
Изображения: Depositphotos, иллюстрация — Юлия Замжицкая.
Много мифов, суеверий и секретов окутало нейролингвистическое программирование. Кто-то считает, что с его помощью можно превратить человека в марионетку, кто-то — что НЛП гарантирует огромные продажи. Есть убеждённые, что это позволяет управлять толпой. На самом деле, НЛП — это набор техник, упрощающих взаимодействие с людьми. Как использовать этот инструмент в обучении, рассказывает Юлия Русакова, учитель математики и НЛП-Практик.
НЛП — система анализа закономерностей поведения и упрощения взаимодействия между людьми.
НЛП рассматривает психику как сложный компьютер. Неврологические процессы представляют собой «железо», а на него в процессе развития личности накладываются программы, определяющие поведение человека. НЛП изучает способы моделирования этого поведения.
С момента возникновения НЛП его применяют в психологии, воспитании и образовании. Система не сулит чудес, но внушает надежду на то, что с помощью простых приемов обучение можно сделать быстрее и эффективнее. Для этого подходят несколько распространенных техник.
1. Задействуйте все каналы восприятия
Согласно НЛП, люди обрабатывают информацию несколькими путями.
- визуальным — то, что человек видит;
- аудиальным — то, что он слышит;
- кинестетическим — то, что познается через ощущения.
У всех индивидуальный способ воспринимать мир, через который легче общаться с окружением и учиться.
Современная школа больше всего отвечает потребностям визуалов: яркие плакаты, иллюстрации, схемы, работа с классной доской, учебники. Аудиалам уделяется немного меньше внимания, если педагог использует устное объяснение. Кинестетикам приходится труднее всего, поскольку в структуре урока редко используют запахи, изменения температур и взаимодействие с предметами.
Для более результативного обучения преподносите информацию через все виды восприятия. Так, на уроке истории визуалам можно предложить нарисовать схему средневекового города, аудиалам — записать подкаст по теме, найти старинные песни или подготовить рассказ, кинестетикам — сделать макет избы из пенопласта или пластилина.
2. Учитывайте разные стили мышления
Роберт Дилтс, автор книг, статей и НЛП-техник, разработал методику, которая использует разные стили мышления.
- Мечтатель
Предлагает решения для поставленной задачи. - Реалист
Обдумывает, как воплотить идеи в жизнь. - Критик
Указывает на слабые места плана.
Эта классификация поможет организовать работу коллектива. Разделив учеников на группы, назначьте в каждой группу мечтателя, реалиста и критика, разъяснив их роли. Для детей младших и средних классов используйте игровые атрибуты: синие шляпы для мечтателей, красные — для критиков, зеленые — для реалистов. Количество исполнителей каждой роли может быть больше одного, но методика эффективнее работает в небольших группах по три человека: один мечтатель, один критик и один реалист.
3. Меняйте угол зрения
Для изменения восприятия, мышления и поведения и устранения неэффективных моделей в НЛП используют. рефреймингСуществуют два вида переформулирования: по содержанию и по контексту.
- Рефрейминг смысла Изменение восприятия характеристики ситуации или предмета с отрицательной на положительную ноту посредством синонимов.
- Рефрейминг контекста Изменение сути ситуации или утверждения путём перестройки контекста.
Перефразирование – действенный способ, но нуждается в тщательном проработке заранее. Применение без подготовки затруднительно.
4. НЕ говорите «НЕ»
Чтобы показать детям верное и одобряемое поведение, формулируйте требования без частицы «не». Вместо «не открывайте учебники» скажите «закройте книги и отложите на край стола», вместо «не бегайте» — «по коридорам передвигайтесь шагом». Указания с «не», например «не бегайте», сообщают детям, чего им делать не надо, но не помогают понять желаемое поведение. По этой причине даже дисциплинированные ученики иногда не выполняют требования педагога, так как не понимают, что от них ожидают.
5. Используйте метафоры
Чтобы разъяснить ученикам новый материал, можно использовать метафоры и аналогии, опираясь на их имеющиеся знания. Например, смешивание красок на палитре может проиллюстрировать правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется»: независимо от того, к синей прибавить желтую или наоборот, в результате всё равно получится зеленый цвет.
Метафора может упростить объяснение физических и химических законов, теории эволюции и развития общества. Примерами метафор являются выражения «обогащение руды», «зарядка аккумулятора», «минеральный хамелеон» и тому подобное. Задача состоит в том, чтобы найти метафору, понятную большинству учеников.
6. Устанавливайте «якоря»
В НЛП «якорем» Называется стимулом то, что может быть изображением, запахом, звуком или ощущением, и запускает определенное состояние. К примеру, в примере из главы о стилях мышления якорем будет цвет шляпы. При регулярном использовании этого приема ученики смогут быстрее «входить в роль»: мечтателю проще генерировать новые идеи, а критику — находить в них недостатки.
Прикосновение к плечу ученика или произнесение его имени могут стать отправной точкой. Важно то, что учитель говорит в этот момент. Замечание запомнится как негативная оценка поступка, а не пример правильного поведения.
Что почитать по теме
В рамках НЛП существует множество техник, применимых в школьной среде. Новое для себя вы можете найти в указанных книгах.
- Майкл Гриндер написал книгу «Исправление школьного конвейера».
Книга раскрывает особенности каналов восприятия и позволяет установить доминирующий канал.- Сергей Горин — «Техники россыпью»
В книге для каждой техники даны рекомендации по использованию.- Анвар Бакиров — «НЛП: роли личности».
Автор раскрывает механизмы функционирования НЛП, сферы её применения и возможности достижения желаемых итогов.- Ресурсы НЛП
Уникальная энциклопедия, основанная на принципах НЛП, предоставляет сведения по широкому спектру технических тем.
Ссылка- Материалы Центра тренировок Александра Любимова.
Энциклопедия по НЛП с новыми техниками, моделями, советами и рекомендациями.
Ссылка