
Дети приспосабливаются в определённых условиях. Главные участники этого театрального представления, где ребёнок примеряет всё новые и новые роли, — семья, школа и друзья. Школа – второе по важности условие успешной социальной адаптации. Задумываемся ли мы об этом?
Центр наставничества МЕНТОРИ при Министерстве образования и науки. Проект Рыбакова Фонда задумался над этим. Ведь подросток получает образование на основе государственных стандартов, но свое понимание мира берет не из протоколов, а из общения: с учителем и одноклассниками. Полученные знания становятся ориентирами в социальной действительности, помогают решать задачи в повседневности и формируют специфический социальный интеллект.
Образованный подросток способен приспособиться в трудных ситуациях не потому, что знает о последствиях действий, подобных запихиванию гвоздей в розетку, а благодаря умению демонстрировать поведение, соответствующее жизненным требованиям.
Школа – место формирования личности. Как педагоги, мы ее формируем и воспитываем. Это важное и серьезное дело.
Образование даёт подростку возможность развиться.
• школа способствует развитию духовных сил;
• учит ориентироваться в жизненном пространстве;
• помогает реализовать творческий потенциал;
• готовит к жизни во взрослом мире;
• создает предпосылки для самообразования;
Поддерживает стремление к обучению на протяжении всей жизни.
В теории все прекрасно. Противники этой школы возражают против некоторых моментов, указывая на потенциальное ограничение развития ребенка.
Без обучения в школе подросток с трудом проявит себя полностью, поскольку там учатся общению и решают не только математические задачи, но и социальные проблемы. Поэтому важно ставить перед подростками вопросы в 7-11 классах: что можно сделать для улучшения мира? Как помочь социально незащищенным слоям населения? Можно ли вылечить рак? Школа на каждом этапе ставит перед подростом новые проблемы, решением которых он загорается или хотя бы задумывается над ними. Получается, учитель – настоящий наставник, если уделяет смысловой стороне вопроса столько же времени, сколько фактам и цифрам.
Содержание обучения и социальная зрелость
Важно рассмотреть факторы, влияющие на социальную адаптацию подростков. Во-первых, это содержание обучения. К чему именно приучаем? Как политические деятели участвовали в событиях 1917 года, или можно было избежать революции? Каково значение постоянной Авогадро, и почему горит лампочка?
Вспомню пример из жизни. На первом курсе исторического факультета, на паре по психологии, преподавательница рассказывала о массовых психозах и законах (скорее их отсутствии), которые определяют поведение толпы. Вскользь она упомянула нашей группе, что мираж в пустыне – это пример массовых галлюцинаций.
Останьтесь, — протягиваю я руку, — но как же плотность, как же температура слоёв воздуха, как же преломление света?
Сейчас сложилась необычная ситуация, демонстрирующая трудности современной системы образования. В начале XX века активно обсуждался вопрос о школе для школы и о школе для жизни. Необходимо ли связывать школу с жизнью, а знания делать полезными? Конечно, необходимо. Но не в ущерб «общемировому запасу знаний».
В старших классах подросток сталкивается с разными мнениями, решает стандартные и необычные задачи. В жизни заранее не всегда понятно правило задачи, а неизвестных параметров гораздо больше. Поэтому учащийся должен быть к этому готовым. Такая готовность — это социальная зрелость.
Содержание образования всегда соответствовало общественным нормам и влияло на поведение людей в обществе. Переход от обучения в монастырях к проактивным университетам показывает эволюцию нашей цивилизации так же хорошо, как и любые экономические индикаторы.
Я Ленский! Друг мой, Онегин, возьми портфель, иди во двор.
Учитель не просто передает знания, а провоцирует формирование социальных ролей, установок и стереотипов. Подросток в старших классах определяет для себя позицию и старается ей следовать. Будет ли он тихой Татьяной Лариной, печальным Демоном, томной Маргаритой или дерзким Чацким? Дети выбирают образы, которые им нравятся, и пытаются ими подражать.
В процессе социализации ученик приобретает социальные знания и понимает социальные роли, что достигается исключительно посредством общения между учеником и его окружением на основе взаимосвязи субъект-субъект.
Обучение – совместный труд педагога и ученика, подобно наставничеству. Ученик влияет на учителя, равно как и он на него.
Многолетние педагоги подтвердят это утверждение. Таким образом, обучение – взаимосвязанная система, где подросток усваивает знания, а учитель контролирует и стимулирует этот процесс.
В обучении формируются
• характер;
• свойства личности;
• привычки;
• усваиваются социальные роли;
• гендерные и социальные стереотипы;
• находятся примеры для подражания.
Эмоциональная связь учителя и ученика
Преподаватель и ученик делятся не только знаниями, но и эмоционально-ценностными суждениями. Мнение учителя о историческом лице формирует мнение ребенка. Информация от педагога заряжена эмоциями и перерабатывается школьником. Развитие социальной зрелости подростка в школе возможно лишь при условии, что полученная информация оценивается и усваивается самим ребенком, когда ребенок выступает оппонентом педагога, а не пассивным «приемником» данных.
Развитие личности школьника
Чтобы обучение не ограничивалось одиннадцати классами и уроками с сухой теорией, превратившись в социально значимый процесс, необходимо понимать, какие изменения происходят в развитии личности ребёнка и подростка.
Л.С. Выготский
Учитель оказывает влияние на социальную адаптацию подростка наряду с родителями и друзьями. Влияние может быть прямым или опосредованным: через личную жизненную позицию, слова сказанные после уроков или книги, которые советует ученику, а также отношение к своему предмету.
Преподаватель, хотя получаемые им средства невелики, а положение в обществе не высокое, может утверждать: «Я несу ответственность за зарождение социальной жизни человека».