
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Многие взрослые считают, что мультики никак не повлияют на ребёнка плохого. Оставляя малыша с экраном, взрослые уходят заниматься своими делами. Но не все мультфильмы формируют правильные ценности. За красивой картинкой часто скрывается поверхностный или даже вредный смысл. Психология кино» Виктория Яковенко На заседании Педсовета озвучили информацию о мультфильмах, неприемлемых для показа детям.
«Шрек»
Студия/страна: DreamWorks Pictures, США
Год создания: 2001
Возрастной ценз: 6+
Содержание:
Огр, живущий в болоте, соглашается спасти принцессу из башни в обмен на освобождение своего дома от волшебных существ. Принцесса совсем не похожа на классических героинь сказок: она смелая и независимая. Главный герой постепенно влюбляется в нее.
В чем вред?
«Шрек» попал в списки «самых вредных мультиков» у современных родителей из-за:
- пропаганды жестокости и насилия;
- нарушения канонов женственности;
- разрушения традиционных сказочных мотивов;
- недетского юмора.
По мнению Герой привлекает внимание зрителей своей черной стороной, становясь неоднозначной фигурой для подражания.
Виктория Яковенко:
Я считаю «Шрека» замечательным мультфильмом с неповторимостью, отличным юмором и пропагандой семейных ценностей. Единственный минус — возрастной ценз, который фактически выше изначального. Если вместо 6+ поставить 16+, контексты кардинально изменятся. «Шрек» — мультфильм для взрослых, детям его нельзя смотреть из-за содержания и неоднозначных шуток.
«Дорога домой»
Студия/страна: Netflix, США/Австралия
Год создания: 2021
Возрастной ценз: 7+
Содержание:
Из зоопарка бегут змея, скорпион, паук, крокодил и ящерица. Цель их путешествия — далекая Австралия, настоящий дом. По пути они показывают миру, что добрые сердца и достойны любви и принятия, несмотря на устрашающий вид, ядовитые жала и острые зубы. Главная мысль мультфильма — воспитывать у подрастающего поколения терпимость, но все не так просто.
В чем вред?
Главные герои мультфильма — смертельно опасные животные, способные ядом отравлять или парализовать жертв, но зрителям преподносятся как дружелюбные и гостеприимные. Их агрессивную природу полностью игнорируют.
Виктория Яковенко:
Смертельно ядовитая змея и огромный зубастый крокодил преподносятся ребенку как скромные, шутливые или смущенные персонажи. Не демонстрируется опасность, которую они могут нести. Эта опасность подается как стереотип, а ребенок, который берет с собой в рюкзак змею, паука, ящерицу и скорпиона по сюжету, становится добрым и правильно поступающим. Это сомнительное и опасное послание для детей, учитывая их стремление к подражанию.
«Монстры на каникулах»
Студия/странаКомпания «Columbia Pictures», студия анимации «Sony Pictures», США.
Год создания: 2012
Возрастной ценз: 7+
Содержание:
В центре событий – граф Дракула, его дочь Мэйвис и другие сказочные монстры, которые собрались в хорошо укрытом от человеческих глаз отеле. Граф старательно оберегает подросшую дочь от контакта с миром людей. Поначалу у него это удаётся. Но всё меняется, когда в отель попадает простой смертный.
В чем вред?
В центре сюжета — вампиры, оборотни и мумии, изображенные как добрые и человечные существа. Несмотря на то что эти мифические персонажи не являются реальными животными, как в предыдущем примере, негативное влияние на детскую психику сохраняется.
В отличие от традиционных представлений о монстрах как пугающих или убивающих людей, авторы меняют образы зла ради толерантности. Такой подход дезориентирует детей.
Виктория Яковенко:
Вместо монстра главным злодеем становится человек, своими действиями делающий жизнь монстров ужасной. Это создает путаницу в сознании ребенка. Меняя представление о добродетели и зле, и убеждая малыша, что источник зла — в человеческом страхе, а не во всём, что его вызывает, авторы сбивают ребёнка с истинного пути понимания мира.
«Босс Молокосос»
Студия/страна: 20th Century, США
Год создания: 2017
Возрастной ценз: 6+
Содержание:
Мальчик Тим с мамой и папой живет счастливо. Все меняется, когда появляется младший брат. Тим замечает: ребенок не тот, кем себя выдает. Однажды он слышит, как малыш разговаривает по телефону. Вскоре Тим узнаёт, что брат — тайный агент, который борется за то, чтобы люди продолжали заводить детей вместо собак.
