Фото: img.freepik.com

В преддверии X Школы педагогов и директоров Мультимедийный продюсер и эксперт в сфере онлайн-обучения Оксана Силантьева объясняет, почему многим взрослым кажется, что каждое новое поколение — менее образованное предыдущего, и как педагогам взаимодействовать с рожденными в цифровую эпоху.

Оксана Силантьева.Фото из личного архива.

Между сферами медиа и образования появляются всё более слабые границы. В этом контексте можно сказать, что существует единое понятие «коммуникация» — способ передачи информации между людьми, а медиа и образование представляют собой её разные стороны.

В чем причина ощущения, будто большинство людей не обладают высоким интеллектом?

Многим медиаэффектам можно дать объяснение. Например, многим взрослым кажется, что каждое новое поколение — глупее предыдущего. Это иллюзия из-за сложности мышления при изменяющемся обществе. Педагог, пришедший из университета в школу, имеет определённый объём знаний. Со временем он развивается профессионально, но ученики всё время меняются, а их объем знаний остаётся на начальном уровне. Тут учителю и начинает казаться, что ученики тупее, чем могли бы быть. В журналистике встречается похожий феномен: журналист растет в компетенции и знаниях, приобретает новый опыт, но если аудитория всё время обновляется, ему кажется, что люди вокруг глупеют. Такого не происходит, если круг общения человека меняется вместе с ростом его компетенции и наработкой жизненного опыта.

Я признаю, что существуют учителя, проработавшие тридцать лет в одном месте и добившиеся успеха. Однако для развития гибкости педагога как специалиста и накопления новых знаний и навыков, которые он может предоставить ученикам, важно окружение, богатый своим многообразием.

Человек без любознательности не кажется интересным ни как педагог, ни как специалист, ни как собеседник.

Поэтому советую постоянно двигаться вперед: менять место работы, профессию, брать академические отпуски и перерывы, получать новые знания. разный опыт.

У меня есть любимая учительница начальных классов Инга Тихоновецкая из Минска. Она бесконечно фонтанирует идеями, как детей организовать и как учить: подкасты записывают, видео монтируют, слайдшоу делают, лэпбуки клеят, объемные книжки, которые раскрываются, с QR-кодами. Еще она ведет свой профессиональный блог. Один из вопросов к ней — где у неё спрятано это шило неугомонности? Она говорит: если мне не будет интересно, то мое скучающее, раздраженное состояние моментально будет транслироваться на детей, и я не могу требовать от них активности, если я сама — рыба, выброшенная на берег. Она ищет, находит форматы и методики, которые были бы интересны не только ученикам, но и ей самой — и в этом познании, в освоении новых инструментов и их сочетаний она находит для себя удовольствие. Педагогу очень важно быть вовлеченным самому.

Новые способы учить

Взрослые часто утверждают, что дети становятся необразованными из-за чрезмерного времени, проведенного за планшетами. Однако интересно узнать, чем именно ребенок занимался на этом устройстве. Возможно, рисовал, читал Википедию, играл в игры или смотрел видеоролики о Римской империи. После этого переключился на аудиокнигу. Внешний наблюдатель мог бы всё это время считать его просто «тупим» перед планшетом.

Увлекательный контент и интересные личности от детей доступны в одном клике. Устройство — это лишь вход в этот мир. Осознавать поражение конкуренции, что общение с другими для ребенка ценнее, чем с вами, — больно и неприятно.

Чувствуя боль, родители и учителя реагируют не всегда адекватно, порождая «запретить!», «отобрать!», «заблокировать!». Возникает предубеждение о невозможности качественного образования в онлайне. Такое мнение возникает из-за отсутствия подобного опыта у людей, которые судит не по реальному содержанию, а по иллюзиям.

Чем сильнее страх проиграть конкуренцию, тем больше возмущения.
Это можно наблюдать, когда медиасреда менялась: журналисты газет, телевидения, радио переходили в интернет. Десять лет назад среди журналистов всерьез обсуждали, уничтожат ли блогеры традиционную журналистику. Некоторые коллеги реагировали истерично: как эти блогеры отобрали у нас аудиторию?! Такая агрессивная реакция — типичный ответ на проигрыш в борьбе за внимание и авторитет.


X Школа педагогов и директоров


В настоящее время дети, педагоги и родители испытывают трудности на пути к успеху.


Для помощи ребенку педагогу необходимы инструменты и стабильная личностная и профессиональная позиция.


В условиях неопределённости наша школа будет стремиться к успеху.


В рамках онлайн-программы сотрудники из разных уголков страны превращаются в единомышленников, коллег и друзей. Такая среда способствует тому, что любая сложная ситуация становится возможностью для развития.


Мы продемонстрируем возможности ресурсосберегающего и экологичного онлайн-обучения в домашних условиях.


Встречайте воркшопы, практикумы и чаты для обсуждений – всё для эффективной совместной работы в режиме онлайн. К тому же — курс повышения квалификации с получением диплома.
Вступайте в сообщество Atlas, чтобы вместе сделать образование лучше! Зарегистрируйтесь. по ссылке.


