
Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Рисунки: Юлия Замжицкая.
Смена школы для педагога – испытание не меньше, чем для ученика. Руководству выгодно помочь новому учителю привыкнуть максимально быстро.
-
Поприветствуйте нового сотрудника
Представление нового учителя коллективу до начала занятий поможет обсудить школьные правила и решить возникшие вопросы в спокойной обстановке. Экскурсия по школе также будет полезна, как для детей, так и для взрослых, которые могут испытывать трудности с ориентированием в незнакомом пространстве во время стрессовой ситуации.
Теплый прием поможет новому сотруднику быстрее адаптироваться: можно подготовить ему небольшую презентную корзину с посланием и канцелярией.
-
Пообещайте помощь
Необходимо обсудить это с новыми педагогами и коллективом. Сотруднику следует знать, что при возникновении трудностей можно получить помощь от коллег. Педагоги должны быть готовы оказывать поддержку — психологическую, организационную и другую.
-
Найдите куратора/помощника
Работа с куратором сильно упрощает адаптацию новых педагогов.
Руководитель проекта вовсе не обязан быть старшим и более опытным участником команды.
Светлана Подъянова, учредительница детсада и школы «Талантвилль».
Чтобы успешно интегрироваться, каждому новому сотруднику поручают опытного наставника. Желательно, чтобы возраст наставника был близок к возрасту новичка и он тоже недавно присоединился к коллективу, чтобы не создавать ощущения давления. Если приходит двое новых сотрудников, их ставят в пару.
-
Наблюдайте
На начальном этапе работы новый педагог мог бы вести первые занятия при поддержке методиста или опытного коллеги. Периодические наблюдения, примерно через две недели и месяц, позволят выявить прогресс или его отсутствие.
Новичку необходимо наблюдать за собой. Полезно попросить учителя вести дневник и в нем оценивать свое поведение и состояние в сложных ситуациях. Это могут быть записи в тетради или таблица, где отмечается состояние при общении с детьми и коллегами: что чувствовал, как вел себя, как вышел из ситуации. Саморефлексия незаменима, ведь если учителя все время будет оценивать кто-то другой, это может его смутить.
-
Собирайте и давайте обратную связь
Школе выгодно получать от учеников и коллег обратную связь, даже если она анонимная.
Не забывайте делиться своими отзывами с учителем. Если педагог чувствует, что за ним следят, но ничего не говорят, — это его беспокоит и может вызвать недоверие. Похвала так же полезна, как и критика.
-
Вдохновляйте
Помощь новым сотрудникам – сложное дело: нужно найти баланс между активным участием в школьной жизни и почтением к личной границе педагога.
Работа с опытными преподавателями имеет свои трудности.
Директор частной школы «Феникс» Татьяна Есина.
При взаимодействии с педагогами со стажем труднее всего преодолеть их убеждение о собственной всезналости и исключительности. Личный пример – единственный помощник в этом случае. Независимо от длительности нашей работы в сфере образования, мы должны постоянно развиваться и вдохновлять коллектив. Без склонности к саморазвитию человек не сможет найти общий язык с нами.
Всем педагогам, как новичкам, так и ветеранам, важна мотивация, а не только рабочая. Дружелюбная атмосфера среди коллег, совместные вечера с настольными играми, просмотр лекций TED, организация школьных мероприятий приносят пользу всем.
-
Не торопитесь
Полная интеграция нового человека в коллектив – процесс долгий, который редко завершается в стандартный трехмесячный испытательный срок. Для привыкания к существующим правилам, освоения новых навыков, взаимодействия с детьми, коллегами и родителями многим требуется больше времени. Об успехе или неудаче адаптации, а также о принятии административных мер можно говорить, если человек не смог адаптироваться за год работы в школе.