
Ирина Лавринова, педагог «Центра образования детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска», делится опытом в преодолении трудностей дистанционного обучения. В учреждении учатся дети как очно, так и с использованием электронного обучения и дистанционных технологий. По утрам школа открывает двери для глухих и слабослышащих детей, а дистанционно на занятия присоединяются ученики с ОВЗ со всей области. Советы педагога окажутся полезны не только коллегам по работе с особыми детьми.
Идет урок информатики.
На уроке учащиеся демонстрируют различные степени освоения материала.
Если на занятии учатся дети из класса или группы, где есть ученик с ограниченными возможностями здоровья, преподаватель может применять различные типы заданий.
Я делю по уровням: базовый, повышенный и высокий.
В зависимости от усвоения темы ученик самостоятельно выбирает уровень. Иногда я советую: «Сегодня ты отлично справился с материалом. Упражнения даются тебе легко. Предлагаю попробовать более сложный уровень».
Постоянно совершенствую навыки самооценки у детей, чтобы много учеников могли анализировать свои знания и выбирать подходящий уровень заданий.
Такой подход позволяет отличнику и ученику со средней успеваемостью затрачивать равное время на выполнение заданий.
Обучение может казаться ученикам утомительным из-за своей однообразия.
Чтобы учащиеся оставались бодренькими при изучении учебника и не пропускали тренировочные задания в электронном курсе, преподавателю нужно постоянно развиваться и быть в курсе последних образовательных тенденций. Разработка интересного и полезного материала для урока — задача более сложная, чем может показаться на первый взгляд.
Дистанционные уроки становятся интереснее благодаря интерактивным заданиям.
EdpuzzleРазработка вовлекающих видеороликов с элементами взаимодействия: тестами, опросами, возможностью оставлять комментарии.
LearningApps. Создание приложений для самопроверки учеников.
H5P. Создание разнообразных интерактивных заданий.
Quizizz. Организация викторин.
LearnisРазработка веб-квестов, викторин и умных онлайн-игр.
Множество сервисов доступно, поэтому важно регулировать их применение во время занятия. Важно следовать темпу учащегося с особенностями развития и поддерживать благоприятную атмосферу.
Обучающийся может усваивать материал медленно.
При индивидуальном обучении нужно постепенно представлять новую информацию и чередовать способы ее подачи.
Активный метод. Ученик может общаться со мной и отвечает на мои вопросы мгновенно.
Интерактивный методУченик может общаться со мной, сверстниками и интерактивной средой. В этой среде ученик выполняет задания на экране, а система сообщает о правильности ответов.
На уроке.
Дети могут ощущать себя отделёнными от одноклассников.
Каждый учащийся должен принимать участие в обучении, независимо от выбранной формы.
Успешное взаимодействие учеников в классе и удаленно возможно при организации электронного пространства, где дети чувствуют себя равноправными. В нём могут быть учебные курсы, платформы для внеурочных мероприятий: дистанционных конкурсов, фестивалей творчества, акций, видеоэкскурсий; коллективные творческие проекты с одноклассниками.
Выполнять действия на компьютере могут быть сложны для учеников.
На первых онлайн-уроках желательно присутствовать родителям детей с особенностями в развитии. Родители могут помочь управлять компьютером и поддержать ребенка при возникновении страха или неловкости.
Дистанционное обучение сопряжено с недостатком контроля над физическим состоянием ребёнка и организацией его рабочих условий со стороны учителя. Доверие между родителями и педагогами становится ключевым фактором для достижения успеха ученика.
Родители учащихся — первые помощники: корректируют осанку детей, следят за размещением специального оборудования, помогают перейти по ссылке, если ребенку это сложно.
Учитель может проконсультировать родителей, презентуя используемые им на занятиях пособия, и предоставив рекомендации по обустройству рабочего места ребёнка.
Главная задача родителей — сформировать рабочее настроение и положительное отношение к дистанционным занятиям. Когда ребенок слышит от мамы и папы о том, что удалённое обучение позволяет открывать границы и расширять возможности традиционных уроков, уходит дискомфорт во время занятий и боязнь технологий.
У определённых детей возникают сложности с обучением по обычной системе.
Особенности здоровья отдельных учеников мешают вести обычные рабочие тетради. В таких ситуациях информацией во время урока помогают поделиться различные сервисы для совместного и персонального использования. Гугл Документы или онлайн-доски (Miro, Bitpaper, Awwapp).
Если у школьника трудности с функциями рук, рекомендуется проводить индивидуальные занятия. В этих занятиях учитель или родитель записывают решения заданий по словесной инструкции ученика. Такой подход поможет ребёнку освоить работу с помощником. Данный опыт пригодится ему при сдаче ГИА.
При нарушенном зрении учитель может помочь изменить размер шрифта, курсора и контрастность экрана. В занятиях таким детям стоит уделять больше времени упражнениям для расслабления глаз.
Преподавателю нужно будет изменять материал, учитывая особенности ученика: создавать краткие, чёткие презентации без анимации и ярких цветов.
Трудность 7. Ученики могут утомиться
Утомление представляет собой существенную проблему в дистанционном обучении. Дети, испытывающие усталость, проявляют пассивность, нуждаются в более длительном времени для реагирования на вопросы и испытывают трудности с концентрацией на выполнении заданий.
Иногда я прошу детей закрыть глаза, отвернуться от экрана или выйти из-за компьютера, чтобы выполнить упражнение под моим руководством. Я объясняю, что нужно делать, а дети выполняют упражнения.
В качестве динамической паузы можно использовать привычную классную гимнастику. К примеру, это могут быть комплексы упражнений для глаз, рук и общего расслабления, длительностью около минуты.
Разминка продолжается два минуты и хорошо уменьшает давление. Ученик возвращается к уроку с новыми силами и прекрасным настроением.
Защита проекта «Компьютерная азбука».
В нашей школе ежегодно проходит региональный праздник творчества «Пасхальный фестиваль» для детей с ОВЗ и инвалидностью. Мероприятие состоит из двух этапов: дистанционной выставки детских работ и очной церемонии награждения. За пять лет в нем приняли участие более 600 учеников с особыми образовательными потребностями из России, Эстонии и Белоруссии.
Школа, опора общества: помощь детям с особенностями развития в интеграции
Наша задача — обеспечить детям доступ к обществу, а общество должно принять особенных детей, как равноправных, осознав, что они также такие же. Дети интересные и замечательные, с ними можно дружить, сотрудничать и творить прекрасное.
Во время праздничных мероприятий и фестивалей привлекаем внимание средств массовой информации, властных структур и общественных объединений. Желательно показать внутреннюю жизнь школы: работу педагогов, деятельность учеников, их умственные и творческие способности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья для понимания и создания чего-либо может понадобиться больше времени.
Важно своевременно и ненавязчиво предлагать помощь, чтобы они поверили в свои способности и в следующий раз преодолели трудности без поддержки.
Что такое Школа — центр социума?
Школа как центр социума объединяет выпускников, родителей, партнеров, местных жителей и учеников. Вовлекая сообщество, школа повышает мотивацию к обучению, создает условия для получения практических знаний, меняет окружающую среду и находит ресурсы для развития благодаря благодарным выпускникам и партнерам.
Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума Рассказывает о становлении школы как центра общества и приводит примеры школ, преобразившихся в такие центры.
Партнерский материал