Фото: img.freepik.com

Фотографии: Pixabay. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

В профессиональной психологической литературе нет термина «синдром отличника». Ребенка, получающего из школы одни «пятерки», обычно никто не критикует. Но что произойдет, если завышенные ожидания родителей и учителей перерастут в навязчивое желание стать совершенным? Рассказываем, когда хорошие оценки могут быть тревожным звоночком, и что делать в этой ситуации.

Что такое «синдром отличника»

«Синдромом отличника» называют нездоровую привязанность к чужим суждениям, одержимость достижениями и одобрением в любой своей деятельности.

Спортсмен жаждет победы в соревнованиях, выпускник – успешной карьеры, а бизнесмен – развития предприятия. В чем тогда разница между желанием качественно выполнять свою деятельность и проявлением синдрома?

Когда привычные мысли и действия вызывают дискомфорт, возникает проблема. Человек с «синдромом отличника» не умеет радоваться процессу. И тем более не может простить себе неудачи. Всё его интересует — очередная «пятерка» в воображаемый дневник.

Психологи считаютЕсли считать, что «синдром отличника» — проявление социально ориентированного перфекционизма, то есть стремления соответствовать общепринятым идеалам, постоянный стресс перерастает в тревожность и депрессию. Избавиться от такого состояния без помощи специалиста очень сложно.

По большей части «синдром отличника» складывается в детские годы из-за обычных причин.

  • чрезмерные требования родителей;
  • Недостаточное количество похвал, внимания и заботы от родных.
  • Усилия давления со стороны взрослых и ровесников на психику.
  • Штрафы, включая физические, за низкие отметки.

Проблемы проявляются специфическими признаками на начальной фазе.

На физиологическом уровне:

  • учащенное сердцебиение;
  • дрожь.

На психологическом уровне:

  • Ребенок хочет сделать каждую малость совершенной, невзирая на отсутствие таковой потребности.
  • Трудно сконцентрироваться из-за чрезмерной тревожности.
  • Чрезмерно переживает успехи окружающих, считая их собственными неудачами.
  • Даже добившись успеха, остается неудовлетворенным.

Последствия «синдрома отличника»

  • Желание добиться высокого результата любой ценой, даже используя нечестные методы.

Человек с «синдромом отличника» ценит не качество работы, а похвалу. Учащиеся используют шпаргалки и списывания для получения высоких оценок. Сотрудники компании крадут чужие идеи, чтобы понравиться начальнику.

  • Развитие различных зависимостей и проблемы со здоровьем.

Ева, 33 года:

С детства мама ясно давала понять, что нужно учиться только на «отлично». Я считала, что так заслуживаю её любовь. Старалась быть отличницей в школе и университете, доводить всё до совершенства. Появилось чувство, будто за мной всё время наблюдают — как будто у меня есть внутренний надзиратель. В какой-то момент сломалась и начала употреблять наркотики, много пить, чтобы иногда избавиться от этого «вездесущего ока». Но даже это не помогало снять постоянное напряжение.

Как победить «синдром отличника»

Необходимо предотвращать, а не побеждать. Вот задача родителей. Необходимо следовать двум простым правилам.

  1. Проявлять любовь к ребёнку и дарить ему ощущение её.

Лучшее лекарство от синдрома отличника — безусловная любовь и ласка родителей. Для детей важно знать, что мама и папа ценят их такими, какие они есть. Даже если фотографию ребенка не разместят на доске почета, это не уменьшает его ценность в глазах близких.

Плохо выполненная контрольная работа и замечание в дневнике не должны стать поводом для осуждения ребёнка. Лучше задаться вопросом: стоит ли ради высоких оценок жертвовать душевным благополучием? Необходимо обнять ребенка и объяснить, что ошибки совершает каждый — это нормально.

  1. Не навязывайте детям свои стремления.

Порой родители стремятся реализовать собственные нереализованные мечты через детей. Такой родитель, кто мечтал стать врачом, но стал юристом, может оказывать давление на ребёнка, чтобы тот поступил в медицинский институт и хорошо изучал химии и биологию. Однако важно уважать планы ребенка, которые могут отличаться от желаний родителей.

Успех зависит также от усилий тех, кого называют «отличниками». Борьба с опасным синдромом проходит по нескольким этапам.

  1. Понять, что трудное поведение возникает из-за желания угодить другим, но страх — это решение, а не неизбежное обстоятельство.
  2. Признавать свою ограниченность и промахи, как естественную сторону существования.
  3. Развить умение понимать, ограждать и реализовывать собственные стремления и нужды.
  4. Общаться о своих эмоциях и впечатлениях с родными, не направляя претензий к кому-либо.
  5. Избегайте общения с теми, чьи слова подчёркивают ваши недостатки.
  6. Отмечайте свои достижения, даже небольшие, наградами для себя.

В сложных ситуациях целесообразно обратиться к специалистам по психотерапии.