
Картинки: Pixabay/Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
1. Перевести ситуацию в игру
Популярная ситуация: ученики заранее готовят сюрприз для учителя в начале занятия. Пример — все прячутся за парты. Нужно соблюдать правила игры, не создавать напряженную атмосферу, и затем, когда дети расслабятся, изменить ситуацию.
В педагогической литературе приводится решение учительницы французского языка. Она не растерялась и обратилась к классу, который был для нее новым. «Ну что же, поиграем, ребята, сейчас проверим, хорошо ли я вас запомнила и как вы понимаете французскую речь».
Преподавательница сама придумала продолжение игры, ходила к каждой парте и называла на французском имена спрятавшихся учеников. При этом она назвала неверно имена тех, кого считали виновниками происшествия.
Ситуация стабилизировалась, урок продолжился, и учительница внезапно спросила: «Кто скажет по-французски, кого я не угадала? Иначе придётся сидеть весь урок под партой». Игра развеселила учеников, улучшив атмосферу. В конце урока педагог попросила обсудить игру заранее для более качественного проведения в следующий раз.
2. Взять «вину» на себя
Когда школьники разбираются в нормах поведения, но игнорируют их, например, разговаривают во время урока.
В этой ситуации удивительно не наказывать ребенка за невнимательность, а выразить ему сочувствие и предложить помощь. «Вижу, тебе сложно запомнить, что нужно поднимать руку, прежде чем говорить. Я, как взрослый человек, тоже часто забываю различные вещи. Но знаю, насколько неудобно бывает так часто допускать оплошности перед друзьями». После этого назначить время для тренировки.
На тренировке, если ребенок поднимет руку, скажите: «Хорошо! Еще 15 минут потренируемся или достаточно?» Ученик ответит «Достаточно». Вы скажете: «Хорошо, до завтра. Да, если завтра ты снова забудешь, это моя вина, я не дал тебе потренироваться».
Приём основан не на обучении, а на демонстрации того, что нарушения не будут проигнорированы. Вместе с тем ожидается взаимное уважение.
3. Усилить нагрузку
Когда ученики начинают вести себя плохо или шумно, учитель английского языка Дмитрий Смирнов из школы № 4 города Малоярославца выдает им дополнительное задание на оценку. Например, написать 20 предложений в Past Simple с неправильными глаголами или 15 предложений с лексикой по разным профессиям. Иногда ученики отказываются выполнить дополнительное задание и потом его делают, либо сразу останавливаются и возвращаются к классной работе. Задания сложные, что даже отличники получают не больше тройки. Выгоднее становится контролировать себя.
4. Грамотно апеллировать к закону
Дети могут подталкивать учителей к вспышке гнева, чтобы записать это на видео и разместить в сети.
Лариса Тюлина, учительница истории из Нижнего Новгорода, предоставила ученикам 8-го класса сведения из УК, ГК и КоАП о запрете несанкционированной съемки, распространении изображений человека (в частности ребенка) в сети, а также оскорблении чести и достоинства (с упором на действия при исполнении служебных обязанностей). После прочтения всех статей ученики подписали документ об ознакомлении. Затем учитель подсчитала сумму штрафов, которую родители заплатят за нарушение этих законов, она составила около миллиона рублей. Учитывая явно завышенную сумму для устрашения, дети удалили видеозапись.
5. Обесценить эффект
Проблемой является использование нецензурной лексики, особенно в средних и старших классах. Учитель русского языка из сельской школы И. В. Морозова обнаружила на доске грубое слово, но вместо того, чтобы наказывать ученика, попросила его разобрать по составу.
В смятении ученик, ожидавший другое, отказался выполнять задание и стёр надпись. В дальнейшем в классе больше не появлялось ругательных записей на доске.
6. Разрешить неразрешаемое
Учитель математики четвертого класса нашел способ решить проблему с постоянным плюем жевательной резинки через трубочки. Не только разрешил это делать, но и создал мишень и движущийся контур, начертил на полу зоны, обозначающие разную степень успешности, и приказал тщательно записывать результаты своих достижений.
В начале упражнение показалось интересным, но со временем его стало скучно выполнять. Учитель все же настоял на продолжении, несмотря на то, что детям это уже не казалось привлекательным. В конце концов, дети совсем отказались от подобного занятия.