
Содержание:
- Что такое синквейн и как его составить: примеры
- Синквейн в практике логопеда.
- Как использовать синквейн в работе логопеду
Существуют различные методы, помогающие детям улучшить речь. Одна из техник — синквейн. Эта техника способствует осмысленности высказываний и развитию фантазии. В статье рассмотрим, как работает синквейн и как его применять логопеды.
Что такое синквейн и как его составить: примеры
Появившись в поэзии в начале XX века, синквейн — нерифмованное пятистрочное стихотворение (от слова «пять»). Его создала поэтесса Аделаида Крэпси. Стремясь передать кратко мимолетные впечатления и философские размышления, как это делают хокку и танка.
Не всякое пятистрочное стихотворение является синквейном. У синквейна есть особая структура.
Номер строки |
Содержание |
Пример |
1 |
Одно существительное. Тема синквейна |
Весна |
2 |
Два прилагательных. Раскрывают тему |
Теплая, долгожданная |
3 |
Три части речи, обозначающие действие предмета. |
Тает, цветет, пробуждает |
4 |
Четыре слова, размышления о теме, авторское видение. |
Птицы возвращаются с юга домой |
5 |
Слово. Вдохновение. |
Обновление |
Проблематика синхвеев разнообразна.
- Ценности
Дружба
Крепкая, надежная.
Поддерживает, согревает, помогает.
Объединяет людей и проверяется с годами.
Верность.
- Чувства
Любовь
Настоящая, искренняя.
Оберегает, вдохновляет, греет.
Она дает смысл жизни.
Чудо.
- Времена года
Зима
Холодная, снежная.
Морозит, искрится, кружится.
Покрывает все снегом и льдом.
Сказка.
Для написания синквейна талант не обязателен. Тему следует определить и развить воображение. Синквейн открывает возможности для творчества и веселья. Из-за этого педагогов заинтересовал его применение в работе с детьми, а затем и логопеды.
В чем польза синквейна в логопедической работе
При работе с детьми синквейн носит название дидактического. В образовательном учреждении его применяют для обобщения изученной информации и укрепления знаний. Синквейн также используют специалисты по коррекции речи.
Развивает речевые навыки. Дети с проблемами речи испытывают трудности в построении связных предложений. Синквейн, благодаря своей ясной структуре, помогает им оформлять мысли и излагать их кратко и осмысленно.
Увеличивает словарный запас. Для создания осмысленного синквейна, а не бессвязных фраз, детям необходимо тщательно выбирать слова. В процессе работы с синквеином дети обращаются к пассивному словарному запасу, знакомятся с новыми словами и учатся их использовать в речи.
Повышает креативность. Синквейн — процесс творческой работы с языком.
Ускоряет психическое развитие. Ребенок с богатым и правильным словарным запасом легче делит мыслями, задаёт вопросы и общается с окружающими. Ему доступнее общение, более быстрый процесс познания нового и развитие в эмоциональной и умственной сферах.
Составить синквейн неправильно и ошибиться просто нереально. Дети, создавая такие стихи, расслабляются и говорят свободнее. Это важно для тех, кто столкнулся с насмешками из-за речевых нарушений, стал стесняться и молчать.
Как использовать синквейн в работе логопеду
Для эффективной работы со синхейнами необходимо расширить и активизировать словарный запас ребёнка, затем предъявить ему структуру и примеры этих стихов.
Познакомьте детей с новыми понятиями. Сюда относятся:
- предмет;
- признак;
- действие;
- предложение;
- ассоциация.
Проведите словесные игры и упражнения. Подойдут следующие:
- «Кто это? Что это?» Логопед рассказывает о предмете или звере, не называя его, а ребенок пытается угадать. Например: «Это существо мяукает и любит молоко» или «Это круглое сладкое лакомство, бывает красным, зеленым и желтым».
- «Назови признаки». Учитель говорит название предмета, и ребёнок рассказывает о нём. Например: мяч – круглый, мягкий, им можно бить ногами или передавать руками.
- «Кто что делает?» Логопед говорит название животного, а ребёнок перечисляет его действия: собака — гавкает, быстро бегает, догоняет мяч, идёт на поводке, выполняет команды.
Покажите, как составить синквейн и что это такое. Синквейн — короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, по форме напоминающее елочку. В первой строке пишется одно существительное, во второй — два прилагательных, в третьей — три глагола, в четвертой — фраза из четырех слов, а в пятой — синоним первого слова.
Не нужно принуждать дошкольников неукоснительно соблюдать форму синквейна. В четвертой строке допустимо разместить 3-5 слов, а в пятой — 1-2 слова.
В начале, до того как дети выучат порядок, помощь в виде вопросов будет полезна.
- Что это? (яблоко)
- Какое яблоко? (красное, сочное)
- Какие действия совершает яблоко?
- На рынке продают яблоки.
- Что ещё приходит на ум при взгляде на яблоко?
Разнообразьте задания на составление синквейнов. Написание синквейна — уже занимательное дело. Но его можно сделать еще более интересным.
- Игра с кубиком. Ребенок бросает кубик для выбора темы синкваина. Стихотворение пишется на заданную тематику.
- Логопед зачитывает стих с пустым местом, ребёнок говорит нужное слово.
? [Собака]
Верная, игривая.
Лает, играет, защищает.
Друг и верный спутник человека.
Питомец.
- «Поправи ошибки». Логопед специально произносит слово неверно, и ребёнку нужно уловить и подкорректировать его.
Лошадь
Высокая, косолапая.
Бежит, скачет, везет.
У лошади красивая грива.
Скакун.
Игра с синквайном совершенствует у детей речь, творческие способности и самооценку.