Специалисты Московского городского педагогического университета разработали шкалу оценки качества психолого-педагогических условий для развития игр в детском саду.
Инструмент «Поддержка детской игры» уже прошел испытания в тридцати дошкольных группах и поможет педагогам и родителям определить, есть ли во всех условиях детского сада возможность для спонтанной игры – главного занятия детей этого возраста.

Почему решили придумать Шкалу

Развитие игровой деятельности в дошкольных учреждениях нуждается в улучшении. Исследователи Московского городского педагогического университета выделяют ряд причин этого явления.

  • Изменения социального окружения развития детей дошкольного возраста.
  • отсутствие разновозрастных групп;
  • День ребёнка наполнен делами, подобными школьным занятиям.
  • Нехватка времени для личных занятий.

В большинстве случаев педагоги осознают важность игр для развития детей. К сожалению, стихийные игры встречаются в дошкольных учреждениях нечасто.

Ольга Шиян — ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук.

Игру можно назвать сокровищем дошкольного детства. Она развивает ребенка, но может завязываться только при создании необходимых условий. В первую очередь это трансформируемое пространство: из блоков, кубиков и тканей дети могут создать космический корабль, кабинет врача или пещеру дракона. Второй важный элемент — неструктурированные материалы, без которых невозможна спонтанная игра.

Родители часто удивляются большому количеству тканей, платков, шишек и пустых коробок в группе. Казалось бы, вместо такого мусора лучше было бы новые игрушки. Однако с точки зрения развития детей эти материалы самые ценные, ведь не навязывают им тему игры и не ограничивают воображение, а поддерживают и развивают фантазию.

Лев Выготский считал, что во время игры ребёнок руководствуется мыслью, а не вещью. Неструктурированные материалы способствуют развитию игры, поскольку дети применяют их в качестве предметов-заместителей по собственным представлениям.

Анна Якшина — младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Московского государственного педагогического университета, эксперт в области детской игры.

Время также играет важную роль в организации спонтанной игры. В детском саду день обычно расписан по минутам: завтрак, занятия, прогулка, обед, тихий час. У детей нет возможности придумать сюжет, договориться о правилах и создать игровое пространство. Для этого нужно отвести минимум 25 минут свободного времени, желательно — час.

Развитая игра — совместное творчество детей, в котором они создают замысел игры, живут игровыми событиями и обсуждают свою деятельность. Например, предлагают новые действия, договариваются друг с другом, меняют игровое пространство и используют предметы как заменители.

Ребенок — творец и распорядитель игры, через которую проживает в символическом мире важные события и меняет свои чувства.

Анна Якшина – младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Московского государственного педагогического университета, специализируется на детской игре.

Исследования Московского городского педагогического университета выявили группы с различным уровнем поддержки игры. фиксировали минимальный уровень.

Среди факторов, которые влияют на это:

  • нехватка времени на свободную деятельность;
  • неструктурированные материалы;
  • отсутствие фокуса педагога на поддержке детского взаимодействия;
  • низкий уровень игры педагогов.

Нельзя не признавать наличие педагогов, которые высоко ценят детскую игру. Их пока немного, и важно, чтобы они нашли себя в сообществе играющих коллег, ощутили поддержку со стороны единомышленников и администрации детского сада. Именно это учреждение может стать пространством для развития игры. Необходимо, чтобы поддержка игровой деятельности признавалась общей ценностью, а педагоги, старшие воспитатели и методисты сообща прилагали усилия к ее реализации.

Анна Якшина — младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Московского государственного педагогического университета, эксперт в области детской игры.

Механизм функционирования шкалы «Поддержка детской игры».

Чтобы улучшить положение вещей, создали шкалу ПДИ – инструмент, помогающий взрослым оценить степень участия в игре ребенка и наметить путь ее развития.

Шкала оценивает качество психологико-педагогических условий для игры в детском саду и согласуется с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования.

Шкала включает 7 показателей:

  1. Пространство для игры.
  2. Материалы.
  3. Время.
  4. Косвенная поддержка
  5. Непосредственное участие взрослого.
  6. Поддержка детского взаимодействия.
  7. Поддержка разновозрастного взаимодействия.

Четыре разновидности качества разделены на шкале: неудовлетворительное, минимальное, хорошее и отличное.

Педагог, получив результаты экспертизы или проанализировав свою работу самостоятельно, устанавливает актуальную степень поддержки игровой деятельности, определяет достоинства и недостатки собственной практики.

Шкала может быть инструментом для старших воспитателей по планированию методической работы с командой и выстраиванию стратегии поддержки игры на уровне детского сада. Родители могут прочитать текст шкалы, чтобы ориентироваться при выборе играющего детского сада, понять динамику развития игры в детском саду, куда ходит их ребенок, или попробовать создать условия для развития игры дома.

Регулярное самооценивание по шкале позволяет наблюдать за динамикой и вносить коррективы в подход к игре.

Анна Якшина, эксперт в области детских игр.

Как разрабатывали и внедряли Шкалу ПДИ

Анна Якшина утверждает, что шкала «Поддержка детской игры» соответствует международным стандартам. Шкала ПДИ дополняет ECERS. Как и шкалы ECERS, разработанные для комплексной оценки качества образования в дошкольных организациях, с ее помощью можно комплексно анализировать и оценивать качество образовательной среды. Шкала не просто измеряет, а дает ориентир для развития практики, процедуры наблюдения, оценки уровней качества игры.

В пособии приведена страница с примером заполнения профиля для дошкольного образовательного учреждения.

Инструмент создан по модели культурно-исторического подхода к детской игре и её обучению. ПДИ сосредотачивает внимание на условиях, способствующих развитию детской игры.

Ученые МГПУ представили шкалу и результаты исследований на международных конференциях, что всегда вызывало интерес экспертов. Эксперты уверены, что этот инструмент будет востребован во многих странах и внесет вклад в развитие и благополучие детей во всем мире.

В двадцатом и двадцать первом годах шкала проходила испытания в более чем тридцати дошкольных группах Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и Казани. Практические занятия по итогам проведенных экспертиз прошли в детских садах Москвы, Костромы, Ижевска, Нового Уренгоя и Алматы.


Материалы по теме:

  • Совместное изучение: организация работы учащихся по группам.
  • В московской школе преподаватели провели неделю, посвященную иноязычному обучению, применив новую систему.

  • Как сделать занятия физической культурой более увлекательными с использованием модулей?