Фото: img.freepik.com

Ирина Лавринова, педагог «Центра образования детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска», делится опытом в преодолении трудностей дистанционного обучения. В учреждении учатся дети как очно, так и с использованием электронного обучения и дистанционных технологий. По утрам школа открывает двери для глухих и слабослышащих детей, а дистанционно на занятия присоединяются ученики с ОВЗ со всей области. Советы педагога окажутся полезны не только коллегам по работе с особыми детьми.

Идет урок информатики.

На уроке учащиеся демонстрируют различные степени освоения материала.

Если на занятии учатся дети из класса или группы, где есть ученик с ограниченными возможностями здоровья, преподаватель может применять различные типы заданий.

Я делю по уровням: базовый, повышенный и высокий.

В зависимости от усвоения темы ученик самостоятельно выбирает уровень. Иногда я советую: «Сегодня ты отлично справился с материалом. Упражнения даются тебе легко. Предлагаю попробовать более сложный уровень».

Постоянно совершенствую навыки самооценки у детей, чтобы много учеников могли анализировать свои знания и выбирать подходящий уровень заданий.

Такой подход позволяет отличнику и ученику со средней успеваемостью затрачивать равное время на выполнение заданий.

Обучение может казаться ученикам утомительным из-за своей однообразия.

Чтобы учащиеся оставались бодренькими при изучении учебника и не пропускали тренировочные задания в электронном курсе, преподавателю нужно постоянно развиваться и быть в курсе последних образовательных тенденций. Разработка интересного и полезного материала для урока — задача более сложная, чем может показаться на первый взгляд.

Дистанционные уроки становятся интереснее благодаря интерактивным заданиям.

Для реализации подобных задач стоит воспользоваться следующими сервисами:
EdpuzzleРазработка вовлекающих видеороликов с элементами взаимодействия: тестами, опросами, возможностью оставлять комментарии.
LearningApps. Создание приложений для самопроверки учеников.
H5P. Создание разнообразных интерактивных заданий.
Quizizz. Организация викторин.
LearnisРазработка веб-квестов, викторин и умных онлайн-игр.

Множество сервисов доступно, поэтому важно регулировать их применение во время занятия. Важно следовать темпу учащегося с особенностями развития и поддерживать благоприятную атмосферу.

Обучающийся может усваивать материал медленно.

При индивидуальном обучении нужно постепенно представлять новую информацию и чередовать способы ее подачи.

Пассивный метод. Я веду урок, например, читаю лекцию, демонстрирую материалы или видео. Ученик в это время наблюдает и прислушивается.
Активный метод. Ученик может общаться со мной и отвечает на мои вопросы мгновенно.
Интерактивный методУченик может общаться со мной, сверстниками и интерактивной средой. В этой среде ученик выполняет задания на экране, а система сообщает о правильности ответов.

На уроке.

Дети могут ощущать себя отделёнными от одноклассников.

Каждый учащийся должен принимать участие в обучении, независимо от выбранной формы.

Успешное взаимодействие учеников в классе и удаленно возможно при организации электронного пространства, где дети чувствуют себя равноправными. В нём могут быть учебные курсы, платформы для внеурочных мероприятий: дистанционных конкурсов, фестивалей творчества, акций, видеоэкскурсий; коллективные творческие проекты с одноклассниками.

Выполнять действия на компьютере могут быть сложны для учеников.

На первых онлайн-уроках желательно присутствовать родителям детей с особенностями в развитии. Родители могут помочь управлять компьютером и поддержать ребенка при возникновении страха или неловкости.

Дистанционное обучение сопряжено с недостатком контроля над физическим состоянием ребёнка и организацией его рабочих условий со стороны учителя. Доверие между родителями и педагогами становится ключевым фактором для достижения успеха ученика.

Родители учащихся — первые помощники: корректируют осанку детей, следят за размещением специального оборудования, помогают перейти по ссылке, если ребенку это сложно.

Учитель может проконсультировать родителей, презентуя используемые им на занятиях пособия, и предоставив рекомендации по обустройству рабочего места ребёнка.

