Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos, иллюстрация — Юлия Замжицкая.

Марина Сорокина — человек с серьёзным опытом работы в частном образовании. В 1994 году она и Наталья Полыгалова покинули государственную школу, занявшись бизнесом. В Перми они организовали курсы русского языка, которые через несколько лет превратились в центр «Современное образование». В начале 2021 года на базе центра открылась частная школа «Январь». В беседе с «Педсоветом» Марина рассказала о том, как не бояться рисковать во время пандемических ограничений и создать «школу для счастья».

Школа для счастья

В период пандемии у Марины и Натальи зародилась идея открыть собственное учебное заведение.

Доверие к собственным возможностям, вдохновение и смелость — главные условия для начала. Полагаем, что получится создать прекрасную школу.
Нам это важно, имеем желание, средства и, прежде всего, представление о том, как взаимодействовать с детьми.

Помещение было пустым (кабинеты учебного центра утром оставались свободными), поэтому открытие не отложили — набор начался в середине учебного года. Через полтора месяца набрали 2, 3 и 4 классы. 17 января первые 17 учеников сели за парты, а к концу учебного года их уже было 28.

В Перми функционируют частные школы, однако спрос на не государственное образование сохраняется. Многие родители стремятся предоставить детям более благоприятную атмосферу обучения, как отмечает Марина Сорокина.

Создавая школу «Январь», мы стремились обеспечить счастье семей, решивших обучаться именно у нас. Наше главное желание — снять напряжение, преодолеть сопротивление ребенка учебе, создать атмосферу, которая пробуждает в нем лучшие качества, учит взаимоуважению и дружелюбию.

«Коллектив — как банка соленых огурцов»

Каждая частная школа изначально может столкнуться с риском недостаточного числа учеников. Однако существует и реальный риск не сформировать штат преподавателей.

Для привлечения квалифицированных специалистов необходима достойная оплата труда, соответствующая рыночным показателям или немного превышающая их.

Штат педагогов «Января» сформировался преимущественно из сотрудников «Современного образования». По словам директора, набор проводился тщательно, с учетом всех параметров: умение давать результат, стремление к развитию, навыки работы и общения с детьми так, чтобы они ощущали безграничное уважение. Формирование педагогического коллектива Марина сравнивает с засолкой огурцов.

Если свежий огурец положить в банку с солеными, он станет таким же. Точно так и в коллективе: новый человек попадает в творческую мастерскую и начинает впитывать энергетику, перенимает методику преподавания. Так постепенно становится частью команды.

Руководителю важно воодушевлять и поощрять команду, проводить собрания для обсуждения дел не реже раза в неделю, а также быть частью повседневной школьной жизни.

Январская коммуна

Марина Сорокина и Наталья Полыгалова, соучредительница «Современного образования», с юных лет принимали участие в коммунарском движении. Это советская субкультура педагогов, искавших новые методы работы с детьми. Система управления «Январем» частично вдохновлена этим юношеским опытом. Ее смысл состоит в том, что коллектив совместно определяет направление развития.

Школа не использует практики вызова на «ковёр», строгих начальников, или проверок уроков в традиционном смысле. Преимущественно это творческие мастерские, где все вместе обсуждают совершенствование занятий. Главная цель — создание доброжелательной атмосферы уважения к людям. В таком случае нет необходимости в дополнительном контроле и мотивации, педагог работает с удовольствием, считает Марина.

В программе переподготовки для руководителей образовательных организаций рассматриваются вопросы создания эффективной команды, управления ею, предотвращения выгорания руководителя, а также привлечения дополнительного финансирования для СПО, школ, центров допобразования и новых проектов. Директорская».

«Школа — это не про деньги»

Школу стоит открывать только тогда, когда этот замысел приносит интерес и вдохновение. Дело не в прибыли или бизнесе.

В начале работы каждая частная школа будет приносить убытки или работать с минимальной прибылью. Постепенно доход может возрасти, но резкого увеличения прибыли не ожидается.

В первый учебный год «Январь» работал без прибыли: все поступившие средства были потрачены. Однако школьная команда получила больше удовольствия, чем ожидала. Через год-два «Январь» рассчитывает выйти на прибыль: учеников становится больше, а дети, по словам родителей, идут в школу с удовольствием.

Какой вы руководитель?
Быстрый. И очень творческий!

Идеальный директор школы — какой он?

Человек, получающий вдохновение от школы и возвращающий его ей.

Что самое сложное в вашей работе?
Нехватка времени.

Если бы я раньше знала, то сейчас бы…

Если б я начала частную школу много лет назад, было бы здорово!

Руководителем школы быть — призвание или профессия?

Подобно прыжку с парашютом: совершаешь рискованный шаг в неизвестность, дальнейшего возврата нет, и во время полёта требуется кропотливая работа.

Что посоветуете коллегам?

В этом учебном году обучение будет проходить исключительно очно.

Другие ответы: Феридэ ВагаповаРуководитель сети частных детских садов «Теремок» из Астаны, Светлана Палкина, директор школы №137 (Шабровский), Алексей Голубицкий, Руководитель образовательного комплекса «Школа будущего» из Калининградской области, Ольга Вихрова, директор Ольгинской гимназии (Псков), Антон Федоров, заместитель директора по IT в «Новой школе» (г. Екатеринбург), Дарья Тимощук, основатель SmartFox.