Дефектолог работает над результатами продолжительное время, которые проявляются не сразу, а спустя месяцы или годы. Ошибки во время работы могут полностью исключить достижение желаемых результатов.

О работе дефектолога с детьми, об ошибках в её практике и путях их устранения рассказала… эксперт АкадемСити Ольга Гриднева.

Доверие к родителям безотчетно, минуя диагностику, приводит к оплошностям.

При поступлении в группу к дефектологу каждый новичок проходит диагностику высших психических функций.

Диагностика ребенка дефектологом включает:

  • Определение уровня знаний, способностей и умений ребенка.
  • Изучение проблем обучения.
  • разбор причин этих трудностей.

В ходе первого визита дефектолог беседует с родителями и проводит подробное анкетирование, однако это не должно быть единственным источником информации.
Родители могут неточно оценивать возможности своего чада.
Если специалист будет полагаться только на их рассказ, программа коррекции может оказаться неверной.

Недавно ко мне пришел пятилетний ребенок, не говорящий. Мама рассказала, что у него небольшая потеря слуха, и попросила взять его на занятия. Я провела оценку развития ребенка, педагогический скрининг слуха и поняла, что потеря слуха значительно выше, чем утверждает мама.

Сказав об этом, мама долго спорила и настаивала на занятиях. В конце концов убедила съездить на дополнительное обследование. Выяснилось, что у ребёнка тяжелая потеря слуха на оба уха. Слуховые аппараты ему не помогут, а нужна кохлеарная имплантация – то есть операция. Если бы я взяла такого ребенка на занятия без диагностики, мы бы безрезультатно теряли время.

Ольга Гриднева

Ошибка 2. Неправильно проводить диагностику

Неверно проведённая диагностика — наиболее распространённая ошибка дефектолога, которая случается, когда специалист…

  • Выбирает диагностические методики, непригодные для ребёнка по возрасту или характеру нарушения, например, поручает собирать пирамидку подросток или оценивает фразную речь у не говорящего.
  • Выполняет частичную диагностику и изучает ограниченный набор психических функций.
  • Не обращает внимания на привычные будни ребёнка и не интересуется у родителей подробностями их дня.

Из-за неверной постановки диагноза специалист может неточно установить вид нарушения. К примеру, можно принять ребенка с проблемами со слухом за ребенка с расстройством аутистического спектра.

Если изначально выбран неправильный путь исправления, помощь дефектолога окажется неполной.

При поступлении ребенка на коррекцию обязательна договоренность о сотрудничестве с родителями.

Коррекция нарушений ребенка — совместный труд дефектолога и родителей, которые должны следовать единой стратегии. Для получения результата от занятий вместо формального посещения родителям необходимо выполнять рекомендации дефектолога.

Например, специалист знает, что ребёнку необходимо постоянно носить слуховой аппарат, а родители надевают его только во время занятий. Или ребенку нужны очки, а родители не хотят, чтобы он их носил. В таком случае стойкого результата от коррекции не будет и дефектолог должен об этом предупредить.

Специалист останавливает работу с ребенком, если родители не согласны следовать его рекомендациям.

Случается, родители думают, что малышей проще кормить пюре из бутылочки. Из-за этого ребенок в четыре или пять лет не умеет жевать. Специалисты знают, что в таком случае речи у ребенка не будет. Для речи важны те же мышцы, что и для жевания. Если их развитие недостаточное, то речи не будет. Дефектологу нужно объяснить семье, почему такой подход вреден для развития ребенка.

Ольга Гриднева

Не создавать индивидуальные планы и не изменять их без необходимости.

У дефектолога нет двух идентичных детей в процессе коррекции. Несмотря на один и тот же диагноз, нарушения проявляются по-разному у каждого ребёнка. Поэтому для каждого составляется программа и выбираются индивидуальные игры, пособия.

Дефектолог определяет, что ещё требуется в каждом отдельном случае: очки, слуховые аппараты, учебные пособия для детей с нарушениями зрения.

Если занятия оказываются неэффективными, специалист изменяет программу и информирует родителей о новых тактических решениях.

Специалист замечает, что выбранные для коррекции задания не подходят ребенку, не развивают его или даются с трудом. У дефектолога по плану игры для развития речи, но ребенок их выполнять не может из-за недостаточно сформированного слухового восприятия для подобных игр. В такой ситуации специалист передиагностирует ребенка и определит новый путь коррекции.

Не исправлять ошибки у детей до трёх лет.

Специалист по дефектологии помогает даже младенцам. При наличии врождённого диагноза, например, синдрома Дауна, коррекция начинается немедленно.

Диагностировать нарушения слуха и зрения можно уже в первых месяцах жизни малыша. Для минимизации последствий таких нарушений занятия с дефектологом необходимы сразу же.

Ребенку в год могут поставить или подтвердить диагноз ДЦП, для которого требуется работа с дефектологом. Ожидание до 3 лет без коррекции нарушений — серьезная ошибка как специалиста, так и семьи. Пройдёт бесценное время, которое можно было использовать для развития высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, речи, воображения, мышления.

Ошибка 6. Не подстраиваться под интересы ребенка

Специалисту перед началом работы по программе помощи ребенку и семье необходимо оценить мотивационные факторы. Чтобы узнать, что ребенку нравится, каковы его интересы, нужно его понаблюдать, спросить родителей о любимых игрушках, пище, вещах.

Без знания предпочтений ребенка специалисту сложно установить с ним контакт. Это особенно актуально для детей с РАС, для которых включение в занятия представляет наибольшую трудность.

В моей практике был ребенок, который любил ключи. Все занятия я строила с их помощью. Считали, сравнивали, прятали и искали их, исследовали тактильно, слушали, как они звенят. Весь игровой сеанс проходил на одном дыхании.

Ольга Гриднева

Ошибка 7. Давать неверные прогнозы

Работа дефектолога требует времени; в зависимости от нарушений первые положительные результаты могут наблюдаться лишь спустя несколько лет. Родители часто ожидают быстрых результатов от занятий, основываясь на слухах о том, что проблему можно устранить всего за десять занятий.

Дефектолог помогает семье выбрать путь коррекции, объясняет время, необходимое для решения задач, снижает избыточные ожидания. Важно не давать родителям ложных надежд о быстром решении проблемы, а скорее побудить к совместной и результативной работе.

Как избежать неудач и трудностей при работе

Ошибки — неизбежная часть работы специалиста. В случае их возникновения не следует сразу прекращать занятия с ребенком.

  • Принимать ошибки как возможность для роста и быть готовым вернуться к начальным этапам работы с ребёнком, если это необходимо.
  • В сложных ситуациях можно обратиться к старшим коллегам за советом и поддержкой.
  • Формировать аналитическое мышление, непрерывно расширять кругозор и усваивать современные подходы к работе с детьми.

Дефектологическая работа требует терпения, но в итоге полностью вознаграждается. Непередаваемое ощущение возникает, когда через годы коррекционных занятий наблюдаешь, как ученик ярко декламирует стихи на школьном мероприятии или справляется с трудными задачами.

Ольга Гриднева