
Изображения: Unsplash. Рисунок: Юлия Замжицкая.
Задача учителя-словесника — пробудить любовь к литературе у учеников. Как это сделать, педагог Ольга Левшукова, преподающая русский язык и литературу в средней школе № 25 города Могилева (Республика Беларусь), рассказывает о неявных методиках приобщения школьников к чтению.
Решить проблему «дети не читают» можно двумя способами: принуждение или воспитание желания читать.
Первый метод бесполезен. Второй предполагает у преподавателя способность замечать, осмысливать, пробовать новое и допускать промахи.
На уроках литературы применяю принцип «соленого огурца», разработанный В.Ф. Шаталовым. Метод заключается в организации обстановки, где ученик ненавязчиво усваивает знания, подобно огурецу, помещённому в рассол. Стремлюсь связать тему урока с искусством, историей, и прежде всего – удивить, ведь удивление рождает интерес.
Поделюсь несколькими приемами.
1. «Таинственная надпись»
Этот прием полезен на занятиях по языку и литературе для развития кругозора и поиска информации детьми.
Например, при изучении стихов Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» и «Некрасивая девочка» в восьмом классе, на доске я пишу:
Не оказалось убытков!
Ксеркс и платан;
Пигмалион и Галатея;
Ф.Рокотов «Портрет А.Струйской».
Скупая, неинформативная, таинственная информация привлекает учеников. За каждой из таких записей — увлекательная история. Но я раскрываю ее только частично: лишь эпизоды, связанные с темой занятия. Вместе с тем оставляю зацепки, побуждающие любознательных детей найти и прочитать истории до конца.
2. «Говорящий» стенд
Стенд в кабинете русского языка и литературы всегда заполнен полезной информацией.
Стенд регулярно обновляется информацией. Учащиеся обращают на это внимание, изучают её сами, проявляют удивление, спорят, обсуждают и дополняют знания из сети.
3. Театр теней
В этой театральной игре применяются плоскостные куклы, которые дети самостоятельно вырезают из картона. Подростки располагают их между настольной лампой и экраном, затем зачитывают текст и перемещают своих персонажей, показывая происходящее.
Я использую театр теней на уроках русской литературы.
Этот метод развивает умение выделять характерные черты персонажей, а также навык выразительного чтения. Продвинутые восьмиклассники — представители поколения зумеров — с замиранием сердца смотрят объяснение в любви Ромео и Джульетты, так же, как раньше они наблюдали за Волком и Ягненком из басни Крылова. Выбор ролей на уроках происходит с большим желанием: очередь формируется на несколько занятий вперед.
4. «Мотиваторы»
Этот прием — ненавязчивый способ продвижения чтения. «Мотиваторы» — это листовки с афоризмами (например: «Лучший в мире кинозал — это мозг, и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу») и иллюстрациями. Располагаю их на стенде или в книжном шкафу. Иногда ученики «случайно» замечают их на парте. Тексты короткие, но иногда вызывают оживленные дискуссии.
5. «Литературный бульвар»
В кабинете подростки случайно обнаруживают книгу, обёрнутую бумагой со словами «Книга, которая выбрала тебя». Внутри лежат красочные закладки с отзывами интернет-читателей.
Каждый ребенок начнет листать книгу с такой надписью и закладками!
-
Книжная полка «PRO-чтение»
На полке в моём кабинете находятся книги, которые я считаю интересными. В начале учебного года или при появлении новинок я кратко рассказываю о каждой из них, после чего дети выбирают те, что им понравятся.
Младшеклассники с радостью берут для чтения книги. Очень приятно осознавать, что «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, произведения Харуки Мураками, Франсуазы Саган пришли в жизнь моих учеников с книжной полки кабинета.
Материалы по теме:
- Захватывающая классика: как заинтересовать подростков литературой
- «Палка-селедка»: отвращение к стихам у учеников и пути решения проблемы
- Путешествия по литературе помогают школьникам ощутить атмосферу русской классики.