Фото: img.freepik.com


Содержание:

  • Функции и профиль работы школьного психолога.
  • Организационно-методическое направление
  • Диагностическая работа
  • Консультативная работа
  • Просветительская и профилактическая работа
  • Коррекционно-развивающее направление
  • Цели и задачи работы педагога-психолога на будущий учебный год.

В школе у психологов множество направлений работы и разновидности отчетов с результатами за определенный период. Это помогает оценить эффективность психологической работы, выявить проблемные зоны и наметить варианты их решения. Что входит в деятельность школьного педагога-психолога и как он отчитывается, редакции Педсовета рассказала магистр педагогической психологии, автор Telegram-канала «». Школьный психолог» Анастасия Ерёменко.

Роль и задачи психолога в образовательном учреждении.

Школьные психологи, согласно профессиональному стандарту, оказывают консультации, проводят коррекционную работу, осуществляют профилактику и ведут просветительскую деятельность по различным тематикам.

  • Рассказывают родителям о процессе адаптации учеников в новой обстановке, переходе из школы в университет и том, как помочь ребенку.
  • Школьников обучают управлять стрессом, восстанавливаться после травли, определять свою будущую профессию и налаживать отношения с друзьями.
  • Способствуют объединению класса, предупреждают выгорание педагогов, помогают находить подход к каждому ученику, предотвратят буллинговые проявления.

Организационно-методическое направление

Работа предусматривает координацию действий психологической службы с учителями и руководством.

  • Создаёт пособия для педагогов и воспитателей.
  • Совместно работает с классными руководителями по вопросам воспитания.
  • Составляет отчеты, изучает итоги диагностики.
  • Активно принимает участие в педагогических советах, конференциях и семинарах.
Психолог разрабатывает планы на год и списки для социально-психологического тестирования, создает программы развития, готовит информацию для входа в систему тестирования, проверяет личные дела учащихся и внедряет изменения к новому учебному году, заполняет личные карты учеников с ограниченными возможностями здоровья.

Анастасия Ерёменко

Диагностическая работа

Диагностика определяет черты развития, поведения и эмоционального состояния учеников. Педагог-психолог:

  • Выполняет психодиагностику с использованием тестов, анкет, опросников и проективных методик.
  • анализирует адаптацию первоклассников и подростков;
  • Идентифицирует детей, испытывающих трудности в учебе и общении.
  • Следит за эмоциональной обстановкой в классах и среди педагогов.

Диагностику проводят по плану, рассчитанному на учебный год. Вне этого графика могут поступать запросы управления образования каждые три-четыре месяца. Например, просят оценить адаптацию учеников 1, 5 и 11 классов, так как это критические этапы перехода с одной ступени обучения на другую.



Консультативная работа

Консультации помогают разобраться с трудностями учащимся, родителям и педагогам. Школа предлагает различные виды консультирования.

Вид консультации

Какие темы обсуждают

Индивидуальная

В класе могут возникать конфликты, семейная жизнь не всегда стабильна, учёба даётся с трудом, каждый проходит свой путь саморазвития.

Групповая

Предотвращение преследований, социализация учеников, взаимодействие в группе.

Для педагогов

Подходы к работе с воспитанниками, дисциплина в классе, предотвращение профессионального выгорания.

Для родителей

Стратегии воспитания, учебные достижения, характеристики возрастных трудностей.

В школе обычно не проводят плановые консультации. Психолог чаще всего работает по заявкам, помогая в случае необходимости срочной беседы.

Просветительская и профилактическая работа

Просветительская работа направлена на повышение психологической грамотности всех, участвующих в образовательном процессе. Форматы её проведения могут быть разнообразными.

Лекции, семинары, тренинги. Для каждой возрастной группы полезно организовывать такие мероприятия раздельно. Тематика встреч должна соответствовать интересам детей, чтобы их желанием было взаимодействовать с психологом.

В пятом классе можно провести лекцию «Что делать, если все смеются надо мной?», где ученики узнают о личных границах, буллинге и защите прав. В девятом классе — «Как выбрать профессию и не сойти с ума» о внутренних мотивах, интересах и талантах.

Общение со студентами о мотивации, стрессе и самооценке. Можно проводить занятия по отдельности, небольшими группами или в полном классе. Подросткам будут интересны темы: «Как ставить цели и добиваться успеха», «Как справляться со стрессом перед испытаниями», «Что делать, если всё вызывает раздражение».

