Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Работа дефектолога ежедневно предполагает выполнение разнообразных задач: составление индивидуальных программ, коррекционные занятия, отслеживание прогресса ребенка и многое другое. Неизбежно присутствует сотрудничество с другими специалистами для комплексного развития навыков ребенка.
Эксперт поделилась информацией о том, почему дефектологу важно сотрудничать со специалистами разных областей и как организовать плодотворную работу вместе. АкадемСити Ольга Гриднева.
С какими специалистами работает дефектолог
Для продуктивной работы с ребенком необходимо учитывать индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны, интересы и потребности. В большинстве случаев требуется междисциплинарный подход для создания индивидуализированной программы обучения и коррекции. Совместная работа специалистов улучшает качество образовательного процесса, способствует гармоничному развитию личности ребенка, повышает его уверенность в себе и социальные навыки.
С дефектологом могут сотрудничать следующие специалисты.
- логопед;
- психолог;
- физический терапевт;
- врач-педиатр;
- эрготерапевт;
- аудиолог и сурдолог.
Состав специалистов для каждого случая индивидуален и определяется характеристиками учреждения, возрастом ребенка и его нуждами.
Специалист |
Что делает |
Какие навыки осваивает ребенок |
Дефектолог |
Работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помогая им постигать мир и приобретать необходимые умения. |
Играет вместе с детьми и взрослыми. |
Логопед |
Способствует общению с окружающими, помогает строить продуктивные беседы. |
Слышит речь и выражает собственные нужды. |
Психолог |
Улучшает внимательность, память, логику, социальные умения, способствует уменьшению беспокойства и напряжения. |
Способствует развитию социальных навыков, когнитивных способностей и умения выражать свои эмоции. |
Эрготерапевт |
Способствует успешному участию в повседневной жизни. |
Питается, ложится спать, совершает походы в магазин с матерью. |
Аудиолог и сурдопедагог |
Способствует восстановлению слуха у детей с отклонениями. |
Предпочитает слышать звуки, способствует развитию речи. |
Физический терапевт |
Лечит проблемы с опорно-двигательным аппаратом и различными физическими недугами. |
Удерживает форму корпуса, к примеру, во время стояния или при сесть за стол. |
Дефектолог, работающий в школе, взаимодействует с учителями, воспитателями группы продленного дня, тьютором и социальным педагогом. В специализированных учреждениях, таких как коррекционные школы, социально-реабилитационные центры или службы ранней помощи, трудится множество специалистов с узкой специализацией, тогда как в обычных школах применяется более универсальный подход.
Техническое оснащение учреждения также оказывает влияние на ситуацию. Наличие современного оборудования, такого как нейротренажеры и адаптивные устройства, способствует развитию физических и когнитивных способностей детей в безопасной и стимулирующей обстановке.
Возраст ребёнка может повлиять на состав специалистов, необходимых для работы с ним.
- Младенческий и ранний возраст:Порой необходима поддержка педиатров, логопедов и дефектологов для развития моторики, речи и социальных навыков.
- Дошкольный возраст:Важно специалистам, умеющим развивать когнитивные и эмоциональные навыки, таким как психологи и воспитатели.
- Школьный возраст:В этот период может понадобиться помощь специалистов, таких как дефектологи, логопеды и психологи.
При составлении плана учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка: тип и тяжесть нарушения, его способности, интересы, семейная обстановка и другие факторы. Специалисты совместно анализируют эти характеристики для определения наиболее эффективной стратегии работы с ребенком.
Что комплексный подход дает ребенку
При совместной работе специалистов каждый трудится над своим заданием, что в итоге повышает качество жизни ребёнка.
Как различные профессии воздействуют на развитие ребенка?
Таким образом, междисциплинарный подход дает возможность:
- комплексно оценить состояние ребенка;
- выстроить индивидуализированный подход;
- помочь эффективно интегрироваться в общество;
- устранить барьеры в обучении;
- Поощрять стремление к обучению и саморазвитию.
Ребенок может иметь разные виды нарушений одновременно, и каждый эксперт внесёт свой вклад в его развитие.
Взаимодействие дефектолога с другими специалистами.
Первичный прием с ребенком – первый этап работы. Проводить его могут несколько специалистов (дефектолог, психолог, логопед) или один из них. В ходе беседы со взрослыми и ребенком специалист определяет имеющиеся нарушения и составляет план коррекции.
Первичный прием часто не позволяет специалистам сформировать полную оценку состояния. Требуется проведение дифференциальной диагностики: анализ истории болезни ребенка, изучения медицинских документов и результатов анализов.
Специалисты проведут консилиум и согласуют план работы на три месяца. В процессе взаимодействия будет происходить еженедельные встречи для обсуждения результатов. При положительной динамике сохранятся намеченные действия. Возможны ситуации, когда у кого-то возникают трудности или прогресс приостанавливается.
Обсуждается, как улучшить работу: добавить развивающие игры или удалить некоторые элементы. Иногда необходимо вернуться к предыдущему этапу или использовать другую методику.
Ольга Гриднева
Раз в три месяца проводится детальный анализ состояния ребенка. Специалисты оценивают его развитие, ведут запись о прогрессе и вносят изменения в программу по мере надобности.
Работу с ребёнком можно визуализировать как общую схему, охватывающую все её стадии.
Как преодолевать трудности совместной работы
Когда специалисты отказываются соглашаться и работать сообща, появляются трудности. Каждый применяет свой метод, считая его лучшим, и ставит перед ребенком особые условия.
В подобных ситуациях мнения экспертов могут расходиться не только незначительно, но и принципиально. К примеру, один специалист в своем кабинете устанавливает жесткие границы для ребенка, воспитывая дисциплину, а другой, напротив, все позволяет, не стремятся обучать ребенка терпению.
Такая ситуация может возникнуть между специалистами разных областей или двумя дефектологами из различных организаций. Некоторые родители ошибочно считают такой подход действенным: по понедельникам ребенок посещает занятия в одном центре к Марии Петровне, а по пятницам — в другом центре к Марии Ивановне. Если Мария Ивановна и Мария Петровна друг друга не знают и не взаимодействуют для совместной работы, сложно представить, насколько это будет непросто для ребенка.
Ольга Гриднева
Новичкам в профессии дефектолога следует сразу понять, что для достижения больших успехов необходима работа с другими специалистами. Важно уметь находить общий язык и действовать сообща.
Как организовать комплексный подход?
Для начала построения междисциплинарного подхода можно сделать следующее.
- Узнать больше о комплексной работе. Начинающему дефектологу, который не уверен в понимании основ работы с коллегами, можно повторить теорию, прочитав материалы или пройдя онлайн-курс.
- Сформировать команду специалистов. Каждый должен понимать свои задачи и будущий вклад в процесс.
- Назначить время для встреч.Можно сравнить графики и быстро определить удобные для всех даты, поскольку встречи будут происходить периодически.
- Обменяться опытом. Эксперты могут быть взаимовыгодны, предоставляя друг другу действенные диагностические методики.
- Согласовать методики. Применяемые подходы в работе должны согласовываться между собой.
- Постоянно обучаться. Специалистам нужно посещать курсы повышения квалификации, семинары и конференции для овладения новыми методами работы.
Работа дефектолога совместно со специалистами – это важный элемент успешной коррекционной работы. Такой подход обеспечивает полное понимание потребностей детей с ОВЗ и позволяет разрабатывать эффективные стратегии обучения и социализации. Совместные действия специалистов помогают создать оптимальные условия для развития каждого ребенка, что особенно важно для их успешной интеграции в общество.