Не стоит путать форс-мажор с онлайн-образованием

Прежде чем пандемия началась и обучение перешло в онлайн, все утверждали: уроки по моему предмету нельзя проводить удаленно. Я — уникальный специалист, способный обучать только лично. Такое мнение высказывалось из-за отсутствия опыта системного дистанционного образования. Жизнь сложилась так, что казалось, этот онлайн не коснется меня. Люди верили, что всё будет так, как привыкли, и не стремились изучать дистанционные технологии. Между теми, кто занимался онлайн-образованием двадцать пять лет, и преподавателями офлайн, была пропасть непонимания.

Наступила форс-мажорная ситуация. Навыки, которые мы активно пропагандировали, но не находили поддержки в традиционной системе образования, внезапно стали актуальными и востребованными. Освоение сетевых инструментов обучения пришлось начать в условиях паники. Тому, что следовало осваивать в течение пары-тройки лет, пришлось научиться за пару недель. Это естественным образом вызвало отторжение как у педагогов, так и у родителей.

Проще говоря, многие считают форс-мажоры и онлайн-обучение одним и тем же.

Чтобы педагоги могли разрабатывать качественные дистанционные занятия для детей, им самим необходимо пройти качественные дистанционные курсы.
Важно обучаться у вовлекающих интерактивных уроков, а не просто «говорящей голове из зума». Это расширит возможности как учеников, так и педагогов.

Большая ответственность в организации образовательных процессов ложится на руководителей — менеджеров, директоров.
Им необходимо не только разбираться в различных моделях дистанционного обучения, но и управлять изменениями. Это сложная работа, с которой я знаком по собственному опыту — сопротивление велико.

Сначала содержание, потом — форма

Педагоги, впервые встречающиеся с цифровыми технологиями, например, при создании мультимедийных проектов или презентаций с детьми, в первую очередь ищут один сервис для выполнения этих проектов.

Проект или презентация прежде всего основаны на смыслах, содержании, тщательной работе с текстом и структурой изложения, лишь затем следует мультимедийность и интерактивные элементы повествования. В первую очередь необходимо сосредоточиться на слушателях и логике повествования, а не на сервисах и инструментах.

Многие преподаватели реализуют креативные проекты. Например, учитель языка переводит классические произведения на язык эмодзи не из-за моды, а для демонстрации детям структуры языка через графическое письмо. Перевод «Гамлета» в формат твитов объясняет, как ограничение символов может изменить содержание. Можно использовать хайку с жесткой структурой по количеству слогов. Если учитель раскрывает детям эволюцию феномена в культуре, он становится интересным для учеников.

Например, помогая человеку добраться до незнакомого места, можно описать маршрут словами или нарисовать его. Один школьный параграф можно написать бюрократическим языком с длинными грамматическими конструкциями, а можно представить в виде схемы, презентации, видеоролика с наглядной демонстрацией — и пальцем показывать: обратите внимание сюда!

На семинарах Оксаны Силантьевой педагоги осваивают различные творческие приемы.

Софт-скиллс для взрослых

Современный мир полон противоречий, сложен и непредсказуем. В нём для успешного существования человеку необходимо проявлять гибкость как в профессии, так и в общественной жизни.

В силу этого взрослые часто обсуждают необходимость развития soft skills у детей. Однако не нужно ли прежде всего развить их в себе? На X Школе педагогов и директоров наша команда рассмотрит тему софт-скиллс с позиции взрослых людей — как передать эти навыки детям. Говорить о софт-скиллах бесполезно: это практика, действие, опыт и его переживание.

В рамках ремесла вы освоите осмысленное использование мультимедийных инструментов и рассказ мультимедийных историй: съемку, монтаж, создание интерактивного контента. Даже если не будете применять все это в учебном процессе, навыки работы с гаджетами и программами дадут совершенно другой уровень понимания устройства цифрового мира, того почему молодое поколение такое, какое есть, и как его обучать. Например, у учеников может быть видеокамера, но это не значит, что они снимут фильм, как Тарантино. Всегда есть два крыла: технология и смысл. Ребята лучше разбираются в технологии, а с смыслом нам надо им помочь.

Все наши тренинги направлены на преодоление внутренних ограничений. Участники получат опыт продуктивного и творческого взаимодействия. Получайте энергию вдохновения и веру в себя, делайте то, что вам по силам! Такое обучение могут проводить сами педагоги: у нас есть 33 готовых сценария с раздаточными материалами, где прописаны все этапы обучения.

Подписаться на канал
«Школьная команда»

Партнерский материал

В настоящее время педагогам и руководителям учебных заведений необходима колоссальная выносливость.

Чтобы выйти из охватившего растерянности состояния, порожденного постоянной системой противоречий.

На X Школе педагогов и директоров Мы дадим поддержку и поможем восстановить внутренние ориентиры директору и команде.

Регистрируйтесь по ссылке