неизвестно, любование миром, стремление к удивительному.
К выпускным классам эти характеристики меняются.
- высокая критичность;
- высокий уровень самоидентификации;
- Мало выражает реакции на эмоции.
- не наблюдение за миром, а участие в нем.
Для седьмого класса требуется другой подход к общению, так как методы, работающие в шестом, могут быть неэффективны. Важно понимать психологию слушателей, чтобы заинтересовать их.
Если первоклассники хорошо реагируют на эмоциональный рассказ или с удовольствием наблюдают за научным экспериментом, то десятиклассникам интереснее самим провести этот эксперимент, а во время обсуждения темы высказать свою точку зрения. Понимание того, что нужно школьнику в определённом возрасте, станет отправной точкой для удержания и управления его вниманием, — говорит эксперт.
Правило четвертое: не забывайте про «мелочи»
При выполнении первых трёх правил важно учитывать важные детали, способствующие сохранению внимания.
-
Чередуйте виды деятельности.
Слайды, презентации, фильмы, устный рассказ, карточки, интерактивные игры, квесты и квизы — лишь малая часть того, что можно использовать на уроке, размещая каждый элемент там, где ему место. Такое чередование не даст заскучать ни ученику, ни педагогу.
-
Говорите с аудиторией на понятном им языке.
Говоря на папуасском языке слога Данте, можно быстро потерять внимание слушателя. Важно общаться с учениками, используя элементы их языка, и знать о том, что интересует их. Это поможет преподать тему в доступной и увлекательной манере.
-
Используйте юмор.
Лучшее средство для оратора — юмор и самоирония. Юмор снимает напряженность, улучшает взаимопонимание и способствует запомнить сказанное. С учителем, с которым можно смеяться в меру, всегда хочется общаться.
Для привлечения внимания слушателей требуется огромный труд и энергия. Если педагогу не интересна ни аудитория, ни тема его выступления, то все усилия окажутся бесполезными. Главный секрет успешного выступления — быть искренне заинтересованным в своей работе и стремиться разжечь этот интерес у учеников.