
Фотографии: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Выдающийся отечественный педагог, доктор психологических наук Шалва Амонашвили делится своим мнением о том, как поддержать детей в поиске своего пути, и обосновывает важность этой задачи для родителей и школ.
Многие матери мечтают о счастье своих детей, не желая им ничего большего. Но что же такое счастье?
90 процентов людей, которые сейчас гуляют по улицам, не задумываются о своем предназначении. Кто-то наткнулся на него случайно и встал на этот путь. Другой увидел, но не узнал его. Боялся и отошел: там нет денег, комфорта, возможно, даже есть жертвы. Вот почему вокруг столько зла, ненависти, зависти: без пути, без предназначения в жизни нет счастья.
Часто родители, стремясь сделать детей похожими на себя, лишают их возможности найти собственное счастье. «Папа – врач, ты тоже будешь врачом». «Будешь юристом – будешь хорошо жить».
Не считая детей менее умными, мы лишаем их возможности учиться самому себе. В ребенке живёт огромный ум, который, помимо родителей и учителей, имеет своего внутреннего наставника. Этот учитель выступает против принуждения к чему-то ненужному в будущем. Зачем ему запоминать вредные уроки, если завтра придётся их отбросить?
Стандарты, стандарты, стандарты… Но эти стандарты – могилы прошлых знаний. Показываем детям это кладбище и говорим: «Вот здесь погребена гравитация, а вот — такая-то литература. Тут нужно зубрить, нужно знать».
Ни один ребёнок не знает гипотез физики, математики, биологии, химии. Но в гипотезе будущее. Ребенок устроен как выпущенная стрела, направленная вперед. А родители говорят: сядь и учи уроки, те же самые, что и у нас — то есть вернись в прошлое. Из прошлого нужно только мудрость. Остальное пусть там останется.
Что могут сделать родители для своих детей, чтобы те нашли себя и узнали свой путь?
Первое: обсудить это с людьми. Привести примеры Пушкина, Менделеева, Чайковского — как искали свою миссию и поэтому создали величайшие произведения.
Показывайте другие примеры. Не обязательно быть Пушкиным, чтобы отыскать своё предназначение. Если бы у Пушкина не было няни, мы бы не получили его таланты. Так что можно быть няней Пушкина, дворником, уборщиком, кем угодно — своё назначение можно найти везде. Главное — начать искать.
Пусть ребёнок наблюдает, как мама с папой развиваются сами.
Любовь питается любовью, доброта — добротой, честность — честностью, совесть — совестью.
Воспитать совесть без совести невозможно. Ребенок в своем семейном мире воспитывается, не осознавая этого. Это высшее, настоящее воспитание.
Пусть родители сами находят своё призвание. Оно не обязательно связано с профессией. Возможно, это увлечение. А может быть, назначение человека заключается в том, что он когда-нибудь спас drowning. И всё, миссия окончена. Но этот подвиг даст ему силы жить дальше. Ребенок должен изучать героев — героев жизни. Образы таких людей воспитывают ребенка.
Настало время воспитывать героев! Всего людей уже достаточно. Школа и семья должны взять на себя воспитание настоящих героев: духа, культуры, нравов. Тогда каждый из них обязательно найдёт возможность совершить подвиг, что станет его путем.