
Изображения: Depositphotos / Рисунок: Юлия Замжицкая
Детские капризы часто связаны с проблемами нервной системы. Ребенок кричит при громкой музыке? Или катается по полу, не желая надеть новые колготки? Возможно, у него ещё не сформированы правильные реакции на раздражители. Сенсорная комната может помочь исправить ситуацию. Рассмотрим, как её организовать дома и в детском саду.
Зачем нужна сенсорная комната
В каждый миг организм получает сигналы: изображения, звуки, запахи, прикосновения. Через органы чувств информация передаётся в мозг, где обрабатывается. При ослаблении или усилении восприятия мозг неправильно интерпретирует данные. У детей это часто вызывает нарушения сенсорной интеграции — организации сенсорных сигналов, которая помогает мозгу создавать правильные реакции тела и поведения.
Ребенок без нарушений в обработке сенсорных сигналов, приколы свитера или тесные колготки станут лишь поводом пожаловаться маме и попросить купить другие. Ребенку с нарушениями сенсорного восприятия любые незначительные факторы провоцируют истерику.
Специалисты по развитию детей и психологи советуют развивать мелкую моторику малышей, давать им трогать и пробовать на вкус различные предметы (в разумных пределах), ходить босиком по траве и камням. В условиях города делать это все сложнее, поэтому нейропсихологи предлагают создавать искусственную среду — в сенсорных комнатах.
Для кого полезна сенсорная комната?
В сенсорной комнате малыш учится воспринимать мир через различные чувства: прикасается к предметам разной текстуры, слушает музыку, играет с песком и водой. Такие занятия дают детям много впечатлений, способствующих развитию процессов сенсорной интеграции.
Детям с особыми потребностями особенно важен сенсорный опыт.
- нарушениями речи, развития, поведения;
- расстройством аутистического спектра;
- детским церебральным параличом;
- синдромом дефицита внимания.
В такой комнате можно расслабиться, снять тревожность, выбрать необходимые ощущения. Например, пойти босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или врезать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.
Для нормотипичных Для детей, не имеющих особенностей развития, подобная комната также может стать «местом силы». Мальчикам и девочкам нравятся необычные игры с различными текстурами, им нравится отдыхать на мягкой мебели или играть с водой.
Сенсорные идеи для дома и детского сада.
Создание сенсорной комнаты дома или в детском саду проще, чем кажется. Это может быть не отдельная комната, а уголок в существующем помещении. Начните с малого, и постепенно вы будете подбирать предметы для вашей зоны сенсорики.
Сенсорные коробки
Развитию мелкой моторики и чувствительности пальчиков способствуют различные сыпучие материалы: песок, гречка, рис, макароны, гидрогель, галька, ракушки. Подойдут любые доступные «сыпучки» — чем их больше разнообразия, тем лучше. Достаточно приобрести небольшой… стеллажЗаполните емкости различными материалами — мини-сенсорная комната готова.
Пример стеллажа из блога Лизы Черниковой
Как играть: Можно перебирать предметы руками, сортировать по формочкам, прятать мелкие игрушки в контейнеры, работать пинцетом. Полезно сделать «ферму» в коробке: добавить в контейнер с гречкой или песком деревья из веток, сена или травы, фигурки животных. Такие игры развивают не только моторику и сенсорику, но и фантазию.
Можно покрасить макароны или рис в разные цвета и сортировать их по коробочкам. Детям также нравится играть с кинетическим песком — он отлично лепится благодаря силикону в составе и не рассыпается по комнате.
«Сенсорная ферма»
«Сухой дождь»
Для создания «сухого дождя» на дверном проеме подвешивается тесьма с разноцветными ленточками из различных материалов: ткани, бумаги, фольги и полиэтилена. В сенсорной комнате дошкольного отделения столичной школы № 1368 первым элементом стала именно такая конструкция с лентами, прикреплёнными к потолку.
«Сухой дождь» в школе № 1368
Как играть: Танцевать в портале, бегать под дождём, прятаться, заплетать косы.
