
Евгений Фатьянов, фотография из личного собрания.
Не существует ли хотя бы одного учителя, никогда не сталкивавшегося с равнодушием учеников к излагаемому им материалу? Невключенность — частая педагогическая трудность, затрагивающая и говорящего, и слушающего, создавая замкнутый круг. Ведь если ученик не заинтересован в восприятии учительской речи, он постоянно отвлекается на внешние раздражители, и донести до него что-либо становится невозможно. Говорящий в таких случаях всегда чувствует себя непонятым, это его ещё больше сбивает: заставляет терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется побыстрее закончить объяснение. Можно ли изменить эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает… Евгений ФатьяновРуководит экскурсиями, пишет для прессы и преподает русский язык в школе «Колобок» (Барселона).
– Фатьянов, прекрати болтовню на уроке! – Женя, ты ворона считаешь?! – Зачем ты меня не слушаешь?
В памяти сохранилось ощущение скуки, с которым приходилось сталкиваться на некоторых уроках в школе. Во время занятия я сидел в первом ряду, но лучше слышал не учителя, а Сашу, который сидел на последней парте. Причиной этому не было громкость голоса Саши. Учительница порой кричала так, что казалось, будто её режут, но все равно голос Саши был слышен отчетливее. Даже тогда, когда предмет казался интересным и учитель рассказывал увлекательно, моё внимание постоянно уходило куда-то в сторону. Но однажды…
Новая учительница английского, Наталья Сергеевна, появилась в нашей школе. Английский раньше мне был не интересен, на уроках я думал о чём-то своём или читал книгу. После прихода Натальи Сергеевны всё изменилось: я стал внимательным на её уроках. Речь её словно магией меня увлекала. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на иностранном языке), но слушал. Через год Наталья Сергеевна ушла в декрет, и с приходом новой учительницы я снова отвлекался на уроках.
Я понял ее загадку, став педагогом. Наталья Сергеевна мастерски применяла простые правила сторителинга для удержания внимания слушателей. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приёмы, которые я теперь тоже использую.
Что же это за приёмы?
1. Неожиданный вопрос
В школе учителя не жаловали архитектора Антонио Гауди из-за его неожиданных вопросов. Например, когда учитель говорил ученикам о том, что Господь дал птицам крылья для полета, маленький Антони вставал и спрашивал: «А как же курица? Крылья есть, а летать не летает». Такой вопрос сбивал преподавателей с толку, заставлял детей смеяться или удивляться.
Внезапный вопрос, заданный вовремя, привлекает внимание. Это может быть риторический вопрос без ответа или конкретный вопрос на уроке русского языка: «Ваня, по твоему мнению, сколько прилагательных можно подобрать к слову „геймер“?» На уроке астрономии: «Что объединяет муху, насос и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».
2. «Игра» голосом
Благодаря искусному владению голосом можно удерживать аудиторию в фокусе продолжительное время. Ораторскому мастерству нет вреда от освоения приемов ведущих телепередач и блогеров. «Скандалы! Интриги! Расследования!» — таким образом начинается передача на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выговаривает журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель будто получает заряд бодрости и с новыми силами переключает внимание на новую информацию.
Существует множество способов влиять на аудиторию интонацией. Попробуйте изменять ритм и скорость речи: постепенно наращивайте её, а затем резко переходите на медленный темп. Представьте, что с помощью звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. «Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждающий слух и радующий ум.
3. Внимание к деталям
Картины Сальвадора Дали непонятны многим: ветки переплетены с фигурами людей или инопланетян необычных форм. Сложно разобраться в сюжете, потому что его нет. Несмотря на это, зрители стоят у его картин часами. Что их привлекает? Детали! Муравей, вылазящий из уха. Кузнечик, схватившийся за чью-то ноздрю. «Расплавленные» часы.
Детали неизменно очаровывают. Артур Конан Дойл построил множество увлекательных историй на мелочах, которые невозможно бросить читать.
В чем одевался Раскольников? Он носил цилиндр. Видали ли вы когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Видели ли вы где-нибудь старую и грязную шляпу?
Обращая внимание детей на детали при чтении литературного произведения, его запоминаемость повышается, оно оживает и сохраняется в воображении.
4. Резкий звук
Эффект резкого неожиданного звука хорошо привлекает внимание. Не нужно бить по столу линейкой: можно сломать и ее, и психику слушателей. Хлопнуть в ладоши при переломном моменте в рассказе или подыграть тексту, постучав по столу, например, когда Лиза стучится в дверь Софьи Павловны в «Горе от ума», можно.
«Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
Друг ожидается. Требуется пристальное внимание.
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!.. сказать им…
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»
Громкие звуки моментально обращают на себя внимание всех присутствующих. Частое их использование недопустимо, поскольку последующая информация будет вызывать у слушателей чувство беспокойства.
5. Аудиоэффекты
Добавьте фоновый звук кваканья лягушек при рассказе о них детям. Запишите шумы вьюги для урока географии об Арктике. Музыка Вагнера уместна на уроке истории о Европе начала ХХ века.
Аудиоэффекты привлекают внимание к выступлениям и помогают слушателям запоминать исторические факты.
Аудиоэффекты — не только файлы в компьютере или телефоне. Это ещё и ваши действия, звуки, которые создаете вы сами. Например, если на уроке в начальной школе вы будете голосом изображать падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.
Астероид всё больше приближается к земле. Динозавры поднимают головы, ощущая нечто иное. Птеродактиль в полёте внезапно останавливается, словно озадачен. И тут — взрыв!
Этот взрыв не только оживляет повествование, но и полностью захватывает внимание зрителей.
В школе юных журналистов, фотография из личных вещей.
6. Вовлечение слушателя
Создавайте уроки по примеру иммерсивного театра, где учащиеся напрямую вовлечены в учебный процесс: втягивайте и погружайте их в повествование, давая им возможность прожить его словно актеры.
На уроке истории о битве на Чудском озере 1242 года для объяснения техники сражения можно разделить учеников на две группы — рыцарей Тевтонского ордена и войско Александра Невского. «Рыцарей» выстраиваем клином, а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“ то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».
Не надо ставить спектакли на каждом занятии. Быстрое привлечение внимания хотя бы одного ученика к истории увлечет всю группу.
Марк, как бы поступил на месте Герасима во время беседы с хозяйкой? Каким был бы твой взгляд тогда?