Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Обучение через диалог с генеративным ИИ
  • Обсуждение с учениками этики использования ИИ
  • Умные учебники
  • Оценивание с использованием расширенной реальности (XR)
  • Педагогика бесконфликтности
  • Борьба с изменениями климата
  • Тенденции развития современного образования в РФ

Ученые выявили тренды в педагогике: искусственный интеллект, борьба с климатическими изменениями, бесконфликтное общение и другие. Что полезно знать педагогам и руководителям школ об основных тенденциях развития образования — читайте в статье.

Какие существуют тенденции образования

Ежегодно Открытый университет Великобритании вместе с учеными из других высших учебных заведений выпускает годовой доклад. Инновационная педагогикаВ документе описываются 10 трендов в образовании, уже обозначившихся и способных утвердиться в обозримом будущем. Среди этих трендов эксперты выделили… шесть трендовАspectos que los docentes deben tener en cuenta.

Среди них:

  • обучение через диалог с генеративным ИИ;
  • обсуждение с учениками этики использования ИИ;
  • умные учебники;
  • оценивание с использованием расширенной реальности (XR);
  • педагогика бесконфликтности.

Рассмотрим каждый тренд более подробно и укажем, на что следует обращать внимание при его реализации.

1. Обучение через диалог с генеративным ИИ

В образовании новые методы немыслимы без нейросетей. Для поиска информации можно использовать поисковик: вводить запрос и получать ссылки на статьи, где найти ответ. Другой путь — обратиться к ChatGPT. Система выдаёт готовый ответ любым способом: короткий текст, эссе, сказку или даже стихи — по желанию пользователя.

В чат-ботах искусственный интеллект может работать виртуальным ассистентом-репетитором. Такой помощник доступен круглосуточно, отвечает на вопросы и поясняет непонятные моменты, разделяет большие задачи на более мелкие, создаёт инструкции и подсказки.

Например, в сервисе «Обучение с ЛегендамиМожно получить консультацию по видеосвязи у Пушкина, Эйнштейна, Ломоносова, Стива Джобса, Леонардо да Винчи. В Яндекс Учебнике на платформе для подготовки к ЕГЭ по информатике Представлен персональный ИИ-помощник для решения задач.

Нейросеть станет полезным помощником для преподавателей.

Несмотря на достоинства искусственного интеллекта, полученные по запросу результаты необходимо сверять с экспертом. Функция Overviews от Google, запущенная весной 2024 года, использует ИИ для улучшения поиска. Пользователи иногда получали странные советы, например, есть камни для улучшения пищеварения. Но бывают и менее заметные ошибки: ChatGPT, отвечая на вопрос о биографии известного человека, приводит сведения о разных людях. Искусственный интеллект анализирует массу текстов, содержащих противоречивые и ложные данные, поэтому искажает информацию.


  • Применение ИИ в обучении английскому: опыт преподавателя.
  • Как использовать ChatGPT на уроках в школе

2. Обсуждение с учениками этики использования ИИ

Поколения относятся к нейросетям по-разному: старшее — с осторожностью и внимательностью, а младшее — более активно, как в жизни, так и в работе. В мире создают нормативно-правовую базу по использованию ИИ, привлекая молодых людей. Младшие хотят, чтобы нейросети в образовании использовались этично, поэтому их мнение важно учитывать.

С учащимися целесообразно обговорить подобные темы.

  • Как отличить правдивые источники информации от сомнительных?
  • В условиях растущего влияния искусственного интеллекта, развитие критического мышления приобретает особое значение.
  • Как защищать личные данные в эпоху ИИ?
  • Влияние ИИ на творческий процесс: границы между искусством человека и машиной.
  • Как правильно применять искусственный интеллект, и какие нормы следует соблюдать?

Обсуждение этих тем на уроке позволит детям поразмышлять о преимуществах и рисках использования алгоритмов в учебе и творчестве.


  • Технологии и будущее труда: что принесёт искусственный интеллект?
  • Искусственный интеллект в обучении: настоящее и будущее.

3. Умные учебники

Обучение эффективнее, когда дети самостоятельно приходят к информации и идеям, а не просто ее усваивают. В этом помогают электронные книги с интегрированным искусственным интеллектом: они сочетают текст с интерактивными элементами. Ученик может взаимодействовать с учебниками, просить уточнить непонятные моменты и отвечать на вопросы, чтобы глубже понять материал.

Встроенный искусственный интеллект отслеживает поведение читателя: скорость усвоения материала, время на странице. Затем адаптирует материал в режиме реального времени под его потребности. ИИ может предложить составить резюме прочитанного текста или вести диалог для проверки понимания нового. Обучение таким образом становится более персонализированным и интерактивным, повышает мотивацию и улучшает качество восприятия информации.

Это особенно актуально для удаленной учебы. К примеру, ИИ-репетитор по английскому…для тренировки речи и оценки уровня владения языком. генераторе заданий Игра ChikiPooki помогает малышам развить мышление через выполнение заданий.

Приложение для телефона «ЭкспланерИнтеллектуальный помощник упрощает подготовку к ЕГЭ для старшеклассников.


