Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay/Wikimedia commons. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Матильде Кшесинской после революции пришлось срочно уехать из страны. Близкое общение с царской семьей не давало ей надежды на спокойную жизнь в Советской России. Мировой славы у нее не было, как у Анны Павловой, которая гастролировала по всему миру. Матильда Феликсовна в основном танцевала на родине. Но необходимо было жить, и она решила открыть хореографическую студию.

Кшесинская до эмиграции не занималась преподаванием, однако решилась попробовать. Балетный педагог, к слову, был её отцом.

В 1929 году Матильда Феликсовна открыла танцевальную студию на окраине Парижа. Успех предприятия превзошел все ее ожидания. Студия довольно быстро стала популярной, из нее вышло немало известных танцовщиц: Марго Фонтейн — прима-балерина лондонского Королевского балета и постоянная партнерша Рудольфа Нуриева, Алисия Маркова — первая английская балерина, удостоенная почетного титула Prima ballerina assoluta. Обучались у неё и дочери Шаляпина.

В чем же был секрет успеха Кшесинской?

1. Никогда не забываем о творчестве

Знаменитый театральный деятель князь Сергей Михайлович Волконский писал: «Больше всего поражало параллельное развитие техники и индивидуального восприятия красоты. Ни одно упражнение не ограничивается сухим воспроизведением гимнастически-технической задачи: в самом, казалось бы, бездушном есть место чувству, грации, личной прелести. Как лепестки цветка раскрываются те стороны природы, которыми один характер отличается от другого».

Внимания следует уделять не только технической стороне. Упражнения осваиваются эффективнее, если ученик помнит о связи их с будущим свободным самовыражением. Иначе занятия могут стать скучными, что повлечёт потерю интереса или превращение ученика в формального исполнителя без творческого потенциала.

Учебный центр Педсовета представляет:
Выбирайте для себя и своей команды
Повышение квалификации и доп. образование для педагогов
Подробнее на edu.papomam.ru →

2. Обучение — уже работа

Кшесинская говорила: «Вы могли заметить, что я никогда не считаю вслух: это точно так же портит урок, как испортило бы представление. Прежде чем начать танец, ученики должны мысленно держать ритм, а пока этого нет, танцевать просто бессмысленно».

В процессе обучения необходимо максимально приблизиться к будущей обстановке действия учеников. Иначе переход к самостоятельной деятельности станет слишком трудным, может причинить боль, оттолкнуть и свести на нет все многолетние усилия как преподавателя, так и воспитанника.

3. Выкладываемся в полную силу

Журналист Арнольд Хаскелл называл класс Кшесинской одним из самых замечательных, что ему приходилось видеть: очень индивидуальным и вдохновенным. Кшесинская отдаёт себя работе с огромным энтузиазмом, танцуя со своими учениками иногда по восемь часов в день.

Без полного погружения невозможно достичь знаний. При постановке амбициозной задачи требуется отдавать делу преподавания всю себя. Такой же самоотдачи нужно ожидать от учеников. Разумеется, не все выдержат, но из оставшихся будет польза.

4. Нужно знать меру

Кшесинская говорила: «Я поражаюсь современным молодым артистам, но часто спрашиваю себя, хватит ли их так надолго, как нам? Будут ли они такими же свежими в зрелые годы, какой осталась Анна Павлова? Это снова вопрос времени. Танцуют каждый вечер, а мы выходили на сцену с перерывами. Невозможно каждый вечер быть в нужном расположении духа, а насильно вызывать в себе желание танцевать очень вредно для молодого человека».

Можно много тренироваться в выполнении определённых упражнений, но в творчестве важно знать предел. Нельзя творить силой. Кто стремится охватить всё, рискует стать средним ремесленником, механически и без душевности выполняющим свою обыденную работу.

5. Всегда нужно быть современным

Матильда Феликсовна преклонялась перед всем новым, искренне восхищалась многими танцовщиками и танцовщицами, напоминающими ей внуков. Видела как плюсы, так и минусы как у современников, так и у молодых артистов. Признавала превосходство последних в технике, но иногда сомневалась в их индивидуальности.

Её удивительная способность вызывала восторг у всех, кто её знал.

А. Хаскелл изумлялся оценкам Кшесинской: «Подумать только! Говорит балерина, танцевавшая еще при свечах! Ничего похожего на „Ах, в наше время все было так прекрасно!“ , ничего от „бабушки русского балета“. Трезвая, мужественная оценка прошлого и настоящего. Поразительная женщина!»

Чаще всего встречаем обратное. Немолодой человек действует так, словно отправляется на вечный покой. Юные люди такого поведения не поймут.

6. Ученики должны вами восхищаться

С юных лет Матильну Кшесинскую отличала доброжелательная приветливая улыбка. Она была ее своеобразной визитной карточкой — танцовщица улыбалась и на сцене, и в жизни, и во время преподавательских занятий. Улыбка очень располагала к ней воспитанниц.

Из-за любви к рулетке, где часто играла на семнадцать, современники прозвали Кшесинскую «Мадам Семнадцать».

Конечно же, не ожидается, что все российские педагоги полюбят азартные игры, но каждому учителю стоит иметь свою особенность. Благодаря этому ученики будут очень к вам распознаваться.

7. Преподавание — это жизнь

Ученик развивается лишь во время обучения. Без него начинаются угасание и стремительный конец.

Матильде Феликсовне Кшесинской не хватило нескольких месяцев до столетия. До последнего момента она преподавала.

Эти советы трудно применить в обязательном образовательном процессе. В внеклассной работе и организации дополнительного образования они могут оказаться полезными. Что касается самосознания учителя и его отношений с учениками, опыт Матильды Кшесинской бесценен.