
Изображения: Unsplash/Pixabay. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Большинство учителей муниципальных школ хоть раз задумывались о переходе в частные учебные заведения. Доктор педагогических наук Александр Могилев объясняет различия между двумя типами школ и их влияние на работу педагогов, а также отношения администрации, родителей и учеников.
-
Меньше бумажной работы
Муниципальные школы страдают от чрезмерной бюрократии. Учителя тратят время на составление планов и отчетов, заполнение таблиц и предоставление информации разным организациям.
Несмотря на заявления министра просвещения Сергея Кравцова о борьбе с бюрократизмом, справиться с потоком документов пока не удаётся.
В частной школе учителю почти не приходится заниматься бумажной работой. За исключением случаев, когда завуч попросит заполнить календарно-тематический план и отчет об успеваемости — но только если методист их не составит. Ему же тоже нужно чем-то заниматься.
-
Зарплаты выше (но незначительно)
Размер заработной платы в муниципальных школах определяется местными властями. В Москве, имея большие финансовые ресурсы, мэр осознаёт важность образования для отношения избирателей и устанавливает зарплаты учителей значительно выше, чем в других регионах.
В результате этого Москва забирает педагогов у регионов.
Размер заработной платы в частных школах определяется администрацией каждой школы. Не стоит ожидать, что жалованье будет существенно больше, чем в государственных образовательных учреждениях: для найма и удержания квалифицированных специалистов достаточно предложить зарплату выше средней по региону.
В частной школе педагог ощущает прямую связь между качеством работы и уровнем материального благополучия. Муниципальный учитель же получает фиксированную часть зарплаты независимо от результативности труда. В частной школе педагога могут перевести на полставки или уволить, если его работа не устраивает родителей.
-
Проще выстроить отношения с родителями
В общеобразовательных учреждениях, финансируемых государством, заказчиком услуг является государство, а в частных — родители учеников. Это формирует круг лиц, которым учитель несет ответственность за качество своей работы.
В частной школе педагогу нужно добиваться результата, который бы устроил родителей. В какой-то момент родители могут спросить ребенка, сколько будет семь плюс восемь, и учителю достанется неприятность, если ответ не понравится.
Проблема неуважения родителей к учителю наблюдается как в частных, так и в муниципальных школах. В частных школах существует возможность выйти из этой замкнутой цепи, если администрация займёт позицию медиатора между учителями и родителями.
-
Более тесный контакт с коллегами
В ряде школ молодым учителям противостоит негативный прием со стороны старшего поколения коллег. Опытные педагоги нередко вместо помощи уделяют внимание демонстрации своего опыта и авторитета. Система оплаты труда в муниципальных школах, где каждый сам за себя, также способствует такому подходу.
В частных школах учителей меньше, каждый преподаватель заметен и ценен. Такая ситуация способствует развитию взаимопомощи и совместной работы. Коллектив здесь более дружный и сплоченный, а начинающему специалисту всегда оказывают поддержку опытные коллеги. В свою очередь, ему самому необходимо активно участвовать в жизни коллектива.
-
Ученики благополучнее (но тоже сложные)
Многие родители, направляющие детей в общеобразовательные учреждения, не уделяют обучению большого внимания.
Я сам смог научиться, не пострадал — значит, ребёнок тоже сможет.
В среде муниципальных школ атмосфера часто становится токсичной как для учеников, так и для учителей. Школьники могут грубо относиться к педагогам, оскорблять их, мешать проведению уроков. В таких условиях легко озлобиться и выгореть уже в первый год работы.
Дети в частных школах обучаются семьями, которые уделяют большое значение качеству образования и воспитания. Некоторые ученики нуждаются в особом подходе, часто наблюдаются признаки РАС или СДВГ. В классе обычно от 10 до 20 детей. Родители готовы следовать рекомендациям педагогов и адаптировать домашнюю обстановку под потребности ребенка.
-
Выше личная ответственность учителя
В муниципальной школе учителя не несут прямую ответственность за итоги, но от них всё время ожидают следования установленному процессу.
Преподаватель, скованный бумажной работой, не уделяет внимания творчеству, повторяя одни и те же уроки и постоянно отчеты предоставляя администрации школы и проверяющим.
В частных школах преподаватель может налаживать связь с учениками, стимулировать их стремление к знаниям, разрабатывать оригинальные методики обучения. Это увлекательная, но трудоемкая деятельность: она предполагает самостоятельность и креативность, непринужденный подход к работе и высокую степень ответственности.
Вместо заключения
Преподаватели образовательных учреждений различного типа не всегда схожи в том смысле, который каждый из вкладывает в свою деятельность.
«Не видишь? Тяжелый груз перевожу», — пробормотал первый рабочий.
Второй сказал, что трудится ради пропитания семьи.
Третий гордо произнёс: «Я воздвигаю собор!».
Эта притча наглядно показывает разницу в деятельности педагогов муниципальных и частных учебных заведений.