Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Работа дефектолога ежедневно предполагает выполнение разнообразных задач: составление индивидуальных программ, коррекционные занятия, отслеживание прогресса ребенка и многое другое. Неизбежно присутствует сотрудничество с другими специалистами для комплексного развития навыков ребенка.

Эксперт поделилась информацией о том, почему дефектологу важно сотрудничать со специалистами разных областей и как организовать плодотворную работу вместе. АкадемСити Ольга Гриднева.

С какими специалистами работает дефектолог

Для продуктивной работы с ребенком необходимо учитывать индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны, интересы и потребности. В большинстве случаев требуется междисциплинарный подход для создания индивидуализированной программы обучения и коррекции. Совместная работа специалистов улучшает качество образовательного процесса, способствует гармоничному развитию личности ребенка, повышает его уверенность в себе и социальные навыки.

С дефектологом могут сотрудничать следующие специалисты.

  • логопед;
  • психолог;
  • физический терапевт;
  • врач-педиатр;
  • эрготерапевт;
  • аудиолог и сурдолог.

Состав специалистов для каждого случая индивидуален и определяется характеристиками учреждения, возрастом ребенка и его нуждами.

Специалист

Что делает

Какие навыки осваивает ребенок

Дефектолог

Работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогая им постигать мир и приобретать необходимые умения.

Играет вместе с детьми и взрослыми.

Логопед

Способствует общению с окружающими, помогает строить продуктивные беседы.

Слышит речь и выражает собственные нужды.

Психолог

Улучшает внимательность, память, логику, социальные умения, способствует уменьшению беспокойства и напряжения.

Способствует развитию социальных навыков, когнитивных способностей и умения выражать свои эмоции.

Эрготерапевт

Способствует успешному участию в повседневной жизни.

Питается, ложится спать, совершает походы в магазин с матерью.

Аудиолог и сурдопедагог

Способствует восстановлению слуха у детей с отклонениями.

Предпочитает слышать звуки, способствует развитию речи.

Физический терапевт

Лечит проблемы с опорно-двигательным аппаратом и различными физическими недугами.

Удерживает форму корпуса, к примеру, во время стояния или при сесть за стол.

Дефектолог, работающий в школе, взаимодействует с учителями, воспитателями группы продленного дня, тьютором и социальным педагогом. В специализированных учреждениях, таких как коррекционные школы, социально-реабилитационные центры или службы ранней помощи, трудится множество специалистов с узкой специализацией, тогда как в обычных школах применяется более универсальный подход.

Техническое оснащение учреждения также оказывает влияние на ситуацию. Наличие современного оборудования, такого как нейротренажеры и адаптивные устройства, способствует развитию физических и когнитивных способностей детей в безопасной и стимулирующей обстановке.

Возраст ребёнка может повлиять на состав специалистов, необходимых для работы с ним.

  • Младенческий и ранний возраст:Порой необходима поддержка педиатров, логопедов и дефектологов для развития моторики, речи и социальных навыков.
  • Дошкольный возраст:Важно специалистам, умеющим развивать когнитивные и эмоциональные навыки, таким как психологи и воспитатели.
  • Школьный возраст:В этот период может понадобиться помощь специалистов, таких как дефектологи, логопеды и психологи.

При составлении плана учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: тип и тяжесть нарушения, его способности, интересы, семейная обстановка и другие факторы. Специалисты совместно анализируют эти характеристики для определения наиболее эффективной стратегии работы с ребенком.

Что комплексный подход дает ребенку

При совместной работе специалистов каждый трудится над своим заданием, что в итоге повышает качество жизни ребёнка.

Как различные профессии воздействуют на развитие ребенка?

Таким образом, междисциплинарный подход дает возможность:

  • комплексно оценить состояние ребенка;
  • выстроить индивидуализированный подход;
  • помочь эффективно интегрироваться в общество;
  • устранить барьеры в обучении;
  • Поощрять стремление к обучению и саморазвитию.

Ребенок может иметь разные виды нарушений одновременно, и каждый эксперт внесёт свой вклад в его развитие.

Взаимодействие дефектолога с другими специалистами.

Первичный прием с ребенком – первый этап работы. Проводить его могут несколько специалистов (дефектолог, психолог, логопед) или один из них. В ходе беседы со взрослыми и ребенком специалист определяет имеющиеся нарушения и составляет план коррекции.

Первичный прием часто не позволяет специалистам сформировать полную оценку состояния. Требуется проведение дифференциальной диагностики: анализ истории болезни ребенка, изучения медицинских документов и результатов анализов.

Специалисты проведут консилиум и согласуют план работы на три месяца. В процессе взаимодействия будет происходить еженедельные встречи для обсуждения результатов. При положительной динамике сохранятся намеченные действия. Возможны ситуации, когда у кого-то возникают трудности или прогресс приостанавливается.

Обсуждается, как улучшить работу: добавить развивающие игры или удалить некоторые элементы. Иногда необходимо вернуться к предыдущему этапу или использовать другую методику.

Ольга Гриднева

Раз в три месяца проводится детальный анализ состояния ребенка. Специалисты оценивают его развитие, ведут запись о прогрессе и вносят изменения в программу по мере надобности.

Работу с ребёнком можно визуализировать как общую схему, охватывающую все её стадии.

Как преодолевать трудности совместной работы

Когда специалисты отказываются соглашаться и работать сообща, появляются трудности. Каждый применяет свой метод, считая его лучшим, и ставит перед ребенком особые условия.

В подобных ситуациях мнения экспертов могут расходиться не только незначительно, но и принципиально. К примеру, один специалист в своем кабинете устанавливает жесткие границы для ребенка, воспитывая дисциплину, а другой, напротив, все позволяет, не стремятся обучать ребенка терпению.

Такая ситуация может возникнуть между специалистами разных областей или двумя дефектологами из различных организаций. Некоторые родители ошибочно считают такой подход действенным: по понедельникам ребенок посещает занятия в одном центре к Марии Петровне, а по пятницам — в другом центре к Марии Ивановне. Если Мария Ивановна и Мария Петровна друг друга не знают и не взаимодействуют для совместной работы, сложно представить, насколько это будет непросто для ребенка.

Ольга Гриднева

Новичкам в профессии дефектолога следует сразу понять, что для достижения больших успехов необходима работа с другими специалистами. Важно уметь находить общий язык и действовать сообща.

Как организовать комплексный подход?

Для начала построения междисциплинарного подхода можно сделать следующее.

  • Узнать больше о комплексной работе. Начинающему дефектологу, который не уверен в понимании основ работы с коллегами, можно повторить теорию, прочитав материалы или пройдя онлайн-курс.
  • Сформировать команду специалистов. Каждый должен понимать свои задачи и будущий вклад в процесс.
  • Назначить время для встреч.Можно сравнить графики и быстро определить удобные для всех даты, поскольку встречи будут происходить периодически.
  • Обменяться опытом. Эксперты могут быть взаимовыгодны, предоставляя друг другу действенные диагностические методики.
  • Согласовать методики. Применяемые подходы в работе должны согласовываться между собой.
  • Постоянно обучаться. Специалистам нужно посещать курсы повышения квалификации, семинары и конференции для овладения новыми методами работы.

Работа дефектолога совместно со специалистами – это важный элемент успешной коррекционной работы. Такой подход обеспечивает полное понимание потребностей детей с ОВЗ и позволяет разрабатывать эффективные стратегии обучения и социализации. Совместные действия специалистов помогают создать оптимальные условия для развития каждого ребенка, что особенно важно для их успешной интеграции в общество.