Салон красоты
Взять старые кисти для макияжа, щётки для рук, зубные щетки — сложить в коробку. В неё можно положить и неиспользуемые тени, румяна, помаду.
Как играть: Для массажа можно использовать кисточки и щетки: по пальцам, рукам или ногам сначала проводим мягкой кисточкой, затем жесткой, постоянно чередуя. Добавляем контраст: чередовать прикосновения мокрой и сухой, холодной и теплой кисточками. Тени и румяна применяем как пальчиковые краски и рисуем ими на бумаге или картоне. Можно рисовать и на теле, но сначала нужно попробовать на маленьком участке, чтобы исключить аллергию.
Запахи
Сенсорные игры способствуют развитию обоняния. В баночки помещают различные ароматные специи (корицу, шафран, гвоздику, паприку, зиру), чай, кофе и лавровый лист. Такой «нюхательный» вариант можно сделать и с эфирными маслами. Для начала достаточно использовать то, что есть на кухне, постепенно добавляя новые ароматы.
Как играть: Вдыхайте, сравнивайте запахи и называйте возникающие ассоциации. Можно сыграть в игру, похожую на лото: подберите фотографии специй и сопоставляйте изображения с соответствующими ароматами.
Аромакоробка в ДОУ «Золотая рыбка»
Сенсорная мебель
При достаточном пространстве сенсорную комнату можно укомплектовать специальной мебелью: бескаркасными креслами, гамаками, качелями и тяжелыми одеялами. Немецкий эрготерапевт Улла Кислинг разработала «яйцо совы», или, как его теперь называют, «яйцо Кислинг» — мягкий шарообразный мешок, в который малыши помещаются целиком. Забираясь в него, дети чувствуют себя более защищенными, словно в утробе матери. купить или сшить самостоятельноСтены и пол можно украсить ортопедическими ковриками и сортерами из мягкого коврика-пазла, как во второй школе.
На стенах повешены сортеры с изображениями животных и расстелены ортопедические коврики.
Как играть: Можно отдохнуть под музыку и природные звуки, качаясь в гамаке или отдыхая в кресле. Или же сыграть в активные игры. Людмила Вайс Часто играет с детьми обычным одеялом: заворачивает в него ребенка, как сосиску в тесто, а тот оттуда выкарабкивается. В таком одеяле еще катаются «колбаской» по полу или ползают «гусеничкой». Настроение улучшается не только у участников процесса, но и у наблюдателей.
Вода
Дети любого возраста любят игру, для которой нужно лишь налить воду в таз или контейнер и добавить формочки, губки, ложки и половник.
Вариант «коробки передач» от Людмилы Вайс.
Как играть: В воде плещут, запускают кораблики, вылавливают фигурки. Предложите ребенку губки для набора воды и отжимания ее в чашку. Можно выдавливать пену для бритья или бросать лед. Дети с пользой играют с разными консистенциями и температурами.
«Корабль» в сенсорной комнате школы № 1368
Людмила Вайс рекомендует родителям предоставлять детям больше свободы в доме помимо занятий в сенсорных комнатах. Родители должны поручать им выполнять обязанности: помогать на кухне, мыть посуду, убирать за собой и подметать. Необходимо также следить за порядком в комнате и уборкой игрушек. Людмила Вайс советует устраивать с детьми показ мод: давать им мамины платья или папины брюки, шляпы и пальто. Можно также делать собственные «коллекции» из простыней.
Нервная система подобна цепи: повреждение хоть одного звена нарушает её работу. Сенсорные комнаты способны восстановить звенья этой цепи. Создав пространство для развития всех пяти чувств, вы можете уменьшить вероятность истерик из-за колючего свитера.
Материалы по теме:
- Нарушения письма у учеников начальных классов: выявление факторов, проявления и методы коррекции.
- ««Сам создадим книжки-вкладыши!» — кому пригодится ручная книга?
- Работа логопедов претерпела кардинальные изменения. »