Фото: img.freepik.com

Учащиеся начальных классов могут без отвлечения сосредоточиться на одном занятии 10–15 минут. Подростки — уже 40-50 минут. Но при скучном занятии детям сложно уделить ему даже пять минут сконцентрированного внимания. Чтобы ученики не рассеивались и самому учителю было интересно на уроке, собрали пять способов его разнообразить: от рисования до методического конструктора.

Скетчноутинг и Друдлинг

Если детям скучно на уроке, часто отвлекаются на рисование: в тетрадях, на листочках. на парте и в учебникеВместо того, чтобы ругать учеников за это занятие, учитель может использовать его во благо.

  • Обучить детей визуализировать информацию из конспектов, перерабатывая её в рисунки.
  • Привлекать внимание зрительными загадками (друдлинг).

Скетчноутинг

Скетчноутинг — способ конспектирования информации, где объединяются текстовые записи и рисунки.

  • символы;
  • схемы;
  • рисунки.

При рисовании человек запоминает информацию дважды: сначала при усвоении, а потом при создании визуального образа. Рисунок выступает как мнемонический якорь, вмещающий и раскрывающий информацию при повторном обращении. Скетчноутинг также не допускает отвлекаться.

Исследования доказывают пользу рисования для обучения. В 2016 году иранские учёные провели эксперимент В одной из школ ученицам 12-13 лет разрешили во время десяти лекций рисовать по желанию. После первого занятия исследователи разделили 27 школьниц, делавших зарисовки, на экспериментальную группу и еще 27 не рисовавших — на контрольную. Усвоение материала проверяли на каждом уроке с помощью тестов. Результаты показали, что ученицы, которые рисовали, лучше запоминали материал.

Переход к скетчноутингу – опыт, требующий практики.

  • найти свой темп;
  • Составить коллекцию часто встречающихся изображений и знаков.
  • научится визуальному повествованию.

Позвольте себе быть свободным и не стесняйтесь своих рисунков. Экспериментировать стоит, потому что рисование помогает ученикам с интересом сосредоточиться и проявить свою креативность.

Друдлинг

Друдл — это небольшое изображение в квадратном обрамлении, не имеющее определённого значения. Цель друдла — побудить человека найти ему собственную интерпретацию.
В образовательной среде друдлы применяются двумя способами.

  • как айсбрейкер В начале занятия для вовлечение учащихся в учебный процесс можно использовать рисунок, содержащий элемент, связанный с темой урока. Рисунок можно выполнить на доске или создать в… онлайн-генераторе и вывести на проектор или интерактивную доску.
  • В качестве инструмента для визуализации информации при создании конспектов можно использовать скетчноутинг. С детьми можно разработать рисунковую систему обозначений для ключевых понятий, тем и определений, встречающихся на занятиях. Такие простые изображения станут универсальными значками, которые дети будут применять во время ведения конспекта.

Сторителлинг

Когда ученики на уроках скучают, читать комиксы, смотреть фильмы или играть в игры удаётся без отвлечения. Это не только из-за развлекательного характера контента, но и потому, что он устроен так, чтобы длительное время удерживать внимание поворотами сюжета и целостной историей.

История – это способ подать информацию. Цель подачи может быть разной: заинтересовать в теме или запомнить пройденный материал. Выбор сюжета, героев и проблемы зависит от цели, а также от того, кто эту историю будет слушать.

В университете Северной Каролины в Пемброке провели исследованиеСтудентам предоставили теорию к занятию в двух вариантах: глава из учебника и история с примерами из жизни, аналогиями и метафорами. Герои истории находились в ситуациях, демонстрирующих практическое применение теории. Сначала студенты ознакомились с главой и прошли тест, затем — с историей и повторно выполнили тест. Исследование выявило, что после прочтения истории результаты улучшились на 17 процентов.

Истории бывают разных размеров: некоторые занимают один или несколько уроков, другие краткие и появляются в определённой части урока. В любом случае каждая история строится по одной схеме: экспозиция, завязка, кульминация и развязка.

Большинство историй возможно описать как одно из … четырех сюжетов:

  1. Триумф над монстром: трудность – злодей, с которым сражается храбрец.
  2. Легенда о возвышении: человек адаптируется к новой среде и совершенствуется.
  3. Поиски верного ответа приводят героя обратно к началу.
  4. Герой добивается успеха, преодолевая ряд небольших препятствий.

