
Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Пришедший в новый класс учитель сталкивается с необходимостью располагать к себе детей. рассказывает Методы повышения доверия со стороны учеников различного возраста.
1. Узнайте о ребенке до встречи
В начале работы с новым классом учитель всегда тратит какое-то время на то, чтобы узнать детей, их индивидуальные особенности. Эту работу можно ускорить, если заранее опросить родителей о детях. Родители сообщат о своих детях то, что сам педагог может и не увидеть.
Дорогие родители! В новом учебном году я с радостью буду преподавать вашему ребенку.
Помогите мне представить вашего ребёнка в письме. Так я смогу лучше узнать его увлечения и то, на что вам хотелось бы обратить особое внимание.
Хорошо будет, если вы напишите это письмо вместе с ребёнком.Спасибо!»
2. Поддержите шалости ребенка
Ребятам не нравятся строгие запреты. Чтобы завоевать расположение ребенка, попробуйте поддержать какую-нибудь забавную выходку вашего ученика. Конечно, если она безобидна.
Марвин Маршал рассказывает пример из своего детства:
В один тихий час я нарисовал картинку и пожелал тут же показать её другу, сидящему на другой стороне класса. Пройти по классу нельзя, поэтому сложил рисунок в самолетик и, выбрав подходящий момент, запустил его. Увидев это, учительница строго сказала:
Эрик, подойди здесь и забери этот листочек бумаги.
Я испуганно подошел к ее огромному столу.
— Дай сюда, — велела она, глядя мне в глаза.
Несколько секунд она рассматривала мой самолетик.
— Хммм… — протянула все тем же строгим голосом. — Очень хороший самолетик. Теперь выйди на середину класса и расскажи всем, как складывать такие самолеты. А после мы выйдем на улицу и посмотрим, чей улетит дальше. Раздала всему классу листок бумаги, а я объяснял, как делать самолетики.
Меня поразило её отношение. Раньше меня наказывали за непослушание. Но эта учительница не ругала меня, а сделала из моей ошибки уроком.
3. Дайте ученику возможность высказаться
В школах у подростков редко есть возможность вместе поговорить о том, что их беспокоит.
В книге «Преподавание в средней школе в США» Адам Дреер привел пример: учитель вошел в класс и заметил увлеченные обсуждения важной для учеников темы. Многое усилия не принесли желаемого результата. Тогда он предложил закончить урок раньше и поговорить на интересующую их тему. Педагог отметил, что уже после нескольких таких дискуссий атмосфера в классе изменилась, дети стали больше его уважать.
Найдите точки соприкосновения со своими детьми.
Не всегда требуется достоинство. Этот метод эффективен даже при наличии недостатков.
5. Примите помощь от ребенка
Важно, чтобы выбранный ребенок был менее заметным в классе. Например, когда нужно взять ручку, обратитесь к самому малоизвестному ученику.
6. Отбросьте негативный опыт
Антон Макаренко при работе с детьми с криминальным прошлым руководствовался этим принципом. У детей также может возникнуть негативный опыт взаимоотношений с учителем, что отрицательно влияет на учёбу.
Адам Дреер описывает историю ученицы Энн. Преподаватель заметил, что девочка способна учиться хорошо, но не проявляет своих возможностей. Он поговорил с Энн, и та рассказала, что предыдущие учителя называли ее «воображаемой» и болтливой, поэтому она теперь предпочитает молчать. Учитель предложил ей начать заново и пообещал, что на его уроках всё будет по-другому. На следующих занятиях ребенок стала проявлять себя активнее.
7. Покажите свою компетентность в деле
Бывает, ученики сомневаются, что учитель хорошо владеет своим предметом. В подобных ситуациях убедить подростков сложнее словами, проще делом. Михаил Станкин в книге «Если мы хотим сотрудничать. Книга для преподавателя и воспитателя» приводит пример:
Ученики скептически относились к женщине-преподавателю автоэлектрики. Не слушали, мешали вести урок. Тогда преподаватель попросила коллегу прийти на урок и помочь ей завести автомобиль. Учительница попросила детей подождать десять минут и вышла во двор с коллегой (вся группа последовали за ними). На глазах у учеников преподаватель быстро устранила неисправность и завела машину, а коллега рассыпался в благодарностях. После этого случая отношение к педагогу резко изменилось.
Если учитель показывает, как решать практическую задачу, то у учеников к нему возникает больше уважения.
Материалы по теме:
- Как учитель ЕГЭ сдавал
- В возрасте двадцати двух лет я старше учеников на четыре года. Моя история достижения авторитета.
- Разрешено ли педагогическим работникам использовать неформальную форму обращения с учащимися?