Фото: img.freepik.com

Изображения: Depositphotos / Рисунки: Юлия Замжицкая

Часто даже профессионалам кажется, будто все достигнутое в карьере — результат случайности, а не их труда. Возникает ощущение, что окружающие скоро раскроют их ложь. Желание уволиться всё сильнее посещает их мысли. Всё это признаки синдрома самозванца.

Что представляет собой синдром самозванца и какие риски он несет?

Синдром самозванца — это психологический термин, который описывает состояние человека, которому сложно признать свои успехи как личный результат. Люди с этим синдромом испытывают хроническую неуверенность и чувство «интеллектуального мошенничества», которое перекрывает любые достижения и внешние свидетельства их компетентности. Можно рассматривать этот синдром как нарциссическую травму — модель мышления и поведения, где непременно нужно совершать что-то выдающееся, чтобы быть замеченным.

Синдром самозванца не входит в Международную классификацию болезней и не признаётся психологическим расстройством. исследованию Международный журнал поведенческих наук сообщает, что примерно 70 процентов людей имели опыт столкновений с проявлениями этого синдрома.

Синдром самозванца часто формируется в детстве из-за недостаточного или чрезмерного похвалы.

Формирование синдрома самозванца происходит в детстве, но проявления могут отсутствовать на протяжении многих лет. Взрослый возраст может стать временем неожиданного появления симптомов, например, после сильного стресса. Проявляться может не только в работе, но и в увлечениях, спорте, личных отношениях.

У педагогов синдром самозванца встречается часто и мешает развитию в профессии, улучшению условий труда, смене работы и ведению собственной практики. Возраст и стаж не играют роли.
Многие считают, что чаще всего этот синдром возникает у молодых специалистов, но на самом деле им обычно просто свойственно чувство неуверенности, которое со временем проходит. Синдром самозванца же может усиливаться с годами, ведь чем глубже мы погружаемся в тему, тем лучше понимаем слова Сократа «я знаю, что ничего не знаю». В таких условиях добиться выдающихся результатов – задача сложная.

Признаки «синдрома самозванца»

Синдром самозванца возникает исключительно при достижении успеха. С ним чаще всего встречаются люди, стремящиеся к совершенству и добившиеся высоких результатов.

Педагог занял первое место в городском конкурсе. Много работал над программой, изучал литературу, применял программу в классе. Победа и поздравления коллег заслужены, но синдром самозванца мешает наслаждаться успехом и отравляет жизнь.

Психолог Паулина Клэнс в 1985 году выделила шесть главных признаков синдрома самозванца.

  1. Цикл «самозванца». Триггером для этого становится значимая задача, которая вызывает тревогу. Некоторым специалисты усиленно готовятся к выступлению, другие же откладывают подготовку до последнего момента, а потом прилагают максимум усилий. В первом случае человек связывает успех с избыточной подготовкой, во втором — счастливым стечением обстоятельств, но не со своей компетенцией.
    В итоге стресс перед важным событием у человека ассоциируется с успехом.
  2. Перфекционизм и высокие требования к себеЭтот синдром часто встречается у людей, которые были успешными учениками в школе. Им сложно воспринимать полутона: они оценивают себя как «самых лучших» или как «полных неудачников». Недостижение цели, даже по объективным причинам, приводит к разочарованию и усилению чувства самообмана.
  3. «Синдром супергероя»Вера в лёгкое и беспроблемное достижение всех целей сразу.
  4. Страх ошибки. У специалистов с синдромом самозванца мотивация строится на избегании неудач больше, чем на стремлении к успеху.
  5. Неспособность принимать признательность, оспаривание собственных достижений. Ощущение, что похвала не заслужена.
  6. Страх успеха. Успех вызывает чувство вины и страха, ощущение, что это не заслуга личных усилий и компетентности, а лишь стечение обстоятельств. Из-за страха утраты удачи люди с синдромом самозванца избегают ставить новые цели и брать на себя больше ответственности.

Если у человека наблюдаются две и более из перечисленных характеристик, считается, что у него синдром самозванца. Для точной диагностики рекомендуется пройти тест Паулины Клэнс.

Как бороться с синдромом самозванца

Обращение к специалисту — оптимальный вариант. Психолог поможет выявить и изменить деструктивные модели мышления, самовосприятия и поведения, научит правильно оценивать себя, фокусироваться на достижениях и реальных возможностях. Тем, кто готов работать с «самозванцем» самостоятельно, советуют отслеживать негативные мыслительные шаблоны, оспаривать их обоснованность и поддерживать себя.

Что еще можно делать самому:

  • Определить убеждение, которое исповедует внутренний «самозванец». Молодой преподаватель может подумать: «Мне слишком мало лет, чтобы старшеклассники меня уважали». Возраст в данном случае рассматривается как недостаток. А что, если попробовать превратить его в достоинство? Например, сформулировав убеждение: «Благодаря своему возрасту, я могу общаться со школьниками на одном языке и этим заслужить их уважение».
  • Составить список своих достоинств. Необходимо систематизировать и описать всё, что способствует успешной преподавательской работе: личностные качества, профессиональные навыки, квалификационные документы, рекомендации от родителей и руководства, достижения учеников и прочее.
  • Делить большие цели на мелкие шаги. Небольшая задача не вызовет внутреннего дискомфорта и не потребует большой ответственности – того, что так пугает людей с синдромом самозванца. Это позволит избежать прокрастинации и двигаться к цели спокойнее и гармоничнее.
  • Вести «дневник успехов». Заслуживает внимания отметить даже малые успехи.
    Фиксация каждого шага, каждого небольшого достижения позволяет увидеть формирование пути к великой цели.
  • Заручиться поддержкой. Может быть семейное окружение, группа коллег или опытный руководитель.
  • Измени отношение к ошибкам, допускай их. Люди с синдромом самозванца боятся потерпеть неудачу, показаться глупыми, непрофессиональными или смешными в глазах других. Уменьшить страх можно, если относиться к неудачам иначе – например, как к возможности чему-то научиться.

Материалы по теме:

  • Пять психологических подвохов для педагога: как избежать их влияния?
  • Учителя, дышите полной грудью!