Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Что такое синквейн и как его составить: примеры
  • Синквейн в практике логопеда.
  • Как использовать синквейн в работе логопеду

Существуют различные методы, помогающие детям улучшить речь. Одна из техник — синквейн. Эта техника способствует осмысленности высказываний и развитию фантазии. В статье рассмотрим, как работает синквейн и как его применять логопеды.

Что такое синквейн и как его составить: примеры

Появившись в поэзии в начале XX века, синквейн — нерифмованное пятистрочное стихотворение (от слова «пять»). Его создала поэтесса Аделаида Крэпси. Стремясь передать кратко мимолетные впечатления и философские размышления, как это делают хокку и танка.

Не всякое пятистрочное стихотворение является синквейном. У синквейна есть особая структура.

Номер строки

Содержание

Пример

1

Одно существительное. Тема синквейна

Весна

2

Два прилагательных. Раскрывают тему

Теплая, долгожданная

3

Три части речи, обозначающие действие предмета.

Тает, цветет, пробуждает

4

Четыре слова, размышления о теме, авторское видение.

Птицы возвращаются с юга домой

5

Слово. Вдохновение.

Обновление

Проблематика синхвеев разнообразна.

  • Ценности

Дружба

Крепкая, надежная.

Поддерживает, согревает, помогает.

Объединяет людей и проверяется с годами.

Верность.

  • Чувства

Любовь

Настоящая, искренняя.

Оберегает, вдохновляет, греет.

Она дает смысл жизни.

Чудо.

  • Времена года

Зима

Холодная, снежная.

Морозит, искрится, кружится.

Покрывает все снегом и льдом.

Сказка.

Для написания синквейна талант не обязателен. Тему следует определить и развить воображение. Синквейн открывает возможности для творчества и веселья. Из-за этого педагогов заинтересовал его применение в работе с детьми, а затем и логопеды.

В чем польза синквейна в логопедической работе

При работе с детьми синквейн носит название дидактического. В образовательном учреждении его применяют для обобщения изученной информации и укрепления знаний. Синквейн также используют специалисты по коррекции речи.

Развивает речевые навыки. Дети с проблемами речи испытывают трудности в построении связных предложений. Синквейн, благодаря своей ясной структуре, помогает им оформлять мысли и излагать их кратко и осмысленно.

Увеличивает словарный запас. Для создания осмысленного синквейна, а не бессвязных фраз, детям необходимо тщательно выбирать слова. В процессе работы с синквеином дети обращаются к пассивному словарному запасу, знакомятся с новыми словами и учатся их использовать в речи.

Повышает креативность. Синквейн — процесс творческой работы с языком.

Ускоряет психическое развитие. Ребенок с богатым и правильным словарным запасом легче делит мыслями, задаёт вопросы и общается с окружающими. Ему доступнее общение, более быстрый процесс познания нового и развитие в эмоциональной и умственной сферах.

Составить синквейн неправильно и ошибиться просто нереально. Дети, создавая такие стихи, расслабляются и говорят свободнее. Это важно для тех, кто столкнулся с насмешками из-за речевых нарушений, стал стесняться и молчать.

Как использовать синквейн в работе логопеду

Для эффективной работы со синхейнами необходимо расширить и активизировать словарный запас ребёнка, затем предъявить ему структуру и примеры этих стихов.

Познакомьте детей с новыми понятиями. Сюда относятся:

  • предмет;
  • признак;
  • действие;
  • предложение;
  • ассоциация.

Проведите словесные игры и упражнения. Подойдут следующие:

  • «Кто это? Что это?» Логопед рассказывает о предмете или звере, не называя его, а ребенок пытается угадать. Например: «Это существо мяукает и любит молоко» или «Это круглое сладкое лакомство, бывает красным, зеленым и желтым».
  • «Назови признаки». Учитель говорит название предмета, и ребёнок рассказывает о нём. Например: мяч – круглый, мягкий, им можно бить ногами или передавать руками.
  • «Кто что делает?» Логопед говорит название животного, а ребёнок перечисляет его действия: собака — гавкает, быстро бегает, догоняет мяч, идёт на поводке, выполняет команды.

Покажите, как составить синквейн и что это такое. Синквейн — короткое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, по форме напоминающее елочку. В первой строке пишется одно существительное, во второй — два прилагательных, в третьей — три глагола, в четвертой — фраза из четырех слов, а в пятой — синоним первого слова.

Не нужно принуждать дошкольников неукоснительно соблюдать форму синквейна. В четвертой строке допустимо разместить 3-5 слов, а в пятой — 1-2 слова.

В начале, до того как дети выучат порядок, помощь в виде вопросов будет полезна.

  • Что это? (яблоко)
  • Какое яблоко? (красное, сочное)
  • Какие действия совершает яблоко?
  • На рынке продают яблоки.
  • Что ещё приходит на ум при взгляде на яблоко?

Разнообразьте задания на составление синквейнов. Написание синквейна — уже занимательное дело. Но его можно сделать еще более интересным.

  • Игра с кубиком. Ребенок бросает кубик для выбора темы синкваина. Стихотворение пишется на заданную тематику.
  • Логопед зачитывает стих с пустым местом, ребёнок говорит нужное слово.

? [Собака]

Верная, игривая.

Лает, играет, защищает.

Друг и верный спутник человека.

Питомец.

  • «Поправи ошибки». Логопед специально произносит слово неверно, и ребёнку нужно уловить и подкорректировать его.

Лошадь

Высокая, косолапая.

Бежит, скачет, везет.

У лошади красивая грива.

Скакун.

Игра с синквайном совершенствует у детей речь, творческие способности и самооценку.