
Учащиеся начальных классов могут без отвлечения сосредоточиться на одном занятии 10–15 минут. Подростки — уже 40-50 минут. Но при скучном занятии детям сложно уделить ему даже пять минут сконцентрированного внимания. Чтобы ученики не рассеивались и самому учителю было интересно на уроке, собрали пять способов его разнообразить: от рисования до методического конструктора.
Скетчноутинг и Друдлинг
Если детям скучно на уроке, часто отвлекаются на рисование: в тетрадях, на листочках. на парте и в учебникеВместо того, чтобы ругать учеников за это занятие, учитель может использовать его во благо.
- Обучить детей визуализировать информацию из конспектов, перерабатывая её в рисунки.
- Привлекать внимание зрительными загадками (друдлинг).
Скетчноутинг
Скетчноутинг — способ конспектирования информации, где объединяются текстовые записи и рисунки.
- символы;
- схемы;
- рисунки.
При рисовании человек запоминает информацию дважды: сначала при усвоении, а потом при создании визуального образа. Рисунок выступает как мнемонический якорь, вмещающий и раскрывающий информацию при повторном обращении. Скетчноутинг также не допускает отвлекаться.
Исследования доказывают пользу рисования для обучения. В 2016 году иранские учёные провели эксперимент В одной из школ ученицам 12-13 лет разрешили во время десяти лекций рисовать по желанию. После первого занятия исследователи разделили 27 школьниц, делавших зарисовки, на экспериментальную группу и еще 27 не рисовавших — на контрольную. Усвоение материала проверяли на каждом уроке с помощью тестов. Результаты показали, что ученицы, которые рисовали, лучше запоминали материал.
Переход к скетчноутингу – опыт, требующий практики.
- найти свой темп;
- Составить коллекцию часто встречающихся изображений и знаков.
- научится визуальному повествованию.
Позвольте себе быть свободным и не стесняйтесь своих рисунков. Экспериментировать стоит, потому что рисование помогает ученикам с интересом сосредоточиться и проявить свою креативность.
Друдлинг
Друдл — это небольшое изображение в квадратном обрамлении, не имеющее определённого значения. Цель друдла — побудить человека найти ему собственную интерпретацию.
В образовательной среде друдлы применяются двумя способами.
- как айсбрейкер В начале занятия для вовлечение учащихся в учебный процесс можно использовать рисунок, содержащий элемент, связанный с темой урока. Рисунок можно выполнить на доске или создать в… онлайн-генераторе и вывести на проектор или интерактивную доску.
- В качестве инструмента для визуализации информации при создании конспектов можно использовать скетчноутинг. С детьми можно разработать рисунковую систему обозначений для ключевых понятий, тем и определений, встречающихся на занятиях. Такие простые изображения станут универсальными значками, которые дети будут применять во время ведения конспекта.
Сторителлинг
Когда ученики на уроках скучают, читать комиксы, смотреть фильмы или играть в игры удаётся без отвлечения. Это не только из-за развлекательного характера контента, но и потому, что он устроен так, чтобы длительное время удерживать внимание поворотами сюжета и целостной историей.
История – это способ подать информацию. Цель подачи может быть разной: заинтересовать в теме или запомнить пройденный материал. Выбор сюжета, героев и проблемы зависит от цели, а также от того, кто эту историю будет слушать.
В университете Северной Каролины в Пемброке провели исследованиеСтудентам предоставили теорию к занятию в двух вариантах: глава из учебника и история с примерами из жизни, аналогиями и метафорами. Герои истории находились в ситуациях, демонстрирующих практическое применение теории. Сначала студенты ознакомились с главой и прошли тест, затем — с историей и повторно выполнили тест. Исследование выявило, что после прочтения истории результаты улучшились на 17 процентов.
Истории бывают разных размеров: некоторые занимают один или несколько уроков, другие краткие и появляются в определённой части урока. В любом случае каждая история строится по одной схеме: экспозиция, завязка, кульминация и развязка.
Большинство историй возможно описать как одно из … четырех сюжетов:
- Триумф над монстром: трудность – злодей, с которым сражается храбрец.
- Легенда о возвышении: человек адаптируется к новой среде и совершенствуется.
- Поиски верного ответа приводят героя обратно к началу.
- Герой добивается успеха, преодолевая ряд небольших препятствий.
