
Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Фонд «Шалаш» собрал методикиУчебные материалы, подходящие для работы с детьми, перенесшими психологические травмы, такие как потеря близких, переезд, сильный стресс или насилие.
Что такое сострадательный подход
Сострадательный подход к обучению дает возможность детям, перенесшим психологическую травму, обрести в школе новые знания и развить умения для взаимодействия и построения отношений с окружающими.
К травматическому опыту относятся:
- продолжительный сильный стресс;
- потеря или болезнь близкого;
- опыт сиротства;
- пережитое насилие или травля;
- переезд, резкая смена окружения.
Ребенку, пережившему подобные ситуации, сложно доверять окружающим, просить о помощи, учиться новому, выражать и понимать эмоции. Возможны нарушения сна, трудности с памятью и концентрацией. Хотя учителя не обучены, не готовы и не обязаны углубляться в личные истории учеников, сострадательная учебная программа поможет педагогу поддержать ребенка и справиться с возможными последствиями травматического опыта, которые проявляются в классе.
Сострадательный подход могут применять не только классные руководители, отвечающие за определенный класс, но и все специалисты, работающие с детьми: преподаватели, социальные педагоги, психологи и педагоги дополнительного образования.
Принципы сострадательного подхода
Сострадательный подход зиждется на шести принципах.
-
Наделять силой, а не лишать ее
Пострадавшие от травмы ученики часто соперничают с преподавателями за власть, считая, что контроль ситуации в классе подарит им безопасность. Чем бессильнее, зависимее и менее компетентным ощущает себя ребенок, тем хуже его поведение.
Дети:
- нарушают правила или отказываются им следовать;
- нарушают дисциплину в классе;
- вмешиваются в ход урока.
Так люди уходят от чувств бессилия и беспомощности, которые напоминают о травмирующем прошлом.
Как действовать
В сострадательном подхода учитель не руководит детьми, переживающими последствия травмы. Предлагает им совместный надзор за классовой обстановкой. Например, совместно с учениками обсуждает и корректирует правила поведения, а также устанавливает последствия за их нарушение.
Избегайте криков, угроз, насмешек и сарказма. Уважаемо и мирно следите за порядком.
-
Поддерживать, а не ругать за неудачи
Дети, перенесшие травматические события, испытывают трудности с доверием, им сложно проявить инициативу и строить отношения. Как правило, критично оценивают себя, недостатки и ошибки.
Как действовать
В трудных ситуациях ребёнку требуется взрослый, который проявляет уважение, настоящую доброту и сочувствие. Например, если ученик испытывает сложности и говорит, что ему ничего не удастся, учитель не будет его ругать или указывать на ошибки, а окажет поддержку и предложит помощь: «Мне жаль, что ты так считаешь. Я понимаю, что сейчас тебе трудно, но это не означает, что так всегда будет. Я могу помочь тебе, когда ты захочешь снова попробовать».
-
Не снижать планку, но и не завышать ее
Дети с травматическим опытом могут вести себя по-другому: реагировать на события иначе, осваивать новые навыки в разном темпе, быстрее уставать и отвлекаться. Если обратить внимание на эти отличия и озвучивать их, ребенок может почувствовать беспомощность, что усугубит проявления травмы.
Как действовать
Ребенку, перенесшему травму, важно видеть, что учитель предъявляет к нему те же требования, что и к другим.
Определяет правила, предупреждает о последствиях, указывает на проблемы и отмечает успехи. Это помогает ему почувствовать себя достойным безусловного положительного отношения и внимания, как и остальные.
-
Проводи эксперименты, анализируй результаты и формулируй уточняющие вопросы.
Травма – это личная реакция каждого человека на произошедшие события. Если полагать, что кто-то травмирован по причине принадлежности к определенной группе людей (например, если ученик из неполной семьи), то это препятствует пониманию ребенка.
Обращайте внимание на каждого ученика вне зависимости от информации о его личной жизни. Тихий, замкнутый ребенок, демонстрирующий эмоциональное отсутствие во время урока, может волновать учителя так же сильно, как и тот, кто шумный и не подчиняется правилам.
Как действовать
Преподаватели, придерживающиеся сострадательного подхода, следят за поведением обучающегося и формулируют вопросы тактично и точно, руководствуясь наблюдениями. Например, если речь идет о трудностях или переживаниях, лучше задать вопрос в тихой обстановке во время личной беседы с ребенком.
В данном контексте наиболее важны три умения.
- Умение замечать свои предположения.
Учитель, замечая в себе предположения, прежде чем делать выводы, наблюдает за поведением ученика.
- Способность формулировать вопросы по результатам наблюдений.
Наблюдение следует зафиксировать основными размышлениями и замечаниями, что позволяет со стороны проанализировать детское поведение без влияния эмоциональных реакций учителя в процессе наблюдения.
- Умение выслушать.
Стоит задавать вопросы только в том случае, если готовы внимательно услышать ответ. После вопроса следует пауза, ожидание и внимание к реакции собеседника. Возможно, ответом будет не прямая речь, а изменение поведения ученика.
-
Быть «тренером по отношениям»
Психиатр и специалист по травме Джудит Герман отмечала, что травмирующие события вызывают сомнения в основных людских отношениях.
Как действовать
Преподаватели, использующие сострадательный подход, могут продемонстрировать ребенку наличие людей, которые его ценят, готовы оказывать поддержку и выслушивать. С помощью педагогов ученики учатся устанавливать границы и общаться как со взрослыми, так и с другими детьми. Взаимоотношения, которые учитель строит с учениками, оказывают влияние на атмосферу и манеру поведения в классе.
-
Предоставлять возможности для помощи другим
Детям и подросткам важно ощущать свою принадлежность к определённому сообществу.
Это даёт возможность быть услышанными, принимать решения, нести ответственность и участвовать в решении общих проблем. Помогая другим, дети чувствуют себя более устойчиво и уверенно.
Как действовать
Для взаимопроверки в классе можно использовать задания или провести урок, организованный самими учениками по методическим рекомендациям педагога. Учителю следует демонстрировать учащимся новые возможности для дружбы и поддержки, отмечая успехи, задавая вопросы и показывая способы взаимной помощи.
Важность системного и последовательного использования сострадательного подхода очевидна. Необходимо составить план действий, следовать правилам и быть внимательным к изменениям в поведении ученика. Даже при отсутствии возможности внедрения сострадательного подхода на уровне всей школы его можно применять индивидуально. Например, постепенно включать в свою работу принципы, которые считаете ценными — это будет поддержкой для детей, переживших травму.