Главная задача родителей — сформировать рабочее настроение и положительное отношение к дистанционным занятиям. Когда ребенок слышит от мамы и папы о том, что удалённое обучение позволяет открывать границы и расширять возможности традиционных уроков, уходит дискомфорт во время занятий и боязнь технологий.

У определённых детей возникают сложности с обучением по обычной системе.

Особенности здоровья отдельных учеников мешают вести обычные рабочие тетради. В таких ситуациях информацией во время урока помогают поделиться различные сервисы для совместного и персонального использования. Гугл Документы или онлайн-доски (Miro, Bitpaper, Awwapp).

Если у школьника трудности с функциями рук, рекомендуется проводить индивидуальные занятия. В этих занятиях учитель или родитель записывают решения заданий по словесной инструкции ученика. Такой подход поможет ребёнку освоить работу с помощником. Данный опыт пригодится ему при сдаче ГИА.

При нарушенном зрении учитель может помочь изменить размер шрифта, курсора и контрастность экрана. В занятиях таким детям стоит уделять больше времени упражнениям для расслабления глаз.

Преподавателю нужно будет изменять материал, учитывая особенности ученика: создавать краткие, чёткие презентации без анимации и ярких цветов.

Трудность 7. Ученики могут утомиться

Утомление представляет собой существенную проблему в дистанционном обучении. Дети, испытывающие усталость, проявляют пассивность, нуждаются в более длительном времени для реагирования на вопросы и испытывают трудности с концентрацией на выполнении заданий.

Иногда я прошу детей закрыть глаза, отвернуться от экрана или выйти из-за компьютера, чтобы выполнить упражнение под моим руководством. Я объясняю, что нужно делать, а дети выполняют упражнения.

В качестве динамической паузы можно использовать привычную классную гимнастику. К примеру, это могут быть комплексы упражнений для глаз, рук и общего расслабления, длительностью около минуты.

Разминка продолжается два минуты и хорошо уменьшает давление. Ученик возвращается к уроку с новыми силами и прекрасным настроением.

Пример проекта. «Компьютерная азбукаРазработанный ученицей очного класса для слабослышащих и девушкой, занимающейся дистанционно, электронный словарь содержит компьютерные термины, дополненные веселыми стихами и видео переводами слов на дактильный и жестовый языки.

Защита проекта «Компьютерная азбука».

В нашей школе ежегодно проходит региональный праздник творчества «Пасхальный фестиваль» для детей с ОВЗ и инвалидностью. Мероприятие состоит из двух этапов: дистанционной выставки детских работ и очной церемонии награждения. За пять лет в нем приняли участие более 600 учеников с особыми образовательными потребностями из России, Эстонии и Белоруссии.

Школа, опора общества: помощь детям с особенностями развития в интеграции

Наша задача — обеспечить детям доступ к обществу, а общество должно принять особенных детей, как равноправных, осознав, что они также такие же. Дети интересные и замечательные, с ними можно дружить, сотрудничать и творить прекрасное.

Во время праздничных мероприятий и фестивалей привлекаем внимание средств массовой информации, властных структур и общественных объединений. Желательно показать внутреннюю жизнь школы: работу педагогов, деятельность учеников, их умственные и творческие способности.

Детям с ограниченными возможностями здоровья для понимания и создания чего-либо может понадобиться больше времени.
Важно своевременно и ненавязчиво предлагать помощь, чтобы они поверили в свои способности и в следующий раз преодолели трудности без поддержки.

Что такое Школа — центр социума?

Школа как центр социума объединяет выпускников, родителей, партнеров, местных жителей и учеников. Вовлекая сообщество, школа повышает мотивацию к обучению, создает условия для получения практических знаний, меняет окружающую среду и находит ресурсы для развития благодаря благодарным выпускникам и партнерам.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума Рассказывает о становлении школы как центра общества и приводит примеры школ, преобразившихся в такие центры.

Партнерский материал

Подписаться на канал «Школа — центр социума»