  • Интерактивные технологии в начальной школе. Кейс школы № 627.
  • Тетрисовые фигуры и интерактивное сочинение стихов: как технологии разнообразить подготовку к экзамену.
  • Топ-10 онлaйновых досок для коллаборации в режиме реального времени.

4. Оценивание с использованием расширенной реальности (XR)

Оценка — значимая стадия обучения. Специалисты всё чаще указывают на то, что расширенная реальность позволяет проверять знания и умения более полно и объективно по сравнению с письменными экзаменами.

XR моделирует ситуации и заставляет студента действовать в них, например, пилотировать самолет или проводить операцию. Человек видит результаты своих решений, но никакой вред другим людям или пространству не наносится — всё происходит виртуально. По поведению в условиях, имитирующих реальность, можно оценить реакцию человека на необычные и кризисные ситуации.


  • 5 принципов экологичного оценивания в школе
  • Применение совместной оценки при подготовке к экзамену по литературе.

5. Педагогика бесконфликтности

Для уменьшения агрессии в обществе необходимо сокращать ее проявления и развивать эмпатию уже с детства в образовательных учреждениях. Преподаватели должны замечать ситуации нанесения вреда между учениками и прекращать как физическое, так и эмоциональное насилие.

В исследовании называют развитием эмпатии одним из главных факторов бесконфликтного общения. Прежде всего важно помочь ученикам определить и сформулировать собственные потребности и способы их удовлетворения. Понимание себя поможет им проще относиться к чужим идеям уважительно.

Как ещё педагоги могут способствовать развитию эмпатии у детей?

  • Контролировать и останавливать неправомерное использование своих полномочий.
  • Строить взаимоуважительные и продуктивные связи с коллегами, учениками и их родителями.
  • Применение методов кооперативного обучения делает детей активными участниками учебного процесса, поскольку они учатся, объясняя материал друг другу.
  • Позволять учащимся делиться своим мнением и воспитывать в них уважение к взглядам других.
  • Чтобы уменьшить расстояние между учениками после ссоры, нужно налаживать взаимоотношения, не оставляя в стороне ни пострадавшего, ни того, кто был причиной конфликта.

  • Защита от школьной травли: три упражнения для уроков.
  • Обучение в группах: организация работы учеников
  • Как справляться с конфликтами на работе

6. Борьба с изменениями климата

Изменения климата за последние два столетия связаны с человеческой деятельностью. Их исправление – сложная задача. Необходимо усилить экологические усилия всего общества, а не только отдельных групп. Если одни стремятся к изменению ситуации, а другие продолжают жить привычным образом, продвигаться вперед затруднительно.

Педагоги должны рассказывать молодым людям о причинах и последствиях изменения климата. Это позволит принимать осознанные решения для смягчения негативного воздействия на планету. В разных предметах можно изучать темы, связанные с изменением климата. Например, смотреть документальные фильмы, разбирать научные исследования и примеры бережного отношения к природе. Важно давать детям возможность заботиться об окружающей среде, чтобы воспитать в них ответственность за ее состояние.

  • занятия на свежем воздухе;
  • садоводство;
  • Сортировка отходов и уменьшение объёма отходов.
  • Посещения заповедников и предприятий, использующих возобновляемую энергию.

  • Уроки экологии могут быть неинтересны детям и педагогам. Вот четыре решения этой проблемы.
  • О развитии экологического мировоззрения у детей: что это значит и почему важно его формировать?
  • Экология образования в Российской Федерации: трудности и ответы

Тенденции развития современного образования в РФ

НИУ ВШЭ провела опрос В числе экспертов, преподавателей университетов, учителей, студентов и новаторов — участников « Конкурса инноваций в образованииОпределили актуальные для России тренды из десяти, представленных Открытым университетом.

Тренд в педагогике

Сколько процентов респондентов выбрало

Использование ИИ в мультимодальной педагогике

55% участников конкурса

30% студентов

Иммерсивный подход к обучению

51% участников конкурса

34% студентов

Педагогика бесконфликтности

41% участников конкурса

32% студентов

Обучение через диалог с ИИ

39% участников конкурса

26% студентов

Диалог с обучающимися об этике ИИ

34% участников конкурса

30% студентов

Умные учебники

30% участников конкурса

28% студентов

Оценивание с использованием расширенной реальности

29% участников конкурса

16% студентов

Виртуальное погружение в научные концепции

23% участников конкурса

14% студентов

Воображаемые миры в образовательном процессе

17% участников конкурса

13% студентов

Борьба с изменениями климата

12% участников конкурса

14% студентов

Большинство тенденций связаны с технологиями. На первом месте – нейросети, за ними следуют инструменты для обучения с использованием расширенной реальности, которые менее востребованы, возможно, из-за высокой стоимости.

В сравнении с отчетом предыдущего года Некоторые тренды вернулись, но стали более определёнными. Педагогика отношений преобразовалась в педагогику без конфликтов. В основные тенденции развития образования вошли борьба с изменением климата и обсуждение этики применения ИИ. По результатам опроса, тема экологии в России оказалась наименее распространённой.