
Александр Могилев из издательства «Педсовет» рассуждает о негативном влиянии репетиторства на образование и предлагает способы помочь школьникам максимально эффективно учиться в школе.
В сфере образования понятия «репетитор» и «репетиторство» приобрели особую актуальность. Начались ЕГЭ, ОГЭ, дети сдают экзамены, решающие их будущее. После результатов становится известно, смогут ли поступить на бюджет в тот или иной вуз. Решающую роль во многом играют репетиторы.
В чём нужда современных учеников-школьников в репетиторах?
В российском образовании сложились сложные отношения между школой и так называемой ГИА. ЕГЭ не является итоговой аттестацией, поскольку в большей степени ориентирован на отбор в высшие учебные заведения. Сейчас эта проверка фактически превратилась в единый приемный экзамен. Вследствие этого ЕГЭ перекрывает школьную программу по многим предметам как по содержанию обучения, так и по сложности заданий.
Внедрение в школу нового экзамена ОГЭ ведет к превращению простого выпускного теста в полноценный аналог ЕГЭ для 11 класса. Теперь этот экзамен может стать серьезным препятствием для школьников, желающих поступить в 10—11 классы. ОГЭ основан на завышенных требованиях к возможностям детей и попытках «обхитрить» их, запутывая и вынуждая давать неправильные ответы.
Можно только догадываться о причинах такого явления. Может ли быть причиной этого «закон жанра», то есть ФИПИ, задачей которого является формирование заданий ОГЭ и ЕГЭ, впадает в «эксцесс исполнителя» и проявляет излишнее рвение, «прессуя» школьников. Или же это государственная политика в области образования с желанием направить школьников после 9 класса в техникумы и колледжи, чтобы специалиста рабочих профессий становилось больше? Ответ у меня отсутствует.
Высокая сложность экзаменов ОГЭ и ЕГЭ породила огромный рынок подпольных образовательных услуг, ведь подавляющее число родителей нанимают репетиторов для своих детей за год до ЕГЭ и за полгода до ОГЭ.
Некоторые учащиеся занимаются с преподавателями по сложным дисциплинам вне государственного учебного заведения. Школа превратилась в организацию, которая в основном оценивает детей, а не учит их. За обучение отвечать теперь семье. Из этого вытекает массовое распространение репетиторства.
Что репетиторство дает учителям
Репетиторство стало выходом и для педагогов. Зарплата у многих из них, особенно молодых, остается низкой. Но не все покидают профессию. Многие адаптируются к новым условиям. Например, основным доходом занимаются репетиторством, а школьное преподавание — способом поиска клиентов. Считаю, что российская школа массово превратилась в платформу для репетиторства.
Хорошо ли это или плохо? Для преподавателя, не получавшего бы дохода от репетиторства, безусловно, хорошо. Если действительно произойдет отмена ЕГЭ, первыми протестующими станут именно учителя. До этого им не нравилось введение ЕГЭ, а сейчас они нашли дополнительный заработок внутри его системы, который не захотят потерять.
Отказ от ЕГЭ должен подразумевать серьёзную поддержку преподавателей и школ, а также внедрение в образовательный процесс новых педагогических методик.
Что репетиторство дает школьникам
Полезно ли масштабное репетиторство для учеников? Здесь всё неоднозначно. С одной стороны, репетиторы помогают оперативно и эффективно устранить пробелы в знаниях.
Репетиторские услуги замещают сознательное отношение к знаниям и обучению. Долгосрочный процесс интеллектуального и личностного роста, который происходит во время учебы, заменяют краткосрочным репетиторским подготовительным занятиям по вопросам и заданиям тестов.
Репетитор не развивает школьника, а ограничивает его интеллектуальный потенциал. Вместо того чтобы заставлять выходить из зоны комфорта и думать, заменяет это экзаменационными «лайфхаками». те в свою очередь не будут отличаться прочностью или применимостью в каких-то других условиях, кроме экзаменационных.
Внешне ученик подготовился к экзамену благодаря репетиторству и сдаёт его успешно. Однако требования к содержанию и качеству образования не выполнены. Получается иллюзия обучения: выпускник свободного посещает уроки в школе и уходит к репетитору, а сам экзамен становится формальностью. Эффективность как школьных занятий, так и репетиторства равна нулю.
Услуги репетитора могут нанести вред школьникам в будущем.
Почему репетиторство — путь в никуда
Школьная система считает репетиторство вредным. Репетиторство подталкивает школу отказываться от ответственности за результаты работы, ведет к обману вузовской системы. В вузы поступают абитуриенты без глубоких и системных знаний, навыков интеллектуального труда, самообучения и саморазвития, интереса к выбранной профессии.
Текущая система госэкзаменов и популярность репетиторств — бесперспективное направление. В этом замкнутом круге оказались и российское образование, и множество учеников с родителями.
Заместо серьезной подготовки к экзаменам — изучения учебников, размышлений над задачами — ученики предпочитают упрощенный путь: репетиторов по конкретным предметам. Это позволит успешно сдать экзамены, но не обеспечит успеха в вузе и дальнейшей трудовой деятельности.
Такой подход больше всего тормозит развитие школьников, которые пользуются услугами репетиторов. Необходимо прекратить репетиторство и итоговую аттестацию в такой вредной форме. Это приведёт к осознанному отказу от репетиторов в семьях, где развитие потенциала детей и подростков лежит в основе образования.