В чем вред?
С первого взгляда мультфильм пропагандирует семейные ценности и противостоит движению «чайлдфри». Однако этот смысл скорее направлен на родителей. Что же транслируется детям? Основной посыл — сложность отношений между братьями: необходимость делить любовь родителей, ревность старшего ребенка к младшему. Это была бы отличная воспитательная тема, но авторы пошли другим путем.
В мультфильме показаны дети, которые кидают деньги, покупая всё и всех. Обманывают, ведут войны со старшими братьями, узаконивают (тем же деньгами) своё противоправное поведение.
Виктория Яковенко:
Малому зрителю подобный опыт скорее принесет негатив. Даже взрослому человеку сложно воспринимать фабрику распределения детей на обычных малышей и взрослых корпоративных недоростков: это не просто уводит в абсурд, но и вызывает отвращение.
«Маша и Медведь»
Студия/страна: «Анимаккорд», Россия
Год создания: 2009 — по настоящее время
Возрастной ценз: 0+
Содержание:
Мультсериал повествует о Маше, неуправляемой девочке, которая всё время приносит хаос в дом Медведя. Каждый эпизод заканчивается тем, что она понимает свою неправоту и пытается исправить случившееся, но в следующем сюжете всё повторяется заново.
В чем вред?
Основная трудность мультфильма заключается в том, что образ избалованного безнаказанного ребенка преподносится зрителю без воспитательной или познавательной направленности. Избалованный ребенок поступает по злости с измученным взрослым (Медведем), и маленький зритель стремится подражать такому поведению в своей жизни.
Виктория Яковенко:
Предпочту другую анимацию, даже если рассматривать исключительно развлекательный формат. „Буба“ Сценарий похож, но в отличие от «Маши и Медведя», там нет взрослого, который должен терпеть и спускать подобное поведение. Буба просто плохо себя ведёт, это может быть смешно, но отсутствует оценка, нет снисходительности к хулиганству. Ребенок понимает, что если придет взрослый, Бубе достанется.
«Клуб Винкс»
Студия/страна: Rainbow S.r.l, Италия
Год создания: 2004
Возрастной ценз: 5+
Содержание:
Мультсериал «Винкс» разворачивается в школе Алфея, где молодые феи обучаются магии. В свободное от занятий время девушки сражаются с Триксами, встречаются и исследуют свои магические способности.
В чем вред?
Мультик критикуют за преувеличенный образ женского тела. Слишком выраженная сексуальность персонажей вводит детей в заблуждение и смущает взрослых, поскольку дети могут начать копировать поведение своих кумиров-феей.
Виктория Яковенко:
Предлагаю обратить внимание на возрастной ценз мультфильма «Клуб Винкс». В нём акцент сделан на внешнем виде, отношениях, сексуальности и телесности. Подойдет этот мультфильм подросткам 13-16 лет, так как в этом возрасте формируются межличностные отношения и восприятие сексуальности.
«Три богатыря»
Студия/страна: «Мельница», Россия
Год создания: 2004 — по настоящее время
Возрастной ценз: 6+
Содержание:
Под брендом «Три богатыря» создано уже 11 полнометражных мультфильмов. Героев объединяет общая концепция, сюжеты же лишь отсылают к реальным былинам.
В чем вред?
Мультфильмы про богатырей могут повлиять на систему ценностей ребенка, искажая представления о мужественности. Богатыри выступают в роли образов для подражания, подобно древним супергероям, но их характеры представлены упрощенно, ограниченно и даже глупо. Герои предстают как тупые силачи, способные только бить кулаками, подчиняясь хитрому и жадному князю. Вплетая культурно значимые образы в развлекательные истории, авторы могут подрывать культурные ценности. Родители должны сами решать, насколько важны эти ценности для их детей.
Виктория Яковенко:
Влияние мультфильмов проявляется не сразу и определяется множеством обстоятельств. Значительное значение имеют ценности взрослых, их поступки в семье и с ребёнком, стремление обсуждать с ним отдельные моменты просмотренных произведений и вообще вести серьёзные разговоры. Необходимо учитывать уровень критичности мышления самого ребёнка, его умение различать полезное и вредное, стойкость к негативному воздействию. Тем не менее, учитывая все эти факторы, родителям всё же нужно защищать ребёнка от вредного контента и ограничивать его влияние на мировоззрение и поведение малыша.