
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Учителя казанского лицея № 131 Альберт Зеличенок, постоянный автор Педсовета, рассуждает о недостатке развития свободы и независимости мысли в школах, о её опасности и предлагаемых путях решения.
Что не так с воспитанием критического мышления
Российская средняя школа по идее готовит всесторонне развитых людей, способных самостоятельной жизнью заниматься.
Наша школа обеспечивает предметную и метапредметную подготовку учеников. В учебных заведениях различного уровня обучают прилежанию и послушанию, некоторым навыкам работы с текстом и распределения времени. Удовлетворительно развиваются навыки анализа и синтеза, а также внимание, память и речь. Школьники загружены огромным объёмом информации: формулами, датами, литературными текстами, географическими названиями, классификациями и т. д. Это считается главной задачей школы. Тем не менее подавляющее большинство выпускников забывают всё это через 5-10 лет после окончания.
Наша система образования пренебрегает рядом свойств, актуальных для человека XXI века, и, по моему мнению, одним из главных является критический склад ума.
Средняя (и высшая) школа привыкла ориентироваться на прошлое, копируя образцы предшествующих эпох и не желая осваивать новые методы обучения. Несмотря на декларируемые в СМИ образы современного образования, преподаватели, по сути, относятся к ученикам как к объектам, а не активным участникам образовательного процесса. Такой подход кажется им более комфортным. Мы называем это «ставкой на результат» с иезуитской гордостью. Вследствие этого все реформы среднего образования замирают на уровне практических исполнителей, сводясь лишь к обещаниям и бумажной документации.
По этой же причине многие коллеги считают, что развитие критического мышления у детей — не приоритет. Некоторым оно даже кажется вредным. С спорщиками и скептиками труднее работать.
Многие учителя опасаются лишить детей веры в безгрешность преподавателей (взрослых и старших). Распад этого мифа важен для возможности воспитать у учеников способность к критическому мышлению.
Без критического мышления отсутствует аналитическое, а без обоих молодых люди легко становятся частью толпы, потенциальными «клиентами» политических и других авантюристов, жертвами пропаганды. Человек, не умеющий мыслить самостоятельно, всегда будет ведомым и последует за любым предводителем в подходящий момент.
Как воспитывать критическое мышление в школе
Многие школьные предметы не способны научить детей критически мыслить. Пение, рисование, ОБЖ, физкультура, информатика с этой задачей справляются плохо, а в биологии, химии, физике возможностей для развития критического мышления недостаточно.
Исторические и литературные уроки могут частично способствовать развитию критичности, если педагог глубоко погружается в материал, рассматривает сложные проблемы, ценит рефлексию и сомнения учащихся. Однако опыт показывает, что такие учителя встречаются редко.
Такое «неравенство» наук объясняется тем, что критичность мышления нуждается в строгом доказательстве позиции. Скептик задает вопрос — докладчик приводит обоснование. В большинстве школьных дисциплин аргументация на основе логических рассуждений либо принципиально невозможна, либо допустима лишь изредка.
Все дисциплины требуют доказательности в полной мере, кроме математики. Тем выше ответственность представителей нашей науки. Тем менее допустимо игнорировать тонкости и сложности, отказываться от объяснений «тёмных» мест, пропускать длинные и непростые доказательства ради «экономии учебного времени» и «лучшей подготовки к ВПР/ОГЭ/ЕГЭ».
Эти объяснения – самообман, скрывающий желание упростить жизнь (под видом заботы о школьниках). Так поступая, показываем детям живой пример того, что сложные утверждения можно принимать на веру. Особенно, если их высказали авторитетные люди. Тем самым наносим делу воспитания очевидный вред, который увеличивается при частых упущениях педагогических обязанностей.
Математик, в отличие от инженера, применяющего также разнообразные формулы, постоянно стремится доказать оправданность использования теорем и методов.
В школьных учебниках по математике допущены многочисленные погрешности. В связи с этим, для развития критического мышления их применение весьма подходит — практически идеальное средство для него.
Необходимо формировать у детей аналитическое и критическое мышление для того чтобы суверенные личности могли принимать самостоятельные решения, осознанно выбирать жизненный путь и реализовывать желания, склонности и таланты, что в конечном итоге ведет к счастью человека.
Главное, ради чего трудимся, — счастье юных сердец.