Ученики не обязаны быть пассивными слушателями. Могут развивать историю в рамках, заданных преподавателем, или инсценировать её.
CRAFT/ed и конструктор опыта
CRAFT/ed
Когда ученики скучают и отвлекаются во время урока, возможно, что он проходит монотонно уже не в первый раз. Чтобы привлечь их внимание и удержать его дальше, нужно изменить обычный ход занятий.
- перераспределить роли в классе;
- изменить привычный контекст;
- добавить в задания креатив.
Российская методология CRAFT/ed способствует решению методических задач. Ее разработали в школе инноваций и креативного мышления ИКРА для оперативного поиска решений.
Методология в четырех шагах:
- Сформулируйте задачу ясно и точно, избегая общих фраз типа «дети отвлекаются».
Если сформулировать точно не удаётся, следует проанализировать:
- Модель, которая демонстрирует взаимодействие между учащимися и педагогом.
- Obstacles hindering children’s engagement.
- Внутренние побуждения учеников и соответствие образовательной программы этим мотивам.
- Какие навыки у учащихся необходимы, и что полезно тренировать во время занятий?
Это позволит более точно осознать цели педагога, выявляющие трудности в его работе и пути их устранения.
- Ищем примеры ситуаций, отличных от нашей задачи, где проблема уже разрешена. Для экономии времени можно использовать основные категории при поиске таких примеров.
- социум
- природа
- ритуалы и обычаи
- исторические события
- профессиональная сфера
- художественный мир
Примером может быть ситуация на уроке: ученики презентуют свои идеи и их защищают. Где кто-то выступает и отвечает на вопросы? Ищите подходящий фрейм в категориях: выступление в суде, чтобы убедить присяжных (социальная категория), или сцена из книги «Хоббит», где герой разговаривает с троллями (художественная).
- Затем из подошедших кадров выберите инструменты, способные выполнить задачу. Это могут быть действия, перемены в ролях или объекты.
- Проведите аналогию для ролей, типов взаимоотношений и деталей обстановки между вашей первоначальной проблемой и новым шаблоном с решением.
В процессе занятия студент, выступая в роли адвоката, может представлять свою концепцию и отвечать на вопросы от представителя противоположной стороны (прокурора). В завершении остальные участники совместно оценивают продемонстрированное выступление (присяжные заседатели).
- В завершение следует проанализировать разработанное решение с точки зрения его соответствия образовательным целям и практическим реалиям.
В этой книге представлено краткое изложение технологии, полная версия, 20 готовых творческих методик и шаблонов-фреймворков. CRAFT/ed.
Школьный конструктор опыта
В школе ИКРА методологи и методисты разработали для преподавателей новый инструмент для проведения интересных уроков — Школьный конструктор опыта.
Это комплект из 90 методических карточек для разработки занятий различного типа.
- Формы занятий (лекция и усвоение новой информации, практические и исследовательские проекты и др.).
- возрастов учеников (с 1 по 11 класс)
- умения (творческое мышление, критический анализ, сотрудничество, общение и др.)
Карточки содержат нестандартные задания для разных этапов урока: начала, основного содержания и итогов. Комбинацию можно выбрать заранее при планировании. Также есть особые карточки, которые помогают познакомить учеников, организовать их в группы и проанализировать урок.
Для этого набора доступен отдельный шаблон сценария для разработки урока, с помощью которого можно удобно спланировать занятие и предусмотреть:
- тему и цель урока;
- характеристику учеников и их количество;
- методики-карточки, которые будем использовать;
- вспомогательные материалы;
- продолжительность каждого этапа урока.
Шаблон позволит хранить полученные материалы и легко передавать их сослуживцам.
Школьный конструктор опыта использует методики, которые берут во внимание:
- Стандарты ФГОС разработаны с учётом этапов урока.
- Разделены по типам: личностные, предметные, метапредметные, исходя из результатов применения методик.
- Ученики могут концентрировать внимание около двадцати минут. На уроках можно использовать разные методы для повышения концентрации.
Методики связывают учебные знания с умениями, полезными в жизни: работой в коллективе, представлением своих мыслей и оценкой чужих, поиском информации самостоятельно.
Материалы по теме:
- Как креативно «переизобретать» обучение
- Три творческие техники для упрощения работы учителей.
- Три подхода к креативному переосмыслению школьных занятий.