Родительские собрания. Психолог может увеличить компетентность родителей и сделать отношения между школой и семьей взаимовыгодными. Родителям будут полезны темы возрастной психологии, кризисных ситуаций и общения с подростком. Например: «Как разговаривать с ребенком о чувствах», «Как реагировать на агрессию подростка», «Как помочь ребенку обрести уверенность».

Психологические акции. Эти события сближают детей, позволяя им воспринимать друг друга как личности, а не только как одноклассников или учеников одной школы.

Можно провести акцию «Письмо себе в будущее». Дети и педагоги пишут письма: о своих чувствах сейчас, мечтах и страхах. Через полгода или в конце учебного года получают эти письма обратно.
Это даёт возможность каждому заметить свой внутренний рост и изменения.

Планируется проведение подобных занятий на протяжении всего учебного года. Например, для педагогов организуют групповые встречи. Желательно проводить их еженедельно, но чаще получается раз в четверть или раз в полгода, так как сами преподаватели не всегда готовы тратить на них время. Формат встреч может быть разнообразным: лекторий, семинар-практикум, круглый стол, мозговой штурм, тренинг.

Анастасия Ерёменко

Коррекционно-развивающее направление

Целью коррекционно-развивающей работы является помощь ученикам, испытывающим затруднения в учебе, поведении и социальной адаптации. Работа включает:

  • Раздельная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии.
  • Тренинги для работы над уверенностью, коммуникацией и эмоциональным интеллектом в группах.
  • Работа с детьми с повышенной активностью и недостаточной мотивацией к учебе.

Коррекционная работа больше всего проводится с детьми с особыми образовательными потребностями, если в школе таковые есть, а также с теми, кто находится в группе риска: в период адаптации и при нарушениях поведения.

Отчет психолога по итогам года: планирование деятельности

Школьный психолог ведёт различные отчеты, строение которых схожее.

  • Предмет постановки на заданный промежуток времени.
  • методика, которую применяли в работе;
  • Результаты деятельности по всем направлениям: диагностика, консультации, просвещение и коррекция.
  • резюме.

Рассмотрим каждый вид отчета детальнее.

Ежедневный отчет. Записывает текущие консультации, диагностику и проведенные занятия. К примеру, в течение дня было проведено три индивидуальных консультации со школьниками, две диагностики уровня тревожности и тренинг по командообразованию для пятиклассников.

Месячный отчет. Представляет собой сводку деятельности за месяц, включающую число консультаций и мероприятий, а также перечень обнаруженных проблем.

В апреле состоялось 25 индивидуальных консультаций, 5 родительских встреч и 10 тренингов по повышению стрессоустойчивости.

Квартальный отчет. Изучает промежуточные результаты работы и тенденции в психологическом климате школы. Например, анализ третьей четверти показал увеличение уровня тревожности у 9- и 11-классников из-за экзаменов. Это требует проведения специальных групповых и индивидуальных встреч для коррекции эмоционального состояния детей.

Годовой отчет педагога-психолога. Обобщает деятельность по всем направлениям и предлагает рекомендации для следующего учебного года. К примеру, за год состоялось 100 консультаций и 40 тренингов, определены главные трудности при адаптации первоклассников.

Отчет носит аналитический характер. В нем сравниваются запланированные на начало года показатели с фактическими результатами. Указываются запросы учащихся, родителей, педагогов, администрации, а также ставятся цели на следующий учебный год, исходя из анализа недоработок прошедшего периода. Например, анализ показал недостаточное внимание к профилактике буллинга и малое количество мероприятий по работе с детьми, находящимися под разными видами учета.

Это включает профессиональную подготовку психолога: необходимые курсы и новые методы работы.

Анастасия Ерёменко

Посмотреть шаблон отчета можно по ссылке

Экстренный отчет. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, например, буллинга, составляют отчет, где описываются принятые меры и важные аспекты для предотвращения подобных случаев в будущем.

В дополнение к стандартным документам, готовим отчет по социально-психологическому тестированию и работе с вопросами буллинга. Иногда методисты управления образованием или комиссии по делам несовершеннолетних запрашивают отчеты о профилактике суицидального и агрессивного поведения.

Основные отчеты составляются раз в квартал. Называются статистическими. В них указывается количество человек, с которыми работали, а также методическая деятельность: сколько и каких вебинаров посмотрели, курсов прошли, статей опубликовали, диагностик провели и занятий подготовили.

Анастасия Ерёменко

Посмотреть отчет за четверть можно по ссылке