
Картинки: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
В последнее время школьная травля приобрела статус одной из главных тем в сфере образования. Однако за активной общественной дискуссией часто упускается из виду точка зрения самих учеников. Спортивно-воспитательный проект « ГЕРОИПровел беседу о травле с учениками и выяснил, как дети понимают это явление и как поступают, когда сталкиваются с ним сами.
Почему возникает травля
Согласно опросу 80 детей в возрасте от 10 до 17 лет, абсолютное большинство (95 процентов) сталкивались с травлей в школе как жертвами или свидетелями. Никто из участников не указал, что травля связана с виной самой жертвы.
Чаще всего причиной травли, по словам детей, являются …
В школе преобладает агрессия.
Александра, 6 класс:
Кто-то был обижен однажды, вырос и окреп. Теперь у него возможность обидеть других, ему это кажется правильным.
В школе существуют различия в уровне подготовки учеников, с которыми детям сложно справляться.
Марат, 11 класс:
Преследование случается из-за того, что дети не умеют взаимодействовать с такими же, но отличающимися от них ребятами. Даже выражение «не такой, как все» используется. Это может быть чем угодно: длинные волосы у мальчика или короткие — у девочки, телосложение, знания, манера речи. Всё допустимо!
● обидчикам нужно внимание;
Иван, 6 класс:
Отсутствие любви, поддержки и помощи дома может привести к возникновению агрессии у человека.
● никто не помогает жертвам травли.
Что делать при виде травли?
Большинство детей считают, что бездействие при травле неверно. В то же время страх стать новой жертвой останавливает многих. Большинство ограничиваются моральной помощью, а лишь немногие, особенно активные дети, готовы открыто противостоять обидчикам.
Альбина, 7 класс:
Если оскорбляют моих друзей, меня очень это бесит. Но что я могу сделать? Могу подойти к человеку, попытаться его успокоить и поддержать.
Иван, 6 класс:
Однажды, когда я шел с другом по улице, при мне избили мальчика. Мой приятель не умел драться, а вот я занимался айкидо. Я подошел, спросил, что случилось. Меня послали прочь, и тогда я ударил парня, организовавшего эту разборку.
Ольга, 7 класс:
Не могу наблюдать за издевательствами в моём присутствии. Обязательно вмешаюсь, даже если это приведёт к драке. Родители кричат, утверждая, что это не моё дело и девочкам нельзя драться, всё можно разрешить мирным путём. Кажется сомнительным, что это возможно. Когда меня обижают, мне никто не приходит на помощь.
Стоит ли жаловаться взрослым?
Неуверенность детей в поддержке взрослых – главный мотив рассказов о травле. Большинство учащихся считают, что педагоги и родители или не понимают серьезности ситуации, или не умеют с ней справиться.
Альбина, 12 лет:
Взрослым можно обращаться за помощью, но объяснить ситуацию им бывает трудно. При попытке разъяснения взрослые часто мыслит шаблонно. Если кого-то трогают, то считают, что виноват тот, кто подвергся насилию. Не пытаются разобраться в сути конфликта, не узнают, как проходит противостояние между обидчиком и жертвой.
Лев, 6 класс:
Друг мой уже год подвергается преследованиям. Это не только оскорбления: его бьют. Мы с ним обращались к директору, нам обещали исключить обидчиков, но ничего не происходит. Полагаю, причина в том, что школе нужны деньги — так она и не потеряет учеников. Никого не выгонят.
Кстати, интересно, что при сетевой травле дети чувствуют себя менее беспомощно. Как правило, им лучше понятно, что можно сделать: заблокировать обидчика, пожаловаться на агрессивный комментарий или самого комментатора администрации социальной сети/приложения и так далее.
Как остановить травлю
Более 65 процентов учеников не смогли дать ответ на этот вопрос. Наиболее распространенный выбор — игнорирование обидчиков. Впрочем, школьники сами отмечают, что это решение не всегда эффективное.
Лев, 6 класс:
В прошлой школе я справлялся с преследованиями, игнорируя обидчиков. Но подобный подход не всегда эффективен. В случае неудачи остаётся единственный вариант – отпор, а лучше сильный.
Другой популярный способ разрешить проблему — перейти в другую школу. Проблема в том, что обидчики из прежней школы, скорее всего, быстро найдут новую цель.
Взрослые предлагают решения, которые детям совсем не нравятся.
Никита, 7 класс:
Нам говорят пойти и сказать учителю или родителям. А если ничего не сделают? У меня были знакомые, которых весь начальный класс мучили. Вроде даже поговорили с теми, кто мучил, но те просто перестали драться и стали оскорблять. Это же тоже травля?
Елена Журавлева, соучредительница проекта ГЕРОИ.
В сообществе учеников, родителей и педагогов наблюдалось недоверие, но мы не ожидали такой его степени. Помощные программы для детей существуют, однако, по моему мнению, ученики в них обращаться не станут из-за отсутствия доверия к взрослым, которые либо не верят их рассказам, либо не воспринимают их переживания всерьез, либо сами решают все за них.
Треть опрошенных детей (37 процентов) предложили решить проблему с помощью разговора с обидчиком со стороны сверстников.
Елена Журавлева, участница запуска проекта ГЕРОИ:.
Порой даже взрослые не могут подобрать слова, кроме банального «ты держись». Ребенок хочет поддержать друга, но не знает как. А агрессору нужно что-то сказать, без слов оскорблений. Важно научиться переносить чувства и эмоции на язык здорового общения.