Ученики не обязаны быть пассивными слушателями. Могут развивать историю в рамках, заданных преподавателем, или инсценировать её.

CRAFT/ed и конструктор опыта

CRAFT/ed

Когда ученики скучают и отвлекаются во время урока, возможно, что он проходит монотонно уже не в первый раз. Чтобы привлечь их внимание и удержать его дальше, нужно изменить обычный ход занятий.

  • перераспределить роли в классе;
  • изменить привычный контекст;
  • добавить в задания креатив.

Российская методология CRAFT/ed способствует решению методических задач. Ее разработали в школе инноваций и креативного мышления ИКРА для оперативного поиска решений.

Методология в четырех шагах:

  1. Сформулируйте задачу ясно и точно, избегая общих фраз типа «дети отвлекаются».

Если сформулировать точно не удаётся, следует проанализировать:

  • Модель, которая демонстрирует взаимодействие между учащимися и педагогом.
  • Obstacles hindering children’s engagement.
  • Внутренние побуждения учеников и соответствие образовательной программы этим мотивам.
  • Какие навыки у учащихся необходимы, и что полезно тренировать во время занятий?

Это позволит более точно осознать цели педагога, выявляющие трудности в его работе и пути их устранения.

  1. Ищем примеры ситуаций, отличных от нашей задачи, где проблема уже разрешена. Для экономии времени можно использовать основные категории при поиске таких примеров.
  • социум
  • природа
  • ритуалы и обычаи
  • исторические события
  • профессиональная сфера
  • художественный мир

Примером может быть ситуация на уроке: ученики презентуют свои идеи и их защищают. Где кто-то выступает и отвечает на вопросы? Ищите подходящий фрейм в категориях: выступление в суде, чтобы убедить присяжных (социальная категория), или сцена из книги «Хоббит», где герой разговаривает с троллями (художественная).

  1. Затем из подошедших кадров выберите инструменты, способные выполнить задачу. Это могут быть действия, перемены в ролях или объекты.
  2. Проведите аналогию для ролей, типов взаимоотношений и деталей обстановки между вашей первоначальной проблемой и новым шаблоном с решением.

В процессе занятия студент, выступая в роли адвоката, может представлять свою концепцию и отвечать на вопросы от представителя противоположной стороны (прокурора). В завершении остальные участники совместно оценивают продемонстрированное выступление (присяжные заседатели).

  1. В завершение следует проанализировать разработанное решение с точки зрения его соответствия образовательным целям и практическим реалиям.

В этой книге представлено краткое изложение технологии, полная версия, 20 готовых творческих методик и шаблонов-фреймворков. CRAFT/ed.

Школьный конструктор опыта

В школе ИКРА методологи и методисты разработали для преподавателей новый инструмент для проведения интересных уроков — Школьный конструктор опыта.

Это комплект из 90 методических карточек для разработки занятий различного типа.

  • Формы занятий (лекция и усвоение новой информации, практические и исследовательские проекты и др.).
  • возрастов учеников (с 1 по 11 класс)
  • умения (творческое мышление, критический анализ, сотрудничество, общение и др.)

Карточки содержат нестандартные задания для разных этапов урока: начала, основного содержания и итогов. Комбинацию можно выбрать заранее при планировании. Также есть особые карточки, которые помогают познакомить учеников, организовать их в группы и проанализировать урок.

Для этого набора доступен отдельный шаблон сценария для разработки урока, с помощью которого можно удобно спланировать занятие и предусмотреть:

  • тему и цель урока;
  • характеристику учеников и их количество;
  • методики-карточки, которые будем использовать;
  • вспомогательные материалы;
  • продолжительность каждого этапа урока.

Шаблон позволит хранить полученные материалы и легко передавать их сослуживцам.

Школьный конструктор опыта использует методики, которые берут во внимание:

  • Стандарты ФГОС разработаны с учётом этапов урока.
  • Разделены по типам: личностные, предметные, метапредметные, исходя из результатов применения методик.
  • Ученики могут концентрировать внимание около двадцати минут. На уроках можно использовать разные методы для повышения концентрации.

Методики связывают учебные знания с умениями, полезными в жизни: работой в коллективе, представлением своих мыслей и оценкой чужих, поиском информации самостоятельно.


Материалы по теме:

  • Как креативно «переизобретать» обучение
  • Три творческие техники для упрощения работы учителей.
  • Три подхода к креативному переосмыслению школьных занятий.